В 2008 году Д.А.Медведев опубликовал президентскую инициативу – проект “Наша Новая Школа”, предполагающую новый подход к организации учебного процесса, созданию новой образовательной среды, подготовки новых образовательных стандартов. Это не только инициатива президента, но и требование времени. (Приложение 1)
Каждый век дарил цивилизации свою технологию, которая меняла не только образ жизни, но и образ мышления и требовала новых профессионалов. Так 18 век – век сельскохозяйственный, 19 век – индустриальный, появляется много новых рабочих специальностей. 20 век сделал качественный скачок от паровоза до компьютера и космических станций, а появление сети Интернет сделало знания предметом труда. 21 век за первое десятилетие сделал нормой дистанционное обучение, дистанционную работу, развитие телекоммуникационных технологий стерло границы между странами и временем суток. Интернет стал гигантской справочной системой, выводящей на первый план не энциклопедичность человека, а его способность быстро ориентироваться в потоке информации, добывать нужные на данный момент знания, быть универсальным и компетентным работником, стало необходимо повышать свою квалификацию постоянно, чтобы оставаться конкурентоспособным работником на рынке труда.
От ребенка, как будущего специалиста, современное общество ожидает новые навыки. Сейчас необходимы:
- Эффективная работа в социальных сетях.
- Работа с электронными источниками.
- Организация личной базы знаний.
- Фильтрация и отбор информации.
- Создание и коммерциализация знаний.
- Применение Wiki- технологий.
- Универсальные алгоритмы действий.
У современного выпускника должны быть развиты следующие умения:
- Ответственность и адаптируемость.
- Коммуникативные умения.
- Творческий потенциал и любознательность.
- Критическое и системное мышление.
- Информационные и мультимедийные умения.
- Сотрудничество и взаимодействие.
- Постановка и решение проблем.
- Саморазвитие.
В новые ФГОС заложено требование, при котором ученик должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД) – личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными, знания должны быть метапредметными, педагогика мыследеятельностной, подходы к обучению компетентностными, практико-ориентированными.
При этом современный человек тонет в море информации, которая удваивается каждые 72 часа, если он не научился грамотно и критически относится к ней. Новые информационные технологии дали не только возможности, но и породили ряд проблем, с которыми сталкивается современный ученик, и которые приходится решать учителю:
- Интернет – часть жизни, а не отдельная активность.
- Постоянное движение по экрану и ключевым словам.
- Ожидание подсказок.
- Нелинейное восприятие информации.
- Информационная перегрузка.
- Ниже уровень концентрации.
- Клиповое мышление.
Таким образом учитель сталкивается с треугольником проблем урок-ученик-учитель при переходе от индустриального способа обучения к современному информационному. (см. схему на слайде 8 Приложение 1)
С одной стороны есть ФГОС и проект “Наша Новая Школа”, требующие создания современной образовательной среды, введения электронного журнала и дистанционного обучения. Эти требования меняют подходы к подготовке урока. Сейчас каждый урок должен быть оформлен так, чтобы его оперативно можно было опубликовать в информационном пространстве учителя (любого предмета). С другой стороны введение новой системы оплаты труда, новой формы аттестации и рейтинговой оценки деятельности учителя стимулируют современного педагога овладевать новыми педагогическими технологиями, осваивать современные средства обучения (причем умение делать презентации можно отнести к простейшим арифметическим действиям – ИКТ-технологии, которые можно применять на уроке, гораздо разнообразнее основных офисных программ). Современный учитель постоянно должен повышать свою компетентность, и не только для рейтинга, но и для самообразования участвовать в работе сетевых педагогических сообществах, самостоятельно отслеживать информацию на сайте Департамента образования, окружного управления образования, дистанционно общаться с методистом, знакомиться с чужим опытом и делиться своим, смотреть вебинары, иметь свой информационный ресурс (от страницы-визитки до полноценного методического сайта), участвовать в конкурсах (как в очных, так и в дистанционных), уметь “добывать” информацию из сети Интернет и др.
С третьей стороны находится ученик (скорее всего он с первой, ведь школа для ученика, а не наоборот) со своими психофизиологическими особенностями (подарок природы), со своими приобретенными проблемами (подарок техносферы), со сниженной мотивацией к обучению, с требованием государства привести его за 11 лет к некой идеальной модели выпускника и требованием реальной жизни, где он должен стать успешным специалистом, создать семью, воспитать своих детей.
Система образования много лет преодолевала разобщенность предметов, вводя интеграционные подходы к преподаванию. (Об этой проблеме мы писали в предыдущей статье “Перспективы развития ОО Технология…”). Сейчас на передний план вышел метапредметный подход к обучению, позволяющий освоить учащимися УУД, ключевые компетенции. По сути своей предмет “Технология” всегда был метапредметным – освоение любой технологии предполагает использование знаний многих предметов. “Технология” всегда стремилась у ученика создать единую картину мира, развить многообразие умений и навыков, которые могли быть использованы в реальных жизненных условиях практически сразу. Но у предмета были и проблемы: отсутствие единой научной платформы, единых базовых определений, которые позволяли бы систематизировать изучение свойств материалов, инструментов и способов преобразования вещества, как для мальчиков, так и для девочек. Даже традиционной для большинства предметов портретной галереи выдающихся людей в предмете технология нет (ее создал два года назад учитель технологии для девочек Комаров Алексей Анатольевич (ОУ №1973 ЗАО г.Москвы), но выйти на уровень типографии ему не удалось). Меняются технологии и производство в обществе, а основные предметы труда на уроке остаются без изменений. Учебники не успевают за развитием современных технологий, не хватает универсальности в обучении, как девочек, так и мальчиков, так как реалии жизни заставляют учителей технологии вести смешанные группы. Для современного кабинета технологии были бы актуальны и компьютер, и проектор, не помешала бы документ-камера и цифровой микроскоп, обновление технических средств обучения (машинки, станки) не происходит десятилетиями, не говоря уже о создании образовательной среды в кабинете технологии (выставки работ, витрины, коллекции инструментов, материалов, музейные экспонаты, реконструкции исторических объектов, макеты и пр.), которая погружала бы ребенка в мир материальных технологий, давала бы представление об эволюционном развитии технологий, позволяла бы прочувствовать предмет труда. Но площадь кабинета в обычной школе не позволяет реализовать все новые требования государства к преподаванию предмета, к тому же, последнее время в школах появилась тенденция переселять технологию из мастерских в маленькие кабинеты, сводя все возможности предмета к кружковой работе. В округе есть ряд школ-новостроек, которые строили по нестандартным проектам, можно только порадоваться за коллег, которые в таких школах действительно имеют возможность и условия создать полноценную образовательную среду для обучения предмета Технология.
Что же остается делать учителю технологии, который работает в “маленькой” школе в стесненных условиях комбинированной мастерской, скудного оснащения?
Первое – знать “материал”, с которым будем работать, то есть изучить своего ученика. (см. слайд 9-10 Приложение 1). Существует ряд простых тестов, не требующих глубоких психологических знаний, позволяющий определить ведущее полушарие ребенка, его темперамент, тип памяти, тип мышления, самооценку, отношение к предмету (это влияет на восприятие материала и степень усвоения его). Зная психологическую характеристику ученика, нам легче подбирать способ подачи материала, выбирать формы тестирования, объекты труда. Способы мотивации ученика мы рассматривали в предыдущей статье “Новые аспекты проектной деятельности в ОО Технология”.
Второе – использовать современные методы и технологии обучения (см. слайд 11 Приложение 1). Развивать творческое мышление креативными приемами (методами психологической активации мышления – мозговой штурм, метод фокальных объектов, ТРИЗ технологиями; методами систематизированного поиска и т.д.). Например, существует ряд миниатюрных швейных изделий, которые можно использовать и как игольницу, и как декоративный элемент интерьера, и как саше для трав. Они бывают одно детальными и двух детальными. На их примере можно изучать комбинаторику приемов изготовления изделия минимальным количеством изученных операций. (см. слайд 12 Приложение 1)
Третье – использовать разнообразные способы визуализации информации. Так как 80-90% информации мы воспринимаем через зрение, а у современных детей сложилось своеобразное клиповое мышление (своеобразный защитный фильтр на гигантски поток информации), помимо традиционных схем, таблиц, графиков мы рекомендуем использовать инфографику и метод интеллект-карт. (см. слайды 13-18 Приложение 1)
Один из современных методов, широко внедряющийся в обучение, но мало используемый в технологии – метод дистанционного обучения. Многие учителя Москвы прошли обучение в Школе Информатизации (http://learning.9151394.ru/). Так как пока отечественного аналога учебной среде Moodle нет, то приходится осваивать не только ИКТ-технологию, но и английский язык (часть информации, особенно тесты, идет на английском языке). Первоначальное смущение и непонимание, как приспособить эту среду для уроков технологии, где 60% практических заданий, сменилось радостью открытия – дистанционные уроки по технологии не только можно сделать, но и необходимо активизировать этот процесс среди коллег. Среда подходит хорошо для выкладывания теории, ссылок на образовательные ресурсы, ЦОР, для видеосюжетов (вот где пригодилась бы документ-камера на уроке – создание учебных сюжетов практической направленности), прекрасно работает тестирующий блок, формы отчета для учителя, журнал оценок для ученика. (см. слайд 19 Приложение 1).
Так же набирают популярность технологии case-study и квест.
Метод кейсов (англ. Case method , кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Это могут быть и всего несколько предложений, и десятки страниц текста. Для большей наглядности в кейсы часто включаются фотографии, диаграммы, таблицы.
Содержание кейса:
- Преамбула.
- Методический пакет учебного блока.
- Тестовые задания.
- Методический пакет игрового блока.
- Материал для “папки участника”.
- Перечень оборудования.
Квест (англ. quest — поиски) – это логическая командная игра, которая проходит по заранее намеченному сценарию. Квест представляет собой некую головоломку. Разгадка содержит информацию о следующей контрольной точке, в которой надо найти и разгадать следующую головоломку.
Пример кейса и квеста смотри на слайдах 20-21 Приложение 1.
На сладе 22 Приложения 1 представлена схематичная карта основных разделов технологии. Она была создана при помощи метода интеллект-карт, может служить примером кейса – показывает взаимосвязь жизненных ситуации и учебных разделов предмета, по ней же можно создавать цепочки квестов.
Не устаем повторять, что у предмета технология есть возможности для развития творческой, компетентностной, конкурентоспособной личности. Для этого необходимо стимулировать развитие мышления, используя:
- Приемы развития правого полушария (в идеале двуполушарное развитие):
- Социоигровая методика Букатова (http :// openlesson . ru)
- Художественное мышление.
- Визуализация информация.
- Проектный метод.
- ТРИЗ технологии.
- Творческуюя мотивацию.
- Разнообразие практических навыков
Знание – когда тебя учат устройству станка, умение – когда сам начинаешь искать изделия, которые ты можешь на нем сделать, навык – когда уверенно работаешь на станке, готов многое сделать сам, компетентность – когда ты знаешь, где найти нужную информацию и технологию, как исправить ошибки в изготовлении изделия, и умеешь делать то, что другие делать не умеют. Иначе – компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Метапредметный подход к преподаванию предмета технология мы стали использовать с первых уроков этого учебного года, вводя для всех (и мальчиков, и девочек) единую систему определений терминов: труд, деятельность, рабочее место и др. На первых уроках важно показать взаимодействие человека, инструментов и материалов для качественного преобразования вещества, создания материальных объектов (см. слайды 23-25 Приложение 1).
Первый урок введения в предмет технология создает первое, очень сильное впечатление о предмете, об учителе, создает предпосылки вхождения в предмет, вырабатывает отношение детей к данному предмету и определяет его значимость. Первый урок как бы дает план действия на учебный год.
Что собой представляет первый урок, какие неотъемлемые составляющие к нему относятся? Их можно набрать отдельными блоками, как конструктор. Все наши первые уроки имеют одинаковую структуру.
Практическая работа может быть разной: на первый урок дети приходят без подготовки к уроку и учитель должен дать такую практическую работу, чтобы у каждого был рабочий материал, и каждый ребенок был успешен. Можно предложить работу с бумагой, по-разному обыгрывая ситуацию, можно даже на примере складывания стаканчика объяснить организацию производства, производственные отношения и др.
Таблица 1. Структура урока
Элементы конструкции урока |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
|
Современный урок |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний | ||
Цель урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний, обобщение единичных знаний в систему. | |||
Форма урока | Комбинированный | |||
Методы обучения |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | 1. По источнику передачи и
восприятия учебной информации:
2. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные. 3. По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые. |
||
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности | 1. Методы стимулирования интереса
к учению:
2. Методы стимулирования долга и ответственности:
|
|||
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности | 1. Методы устного контроля и
самоконтроля:
2. Методы письменного контроля и самоконтроля:
3. Методы практического контроля и самоконтроля. |
|||
Средства обучения |
Печатные средства обучения: Экранные средства обучения: |
Учебники; учебные плакаты; справочник; карточки заданий; учебные презентации. | ||
Звуковые средства обучения: | Записи музыки на С D , DVD. | |||
Объемные средства обучения | Объемные предметы. | |||
Триединая цель |
Развивающие цели |
|
||
Образовательные цели |
|
|||
Воспитательные цели | Воспитательные цели
должны быть направлены на воспитание
общечеловеческих ценностей:
|
Приложение 2 – конспект урока для 5
класса.
Приложение 3 – конспект урока для 6
класса.
Приложение 4 – конспект урока для 7
класса.
Приложение 5 – схема изготовления
стаканчика.
Презентация 1 – к уроку в 5 классе.
Презентация 2 – к уроку в 6 классе.