Задачи:
- обучающая: систематизировать и углубить знания учащихся о строении, свойствах и функциях клеточных мембран; сформировать представление об общебиологическом значении осмотических явлений; совершенствование навыков изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;
- развивающая: закрепить умение проводить простейшие опыты и объяснять их результаты.
Методы:
- Словесный – рассказ с элементами беседы.
- Наглядный – показать опыт, демонстрирующий выход воды из живых клеток в гипертоническом растворе.
Оборудование: таблицы “Жидкостно-мозаичная модель мембраны”, “Строение клетки”, микроскопы, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, 10% раствор NaCl, концентрированный раствор глицерина 200мл, стакан с водой, препаровальные иглы, пипетки, репчатый лук, клубень картофеля; металлический блок с припаянной проволокой.
На доске – термины: избирательная проницаемость, осмос, осмотическое давление, гипотонический раствор, гипертонический раствор, плазмолиз, деплазмолиз, гомеостаз.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Назовите главную структуру любой клетки;
- Чем плазматическая мембрана отличается от клеточной оболочки?
- Как в клетку поступает вода, белки, катионы и анионы?
- Какими свойствами обладает плазматическая мембрана?
Теоретическое обоснование явлений плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
Плазмолиз – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от клеточной оболочки растительной клетки.
Плазмолиз присущ лишь живым клеткам, он может быть вызван не только гипертоническими растворами, но и действием неадекватных раздражителей – механическими, термическими, электрическими воздействиями. Растворы солей или сахаров высокой концентрации не проникают в цитоплазму, а оттягивают из нее воду.
Демонстрация опыта: стеклянный сосуд наполняем концентрированным глицерином – сильно плазмолизирующим веществом. Берем небольшой металлический блок с припаянным отрезком провода, напоминающим по форме подкову, свободный конец которого острый. На него насаживаем кусочек клубня картофеля, обсушиваем его фильтровальной бумагой и погружаем в глицерин. Наблюдения начинаем сразу после погружения блока. Вода, выходящая при плазмолизе из клеток клубня, имеет значительно менлший удельный вес, чем концентрированный глицерин, и смешивается с ним очень медленно. В результате этого над кусочком картофеля возникает постоянный восходящий ток струек воды, ясно видимых из-за различия показателей преломления воды и глицерина.
Плазмолиз обычно обратим. Если клетку переместить из солевого раствора в воду, то она снова энергично будет поглощаться клеткой и цитоплазма станет занимать первоначальное положение. Прижимаясь к оболочки. Этот процесс называется деплазмолизом.
II. Лабораторная работа (по инструктивной карточке, выполняется 15 минут).
Лабораторная работа.
Получение плазмолиза и деплазмолиза.
Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Ход работы
- Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
- Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.
- Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
- Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?
III. Углубление и систематизация знаний
- В каких случаях происходит плазмолиз?
- Какое значение в жизни клеток имеет деплазмолиз?
- Возможен ли плазмолиз и деплазмолиз в животных клетках и почему?
- Почему при больших кровопотерях человеку переливают физиологический раствор (0,9%-ный раствор NaCl)? Что произойдет, если клетки крови поместить: а) в 0,09%-ный раствор NaCl; б) в 9%-ный раствор NaCl?
- Почему после острой и соленой пищи хочется пить? Почему употребление острой и соленой пищи приводит к гипертонии?
- Почему у пресноводных одноклеточных животных развиты сократительные вакуоли, а у морских, как правило, отсутствуют? Почему в клетках пресноводных многоклеточных животных нет сократительных вакуолей?
- Почему для борьбы с сорняками дорожки посыпают солью? Какие экологические последствия может иметь такой метод борьбы?
IY. Задание на дом.
& 8, повторить & 6, 7.
Провести опыт.
Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в плазмолизирующий раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в плазмолизирующем растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы.