Инновационный подход к конструированию современного урока технологии

Разделы: Технология


В 2008 году Д.А.Медведев опубликовал президентскую инициативу – проект “Наша Новая Школа”, предполагающую новый подход к организации учебного процесса, созданию новой образовательной среды, подготовки новых образовательных стандартов. Это не только инициатива президента, но и требование времени. (Приложение 1)

Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов. Так 18 век – век сельскохозяйственный, 19 век – индустриальный, появляется много новых рабочих специальностей. 20 век сделал качественный скачок от паровоза до компьютера и космических станций, а появление сети Интернет сделало знания предметом труда. 21 век за первое десятилетие сделал нормой дистанционное обучение, дистанционную работу, развитие телекоммуникационных технологий стерло границы между странами и временем суток. Интернет стал гигантской справочной системой, выводящей на первый план не энциклопедичность человека, а его способность быстро ориентироваться в потоке информации, добывать нужные на данный момент знания, быть универсальным и компетентным работником, стало необходимо повышать свою квалификацию постоянно, чтобы оставаться конкурентоспособным работником на рынке труда.

От ребенка, как будущего специалиста, современное общество ожидает новые навыки. Сейчас необходимы:

  1. Эффективная работа в социальных сетях.
  2. Работа с электронными источниками.
  3. Организация личной базы знаний.
  4. Фильтрация и отбор информации.
  5. Создание и коммерциализация знаний.
  6. Применение Wiki- технологий.
  7. Универсальные алгоритмы действий.

У современного выпускника должны быть развиты следующие умения:

  • Ответственность и адаптируемость.
  • Коммуникативные умения.
  • Творческий потенциал и любознательность.
  • Критическое и системное мышление.
  • Информационные и мультимедийные умения.
  • Сотрудничество и взаимодействие.
  • Постановка и решение проблем.
  • Саморазвитие.

В новые ФГОС заложено требование, при котором ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД) – личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными, знания должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными.

При этом современный человек тонет в море информации, которая удваивается каждые 72 часа, если он не научился грамотно и критически относится к ней. Новые информационные технологии дали не только возможности, но и породили ряд проблем, с которыми сталкивается современный ученик, и которые приходится решать учителю:

  1. Интернет – часть жизни, а не отдельная активность.
  2. Постоянное движение по экрану и ключевым словам.
  3. Ожидание подсказок.
  4. Нелинейное восприятие информации.
  5. Информационная перегрузка.
  6. Ниже уровень концентрации.
  7. Клиповое мышление.

Таким образом учитель сталкивается с треугольником проблем урок-ученик-учитель при переходе от индустриального способа обучения к современному информационному. (см. схему на слайде 8 Приложение 1)

С одной стороны есть ФГОС и проект “Наша Новая Школа”, требующие создания современной образовательной среды, введения электронного журнала и дистанционного обучения. Эти требования меняют подходы к подготовке урока. Сейчас каждый урок должен быть оформлен так, чтобы его оперативно можно было опубликовать в информационном пространстве учителя (любого предмета). С другой стороны введение новой системы оплаты труда, новой формы аттестации и рейтинговой оценки деятельности учителя стимулируют современного педагога овладевать новыми педагогическими технологиями, осваивать современные средства обучения (причем умение делать презентации можно отнести к простейшим арифметическим действиям – ИКТ-технологии, которые можно применять на уроке, гораздо разнообразнее основных офисных программ). Современный учитель постоянно должен повышать свою компетентность, и не только для рейтинга, но и для самообразования участвовать в работе сетевых педагогических сообществах, самостоятельно отслеживать информацию на сайте Департамента образования, окружного управления образования, дистанционно общаться с методистом, знакомиться с чужим опытом и делиться своим, смотреть вебинары, иметь свой информационный ресурс (от страницы-визитки до полноценного методического сайта), участвовать в конкурсах (как в очных, так и в дистанционных), уметь “добывать” информацию из сети Интернет и др.

С третьей стороны находится ученик (скорее всего он с первой, ведь школа для ученика, а не наоборот) со своими психофизиологическими особенностями (подарок природы), со своими приобретенными проблемами (подарок техносферы), со сниженной мотивацией к обучению, с требованием государства привести его за 11 лет к некой идеальной модели выпускника и требованием реальной жизни, где он должен стать успешным специалистом, создать семью, воспитать своих детей.

Система образования много лет преодолевала разобщенность предметов, вводя интеграционные подходы к преподаванию. (Об этой проблеме мы писали в предыдущей статье “Перспективы развития ОО Технология…”). Сейчас на передний план вышел метапредметный подход к обучению, позволяющий освоить учащимися УУД, ключевые компетенции. По сути своей предмет “Технология” всегда был метапредметным – освоение любой технологии предполагает использование знаний многих предметов. “Технология” всегда стремилась у ученика создать единую картину мира, развить многообразие умений и навыков, которые могли быть использованы в реальных жизненных условиях практически сразу. Но у предмета были и проблемы: отсутствие единой научной платформы, единых базовых определений, которые позволяли бы систематизировать изучение свойств материалов, инструментов и способов преобразования вещества, как для мальчиков, так и для девочек. Даже традиционной для большинства предметов портретной галереи выдающихся людей в предмете технология нет (ее создал два года назад учитель технологии для девочек Комаров Алексей Анатольевич (ОУ №1973 ЗАО г.Москвы), но выйти на уровень типографии ему не удалось). Меняются технологии и производство в обществе, а основные предметы труда на уроке остаются без изменений. Учебники не успевают за развитием современных технологий, не хватает универсальности в обучении, как девочек, так и мальчиков, так как реалии жизни заставляют учителей технологии вести смешанные группы. Для современного кабинета технологии были бы актуальны и компьютер, и проектор, не помешала бы документ-камера и цифровой микроскоп, обновление технических средств обучения (машинки, станки) не происходит десятилетиями, не говоря уже о создании образовательной среды в кабинете технологии (выставки работ, витрины, коллекции инструментов, материалов, музейные экспонаты, реконструкции исторических объектов, макеты и пр.), которая погружала бы ребенка в мир материальных технологий, давала бы представление об эволюционном развитии технологий, позволяла бы прочувствовать предмет труда. Но площадь кабинета в обычной школе не позволяет реализовать все новые требования государства к преподаванию предмета, к тому же, последнее время в школах появилась тенденция переселять технологию из мастерских в маленькие кабинеты, сводя все возможности предмета к кружковой работе. В округе есть ряд школ-новостроек, которые строили по нестандартным проектам, можно только порадоваться за коллег, которые в таких школах действительно имеют возможность и условия создать полноценную образовательную среду для обучения предмета Технология.

Что же остается делать учителю технологии, который работает в “маленькой” школе в стесненных условиях комбинированной мастерской, скудного оснащения?

Первое – знать “материал”, с которым будем работать, то есть изучить своего ученика. (см. слайд 9-10 Приложение 1). Существует ряд простых тестов, не требующих глубоких психологических знаний, позволяющий определить ведущее полушарие ребенка, его темперамент, тип памяти, тип мышления, самооценку, отношение к предмету (это влияет на восприятие материала и степень усвоения его). Зная психологическую характеристику ученика, нам легче подбирать способ подачи материала, выбирать формы тестирования, объекты труда. Способы мотивации ученика мы рассматривали в предыдущей статье “Новые аспекты проектной деятельности в ОО Технология”.

Второе – использовать современные методы и технологии обучения (см. слайд 11 Приложение 1). Развивать творческое мышление креативными приемами (методами психологической активации мышления – мозговой штурм, метод фокальных объектов, ТРИЗ технологиями; методами систематизированного поиска и т.д.). Например, существует ряд миниатюрных швейных изделий, которые можно использовать и как игольницу, и как декоративный элемент интерьера, и как саше для трав. Они бывают одно детальными и двух детальными. На их примере можно изучать комбинаторику приемов изготовления изделия минимальным количеством изученных операций. (см. слайд 12 Приложение 1)

Третье – использовать разнообразные способы визуализации информации. Так как 80-90% информации мы воспринимаем через зрение, а у современных детей сложилось своеобразное клиповое мышление (своеобразный защитный фильтр на гигантски поток информации), помимо традиционных схем, таблиц, графиков мы рекомендуем использовать инфографику и метод интеллект-карт. (см. слайды 13-18 Приложение 1)

Один из современных методов, широко внедряющийся в обучение, но мало используемый в технологии – метод дистанционного обучения. Многие учителя Москвы прошли обучение в Школе Информатизации (http://learning.9151394.ru/). Так как пока отечественного аналога учебной среде Moodle нет, то приходится осваивать не только ИКТ-технологию, но и английский язык (часть информации, особенно тесты, идет на английском языке). Первоначальное смущение и непонимание, как приспособить эту среду для уроков технологии, где 60% практических заданий, сменилось радостью открытия – дистанционные уроки по технологии не только можно сделать, но и необходимо активизировать этот процесс среди коллег. Среда подходит хорошо для выкладывания теории, ссылок на образовательные ресурсы, ЦОР, для видеосюжетов (вот где пригодилась бы документ-камера на уроке – создание учебных сюжетов практической направленности), прекрасно работает тестирующий блок, формы отчета для учителя, журнал оценок для ученика. (см. слайд 19 Приложение 1).

Так же набирают популярность технологии case-study и квест.

Метод кейсов (англ. Case method , кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Это могут быть и всего несколько предложений, и десятки страниц текста. Для большей наглядности в кейсы часто включаются фотографии, диаграммы, таблицы.

Содержание кейса:

  1. Преамбула.
  2. Методический пакет учебного блока.
  3. Тестовые задания.
  4. Методический пакет игрового блока.
  5. Материал для “папки участника”.
  6. Перечень оборудования.

Квест (англ. quest — поиски) – это логическая командная игра, которая проходит по заранее намеченному сценарию. Квест представляет собой некую головоломку. Разгадка содержит информацию о следующей контрольной точке, в которой надо найти и разгадать следующую головоломку.

Пример кейса и квеста смотри на слайдах 20-21 Приложение 1.

На сладе 22 Приложения 1 представлена схематичная карта основных разделов технологии. Она была создана при помощи метода интеллект-карт, может служить примером кейса – показывает взаимосвязь жизненных ситуации и учебных разделов предмета, по ней же можно создавать цепочки квестов.

Не устаем повторять, что у предмета технология есть возможности для развития творческой, компетентностной, конкурентоспособной личности. Для этого необходимо стимулировать развитие мышления, используя:

  • Приемы развития правого полушария (в идеале двуполушарное развитие):
    • Социоигровая методика Букатова (http :// openlesson . ru)
    • Художественное мышление.
    • Визуализация информация.
    • Проектный метод.
    • ТРИЗ технологии.
  • Творческуюя мотивацию.
  • Разнообразие практических навыков

Знание – когда тебя учат устройству станка, умение – когда сам начинаешь искать изделия, которые ты можешь на нем сделать, навык – когда уверенно работаешь на станке, готов многое сделать сам, компетентность – когда ты знаешь, где найти нужную информацию и технологию, как исправить ошибки в изготовлении изделия, и умеешь делать то, что другие делать не умеют. Иначе – компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности.

Метапредметный подход к преподаванию предмета технология мы стали использовать с первых уроков этого учебного года, вводя для всех (и мальчиков, и девочек) единую систему определений терминов: труд, деятельность, рабочее место и др. На первых уроках важно показать взаимодействие человека, инструментов и материалов для качественного преобразования вещества, создания материальных объектов (см. слайды 23-25 Приложение 1).

Первый урок введения в предмет технология создает первое, очень сильное впечатление о предмете, об учителе, создает предпосылки вхождения в предмет, вырабатывает отношение детей к данному предмету и определяет его значимость. Первый урок как бы дает план действия на учебный год.

Что собой представляет первый урок, какие неотъемлемые составляющие к нему относятся? Их можно набрать отдельными блоками, как конструктор. Все наши первые уроки имеют одинаковую структуру.

Практическая работа может быть разной: на первый урок дети приходят без подготовки к уроку и учитель должен дать такую практическую работу, чтобы у каждого был рабочий материал, и каждый ребенок был успешен. Можно предложить работу с бумагой, по-разному обыгрывая ситуацию, можно даже на примере складывания стаканчика объяснить организацию производства, производственные отношения и др.

Таблица 1. Структура урока

 

Элементы конструкции урока

5 класс

6 класс

7 класс

Современный урок

Тип урока Урок усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний
Цель урока Изучение и первичное закрепление новых знаний, обобщение единичных знаний в систему.
Форма урока Комбинированный

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 1. По источнику передачи и восприятия учебной информации:
  • словесные (рассказ, беседа),
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации),
  • практические (практическая работа)

2. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные.

3. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 1. Методы стимулирования интереса к учению:
  • познавательных игр,
  • учебных дискуссий,
  • создания эмоционально-нравственных ситуаций.

2. Методы стимулирования долга и ответственности:

  • убеждения значимости учения,
  • предъявления требований,
  • упражнения в выполнении требований,
  • поощрения и порицания.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности 1. Методы устного контроля и самоконтроля:
  • индивидуального проса,
  • фронтального опроса

2. Методы письменного контроля и самоконтроля:

  • письменных тестов

3. Методы практического контроля и самоконтроля.

Средства обучения

Печатные средства обучения:

Экранные средства обучения:

Учебники; учебные плакаты; справочник; карточки заданий; учебные презентации.
Звуковые средства обучения: Записи музыки на С D , DVD.
Объемные средства обучения Объемные предметы.

Триединая цель

Развивающие цели
  1. Формирование интеллектуальных умений, умений анализировать, выделять главное , сравнивать, строить аналоги, и обобщать и систематизировать.
  2. Развитие обще трудовых и политехнических умений: умений применять знания на практике, умений пользоваться приборами и оборудованием.
  3. Развитие самостоятельности.
Образовательные цели
  • обеспечить усвоение учащимися законов теории, явлений, понятий, признаков, свойств, особенностей методов научного познавания;
  • осуществить контроль определенных знаний;
  • повторить, обобщить и систематизировать;
  • отработать умения и навыки самостоятельной работы;
  • формировать навыки работы с раздаточным материалом;
  • устранить пробелы в знаниях.
Воспитательные цели Воспитательные цели должны быть направлены на воспитание общечеловеческих ценностей:
  • обеспечить формирование и развитие нравственности, способствовать воспитанию  у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм и т.д.
  • содействовать трудовому воспитанию и профориентации учащихся;
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников, с этой целью познакомить учащихся с произведениями литературы , живописи, музыки, элементами эстетики, в учебном труде, науке, природе;
  • содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддерживания работоспособности.

Приложение 2 – конспект урока для 5 класса.
Приложение 3 – конспект урока для 6 класса.
Приложение 4 – конспект урока для 7 класса.
Приложение 5 – схема изготовления стаканчика.
Презентация 1 – к уроку в 5 классе.
Презентация 2 – к уроку в 6 классе.