Презентация <Приложение 1>
На пути к новой школе (Слайд 2)
Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными во всех педагогических сообществах. Президент нашей страны, рассматривая систему образования как основу развития государства, уверен, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. «Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». С передовых позиций мы откатились» (Слайд 3). Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей (Слайд5).
Исходя из этих направлений, перед начальной школой выдвигаются следующие задачи:
1. Переход школы на новый ФГОС. (Слайд 6) Речь идет об образовательных стандартах нового поколения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований,таких как:
- требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей);
- требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");
- требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности). Необходимо менять менталитет педагогов. Сейчас у всех одна модель обучения: дети «сидят правильно», внимательно слушают. Педагоги в большинстве случаев не могут расстаться с этой схемой. Школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений. А учитель должен быть «актером второго плана», просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать, не привлекая к себе внимания. (Слайд 7) Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Изучив литературу по новым ФГОС (Слайд 8), в этом учебном году учителями начальных классов была разработана и написана основная образовательная программа, состоящая из 8 разделов.(Слайд9)
2. Новой школе – новый учитель. (Слайд 10) Ключевой фигурой Новой школы является учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Новый учитель - человек, любящий свою работу и своих воспитанников. (Слайд 11) Для успешного перехода на ФГОС второго поколения в первую очередь необходимо развитие учительского потенциала (Слайд 12):
- Модернизация системы педагогического образования, возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ-компетентности;
- Развитие сетевого взаимодействия учителей;
- Трансляция педагогического опыта;
- Постоянное повышение квалификации;
- Новая система аттестации педагогических кадров;
- Система моральных и материальных стимулов
С внедрением ФГОС мы осознаем всю ответственность, лежащую на педагоге за судьбы "современных" детей и готовых к инновациям. Нашей ближайшей целью является продолжение работы по самообразованию, саморазвитию при помощи интернет ресурсов, различных курсов, семинаров и т.д.
Пока учимся - мы живем!В непрерывной связи с этим показателем находятся и новая система повышения квалификации, и новая процедура аттестации педагогических работников. В этом учебном году 7 учителей начальной школы закончили курсы - Гусейнова Т.А.,, Кулагина Н.В., Облезова Н.В.,Степанова О.Г., Степина Н.М., Юмина А.А., Яблонская И.В. (Слайд 13), прошли аттестацию Юмина А.А., Гусейнова Т.А., Гаврилюк Л.В., Михайлова Л.А.,Яблонская И.В.) (Слайд 14). Доля педагогических работников, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории, увеличивается – высшую квалификационную категорию имеют 81% учителей начальной школы, первую – 13% (Слайд15)
Знания, полученные на курсах повышения квалификации, учителя начальной школы применяют на уроках. Все учителя владеют ИКТ-компетентностью (Слайд 16 - 17).
В начальной школе работают учителя, которые способны к инновационной профессиональной деятельности. Каждый учитель не боится внедрять новые современные развивающие технологии. В этом учебном году были даны открытые уроки с применением ИКТ (Гаврилюк Л.В., Давыдова Л.Л., Юмина А.А., Пыхонина Г.В., Гусейнова Т.А., Кулагина Н.В., Облезова Н.В.) (Слайд 18). Наши педагоги ежегодно делятся своим опытом работы в профессиональном сообществе, публикуя свои наработки на сайтах:
- Фестиваль педагогических идей Открытый урок (Кулагина Н. В., Степина Н.М., Шенаева М.С., Яблонская И.В.)(Слайд 19);
- Завуч ИНФО (Гаврилюк Л. В., Захарова Е. И., Облезова Н. В., Пыхонина Г. В., Степанова О. Г., Шашкова Л. В., Шенаева М. С.);
- ПРО ШКОЛУ. RU (Гаврилюк Л. В., Михайлова Л. А., Степанова О. Г., Шенаева М. С. (Слайд 20). Наши учителя принимали участие в социальном проекте телекомпании ВКТ «Учительница первая моя» (Слайд 21)
3. Система поддержки талантливых детей
- Общая среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят
- Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников
- Развитие дополнительного образования
- Развитие системы ученических конференций и семинаров Отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио(Слайд22)
Система поддержки талантливых детей в этом году предусматривала различные способы реализации. Т.к. участие в окружных предметных олимпиадах предполагает только по одному ученику от школы, учителя 2-4 классов предложили своим воспитанникам участвовать в различных интернет-конкурсах. Но, не все учителя владели такой информацией, поэтому число участников было ограничено, хотя могло быть гораздо большим. (Слайд 23 -29)
По инициативе учителей начальных классов работа с мотивированными детьми позволит в плане трансляции опыта провести на следующий учебный год постоянно действующий окружной семинар: «Система работы с одаренными и творческими детьми» (Слайд 30)
4. В настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения с каждым годом становится всё острее и насущнее.
Уже на первой ступени обучения дети теряют здоровье, поэтому следующая наша проблема - сохранение здоровья школьников. (Слайд 31)
Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения обеспечивают формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее ежегодную 100%-ную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, физкультурно-оздоровительная деятельность (динамический час, физкультминутки на уроках, подвижные переменки), обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это должно влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлён переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2011 году будет введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. (Слайды 32 - 34)
«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире…» (Из Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию) (Слайд 35) Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Если школа станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, тогда мы получим реальную отдачу. (Слайд 36)
5. Поэтому отдельное внимание уделяется обсуждению современной школьной инфраструктуры (Слайд 36) Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически.
Современная школьная инфраструктура реализует ряд функций:
- охраны здоровья, защиты прав и безопасности детей;
- обеспечения полноценного образования детей с помощью материально-технической базы и педагогических услуг
- развивающую (создание условий для обеспечения личностного, интеллектуального и творческого развития детей в учебных и внеучебных видах деятельности;
- прогностическую (уровень инфраструктуры задает направления профессионального роста педагогов, обогащает и развивает образовательную среду).
Инфраструктура школы формируется в соответствии с основной образовательной программой, которая задает вектор движения педагогов и обучающихся к образовательным результатам. (Слайд 37) Результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника (Слайд 38):
- Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.
Желаем всем творческих успехов!