Цели.
- Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд.
- Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.
- Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону.
Оборудование.
- Конституция РФ.
- Трудовой Кодекс РФ.
- Трудовой Договор.
- Трудовая книжка.
- Учебник.
- ПК, проектор.
- Презентация к уроку.
Основные понятия: работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата.
Предполагаемый результат.
- Знание учащимися основных документов, регламентирующих трудовую деятельность граждан.
- Знание особенностей законодательства в области организации детского труда.
- Умение работать в группе, с документами.
- Уважительно относиться к труду и людям труда.
- Уважать закон.
Ход урока
№ п/п | Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | Время этапа |
1. | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Тихо
садитесь! Новый день в разгаре! Но мы с вами так,
же спокойны и добры, приветливы и дружны как
утром! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг
другу. - Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Выдохните обиду, злобу, беспокойство. Теперь потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. |
Слайд №1 | 2 минуты |
2. | Формулирование темы урока | - Ребята, я вам предлагаю
прочитать пословицы: Лентяй да шалопай – два родных брата. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. Труд человека кормит, а лень портит. - Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Конечно, о труде и лености. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? - Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: труд с точки зрения закона. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу. |
Слайд №2
Слайд №3 |
2 минуты |
3. | Проверка домашнего задания | У каждого из вас на парте лежат
карточки со словами “да”, “нет”. Я вам сейчас
буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту
карточку, на которой, по-вашему, мнению
зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы
свой ответ обосновать. - Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес? - Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа? - Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане? - Нужны ли ребёнку карманные деньги? - Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? - Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей? - В древние времена дети не работали, а только играли? - До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет? - Рабочий день детей был 14-16 часов? - Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться? - За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату? - В каникулы подростки могут устроиться работать на почту? - Подростки не должны работать полный рабочий день?
Сегодня, часть подростков, активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами. Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд. |
Карточки | 5 минут |
4. | Физическая пауза | Комплексы упражнений для снижения утомления глаз 1. Удивление И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб. 2. Сердитесь И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови. 3. Страх И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки. 4. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки. 5. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться. 6. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться. 7. И.п. – сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот. 8. II.п. – сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови. 9. И.п. – сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз. |
Слайд №4 | 2 минуты |
5. | Работа с новым материалом | - Ребята, скажите, пожалуйста, так
что же обозначает слово “труд”? - Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает? Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда. - В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах:
- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно. Всеобщая декларация прав человека Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека. Конституция РФ В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд. - Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы. - Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным? Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе. Трудовой Кодекс РФ В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей. Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей. Закон разрешает: - трудоустройство подростков с 16 лет; - трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)). Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков: - 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа; - 15–16 лет (работники) – 5 часов; - 16-18 лет – 3,5 часа. Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет: - к тяжелым, вредным и опасным работам; - к работам в ночное время. Трудовой Договор При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника). Трудовая книжка В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении. |
Толковый словарь. Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7 Декларация прав человека. Слайд №8 Конституция РФ. Слайд №9 Слайд №10 Трудовой Кодекс РФ. Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Трудовой Договор. Слайд №15 Трудовая книжка. |
18 минут |
6. | Физическая пауза | Выполнение физических упражнений. | 2 минуты | |
7. | Работа с новым материалом | Итак, давайте, подумает, какие
документы необходимы человеку при поступлении
на работу?
|
Слайд №16 | 2 минуты |
8.
|
Закрепление изученного материала | Ситуация: Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит подросток. Подросток – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму. Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет? Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу. Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня? Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо? Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам? - Какие аспекты законодательства нарушены работодателем? |
2 минуты | |
Соотнесение понятий с темой
урока: - Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме нашего урока:
|
1 минута | |||
Назовите подходящее по смыслу
понятия: |
Слайд №17 | 1 минута | ||
9. | Домашнее задание | § 12, стр. 81, практикум | Слайд №18 | 1 минута |
10. | Итог урока | - О чем мы с вами сегодня говорили
на уроке? - Какие документы регламентируют трудовую деятельность граждан РФ? - Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки. - Урок окончен. До свидания! |
2 минуты | |
Дополнительный материал | Разбор ситуаций. Нарушен закон
или нет: |
Приложение 1
Толковый словарь Ожегова
Труд
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд.
2. Работа, занятие.
3. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.
4. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки трудового обучения.
Приложение 2
Конституция РФ, статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.