Исследователи рассматривают общение как важнейший вид человеческой деятельности, в процессе которой происходит формирование познавательных процессов и личности в целом. Они подчеркивают тесную связь общения с речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни человека, но прежде всего, она является средством общения.
А.Н. Леонтьев определяет речевое общение как общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации. Это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [1].
Исследованию проблемы развития речевого общения посвящены труды А.К. Аксеновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Т.В. Лусс, В.Г. Петровой, С. Л. Рубинштейна и др. Основным условием и движущей силой общего развития детей является общение с окружающими людьми, именно через общение они усваивают систему ценностей и формы деятельности. Недостаточность коммуникативных контактов пагубным образом влияет на психическое развитие ребенка, снижает уровень его речевой активности, стремления к общению [2]. Авторы отмечают, что у детей с нарушением интеллекта затруднен процесс становления речевого общения, но выявлены возможности его развития.
В процессе обучения младшие школьники овладевают различными формами речевого общения: ситуативно-личностной, ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной, внеситуативно-личностной.
По утверждению А.Н. Леонтьева, игра-драматизация является одной из важных форм перехода к продуктивной, творческой, а именно эстетической деятельности, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования всех сторон речи (словаря, фонетики, синтаксиса), ее выразительности, речевой активности, перевода неречевых средств общения в речевые, в процессе чего происходит непосредственное формирование навыков речевого общения [3].
По мнению авторов, театрализованные игры повышают речевую активность, выступают в роли образца речевого реагирования, обогащают чувственный опыт детей, стимулируют развитие анализаторных систем. Таким образом, театрализованные игры в силу своего комплексного воздействия оказываются особенно полезными в процессе развития речевого общения.
Цель исследования: выявить эффективность использования театрализованных игр в коррекционной работе по развитию речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Мы предположили, что работа по развитию речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованных игр будет эффективной, если организовать процесс театрализованной деятельности на основе использования игр-драматизаций в форме театрального кружка, предусматривающий проведение занятий по развитию речевого общения с учетом психофизических и индивидуальных особенностей детей.
Для выявления уровня развития устной речи и уровня развития речевого общения мы применили методики Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, А.Г. Арушановой.
По итогам констатирующего этапа выяснилось, что у младших школьников с нарушением интеллекта недостаточно развиты устная речь и речевое общение. В экспериментальной группе у 44,4% детей средний уровень развития устной речи, низкий уровень у 55,6%. В контрольной группе 44,4 % показали средний уровень, низкий уровень 55,6 % детей. Высокий уровень не был отмечен. Данные в экспериментальной группе по развитию речевого общения: средний уровень у 33,3% учеников, низкий уровень у 66,7% учеников. В контрольной группе: средний уровень у 33,3 % учащихся, низкий уровень у 66,7% учащихся. Высокий уровень отмечен не был. Это подтвердило необходимость проведения коррекционной работы.
На формирующем этапе мы организовали работу по развитию речевого общения в форме театрального кружка. Эксперимент был организован в три этапа.
Первый этап (подготовительный).
Задачи:
- формирование потребности к речевому общению со сверстниками через введение коллективного взаимодействия в игре, в процессе чего формируется чувство принадлежности к группе. Использовались игры и упражнения на развитие группового взаимодействия и общения, где дети ставились в ситуации, в которых невозможно действовать одному;
- развитие невербальных средств общения. Детей учили объясняться с помощью жестов и мимики. Обучение шло на основе подражания, затем с использованием картинок, изображающих различные эмоциональные проявления, и по словесным инструкциям, которые ставили детей в ситуации необходимости представить и показать ощущения кого-либо (сердитый дедушка, собака выпрашивает колбасу и т.д.), игры-превращения, пантомимы.
Второй этап (основной).
Задачи:
- формирование диалогических отношений. Упражнения по развитию четкой дикции, задания для развития интонационной выразительности (предлагались и обсуждались образцы ведения диалога в определенной ситуации), этюды-ситуации вежливого обращения (для воспитания умения общаться с людьми в различных ситуациях);
- развитие речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности на основе игр–драматизаций. Работа над постановкой произведений проводилась в следующей последовательности: знакомство с произведением, беседа по его содержанию (это помогало детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами), распределения ролей, постановка диалогов, постановка сказки. При постановке предусматривалось формирование доброжелательного общения, внимание к речи собеседника. Дети были объединены общими переживаниями, они учились согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходило развитие качеств общения.
Третий этап (заключительный).
Задача этапа: постановка произведений перед зрителями.
Система работы по развитию речевого
общения у младших школьников
с нарушением интеллекта в театральном кружке
Основные направления работы по развитию речевого общения:
- развивать и обогащать словарный запас, грамматический строй, звуковую сторону речи;
- развивать умения, относящиеся к невербальному поведению;
- обогащать игровой опыт детей, развивая специальные игровые умения, связанные с освоением позиции “зритель”, “артист”, умения взаимодействовать с другими участниками игры.
Правила работы в театральном кружке:
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- воспитание интереса к драматизации, театрализованной деятельности. С этой целью создавались ситуации, в которых персонажи вступали с детьми в диалог;
- участие детей в подготовке к игре (изготовление декораций);
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых.
При освоении игр - драматизаций работа проводилась по следующим ступеням:
- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц;
- игра-импровизация под музыку;
- ролевой диалог героев сказок;
- игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.
Этап | Цели | Ступени | Игры |
Подготовительный
Основной
|
1. Формирование
доброжелательного отношения к коллективным
видам деятельности, посредством которых
развивалась потребность в речевой коммуникации. 2. Активизация вербальных и невербальных средств общения. 3. Обучение элементарным имитационным действиям.
Формирование диалогических отношений
|
Первая ступень. Формирование потребности и позитивного отношения к речевому общению со сверстниками через введение коллективного взаимодействия в игре. |
“Узнай героя сказки” (учить
определять образ персонажа по названным
признакам). “Угадай эпизод сказки” (учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам). “Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок” (работая вместе, составить сказку из отдельных частей иллюстрации). “Угадай, кто это” (работая вместе учить составлять образ персонажа по детали костюма). |
Вторая ступень. Развитие невербальных средств общения. |
Придумай действие и оживи позу”
(учить создавать образ и внешне выражать его
невербальными действиями). “Найди потерянное” (передавать невербальными действиями поиск предмета). “Импровизируем образ” (становление скрипачом, певцом). “Игры превращения” (направлены на мышечное расслабление и напряжение). |
||
Третья ступень. Развитие речевого общения в продуктивных видах деятельности. Первая ступень. Развитие четкой дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки); развитие речевой интонационной выразительности. |
Рисунки, поделки. Упражнения по развитию четкой дикции проводятся на втором и третьем этапах (речевое дыхание, пословицы, поговорки); “Передай образ голосом” (развитие умения передать характерные особенности образа при помощи речевых интонаций). “Телефон” (учить включаться в коллективную драматизацию стихотворения, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики и интонации голоса). |
||
Вторая ступень. Развитие речевого общения в процессе организации театрализованной деятельности |
“Помоги Красной Шапочке”
(развитие диалогического общения). “Продолжи действие” (развивать общение детей, придумывая варианты игровой ситуации). “Покажи мультфильм”. “Покажите сказку” (коллективное составление рассказа по опорным словам и показ сказки). “Сказка Колобок” (учить различать и передавать интонации, показ сказки). “Машенька и медведь” (учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей, показ сказки). “Три медведя” (формирование представлений о хорошем и плохом поступке, показ сказки). “Репка” (развитие выразительности интонации, мимики, движений, общения и речи посредством совместной игры). |
||
Заключительный | Постановка произведении перед зрителями | Сказка “Колобок”. Сказка “Репка”. |
Проводимая работа по развитию речевого общения у младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованных игр способствовала развитию коммуникативных навыков, установлению межличностных отношений, активизировала речевую продукцию детей.
Литература
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение,1987. – 156 с.
- Лубовский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Издательство, 1985. – 166 с.
- Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей. — М.: Просвещение, 1999. – 159 с.