Урок обществознания в 6-м классе по теме "Труд с точки зрения закона"

Разделы: История и обществознание


Цели.

  1. Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд.
  2. Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.
  3. Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
  4. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону.

Оборудование.

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой Кодекс РФ.
  3. Трудовой Договор.
  4. Трудовая книжка.
  5. Учебник.
  6. ПК, проектор.
  7. Презентация к уроку.

Основные понятия: работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата.

Предполагаемый результат.

  1. Знание учащимися основных документов, регламентирующих трудовую деятельность граждан.
  2. Знание особенностей законодательства в области организации детского труда.
  3. Умение работать в группе, с документами.
  4. Уважительно относиться к труду и людям труда.
  5. Уважать закон.

Ход урока

№ п/п Название этапа урока Содержание этапа Вспомогательный материал Время этапа
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Но мы с вами так, же спокойны и добры, приветливы и дружны как утром! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Теперь потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Слайд №1 2 минуты
2. Формулирование темы урока - Ребята, я вам предлагаю прочитать пословицы:

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Труд человека кормит, а лень портит.

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Конечно, о труде и лености. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

- Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: труд с точки зрения закона.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу.

Слайд №2

 

 

 

Слайд №3

2 минуты
3. Проверка домашнего задания У каждого из вас на парте лежат карточки со словами “да”, “нет”. Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту карточку, на которой, по-вашему, мнению зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы свой ответ обосновать.

- Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

- Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

- Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

- Нужны ли ребёнку карманные деньги?

- Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

- Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного   согласия родителей?

- В древние времена дети не работали, а только играли?

- До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

- Рабочий день детей был 14-16 часов?

- Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

- За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

- В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

- Подростки не должны работать полный рабочий день?

Молодцы! Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый  изнурительный труд.

Сегодня, часть подростков, активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.

Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд.

Карточки 5 минут
4. Физическая пауза

Комплексы упражнений для снижения утомления глаз

1. Удивление

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.

2. Сердитесь

И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови.

3. Страх

И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки.

4. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки.

5. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться.

6. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.

7. И.п. – сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

8. II.п. – сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.

9. И.п. – сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.

Слайд №4 2 минуты
5. Работа с новым материалом - Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово “труд”?

- Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?

Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда.

- В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конституция РФ.
  3. Трудовой Кодекс РФ.
  4. Трудовой договор.
  5. Трудовая книжка.

- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.

Всеобщая декларация прав человека

Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека.

Конституция РФ

В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд.

- Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы.

- Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?

Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.

Трудовой Кодекс РФ

В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей.

Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей.

Закон разрешает:

- трудоустройство подростков с 16 лет;

- трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).

Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:

- 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;

- 15–16 лет (работники) – 5 часов;

- 16-18 лет – 3,5 часа.

Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:

- к тяжелым, вредным и опасным работам;

- к работам в ночное время.

Трудовой Договор

При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).

Трудовая книжка

В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении.

Толковый словарь.

Слайд №5

 

 

Слайд №6

 

 

Слайд №7

Декларация прав человека.

Слайд №8

Конституция РФ.

Слайд №9

Слайд №10

Трудовой Кодекс РФ.

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Трудовой Договор.

Слайд №15

Трудовая книжка.

18 минут
6. Физическая пауза Выполнение физических упражнений.   2 минуты
7. Работа с новым материалом Итак, давайте, подумает, какие документы необходимы человеку при поступлении на работу?
  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
  4. Военный билет (при наличии).
  5. Документ об образовании.
Слайд №16 2 минуты
8.

 

Закрепление изученного материала Ситуация:

Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит подросток.

Подросток  – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.

Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?

Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

- Какие аспекты законодательства нарушены работодателем?

  2 минуты
Соотнесение понятий с темой урока:

- Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме   нашего урока:

  • увольнение,
  • налоги,
  • работник,
  • заработная плата,
  • отпуск,
  • право на жильё,
  • трудовая книжка,
  • работодатель,
  • медицинская помощь,
  • защита Отечества,
  • трудовой договор,
  • охрана природы.
  1 минута
Назовите подходящее по смыслу понятия:
  1. Человек или организация, предлагающее работу … .
  2. Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты … .
  3. Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение …………………………………………….
Слайд №17 1 минута
9. Домашнее задание § 12, стр. 81, практикум Слайд №18 1 минута
10. Итог урока - О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие документы регламентируют трудовую деятельность граждан РФ?

- Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

- Урок окончен. До свидания!

  2 минуты
  Дополнительный материал Разбор ситуаций. Нарушен закон или нет:
  1. Саша, 13 лет, устроился работать почтальоном на весь год.
  2. Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
  3. Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.
  4. Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю.
   

Приложение 1

Толковый словарь Ожегова

Труд

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд.

2. Работа, занятие.

3. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.

4. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки трудового обучения.

Приложение 2

Конституция РФ, статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.      

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.