Цель занятия: познакомить учащихся с признаками и разнообразием насекомых и рыб.
Задачи занятия:
- познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту;
- совместно с детьми выявить важнейшие признаки насекомых и рыб и научить пользоваться ими для определения принадлежности животного к данной группе;
- учить описанию природных объектов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент, сообщение темы и целей
Слайд 3. Картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.
– Разделите картинки на две группы. (Бабочка,
стрекоза, жук. Щука, карась, сом.)
– По какому признаку вы разделили картинки? (В
первой группе – насекомые, во второй –
рыбы.)
– Кто уже догадался, о ком пойдет речь на уроке?
– Тема нашего занятия «Кто такие насекомые и
рыбы?».
II. Новая тема
1. Вступительная беседа
– Положите голову на стол, закройте глаза и
представьте, что сейчас лето. Светит яркое
солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке.
Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик.
Здесь живут его друзья.
– Но кто же они? Догадайтесь!
– В эту пору на лугу очень весело. Какое
множество пчел носитчся возле цветущих трав!
Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят
шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
–
Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей
Муравьишки Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели,
жуки, кузнечики, стрекозы.)
Дети называют друзей Муравьишки.
2. Работа по теме
Слайд 4
– Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)
– О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О
насекомых.)
– Как по-другому мы можем назвать
Муравьишку? (Насекомое.)
– Почему всех их называют насекомыми?
(Ответы детей.)
– Сегодня вы должны научится узнавать, какое
из животных – насекомое.
– Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Слайд 5
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
– Давайте рассмотрим бабочку.
Слайд 6
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
– Сколько мы видим? (Два.) Почему? (Ответы
детей.)
– Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
Слайд 7
– Какие насекомые прилетели к бабочке?
– Сосчитайте количество ног у живлотных. Что вы
можете сказать? (Их по шесть.)
Дети убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.
– Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки.)
Вывод: Насекомое – это животные, у которых 6 ног.
– Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)
3. Игра «Узнай насекомое»
Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Не зверь, не птица, Нос, как спица. Летит – кричит, Сядет – молчит. Кто его убьет – Спою кровь прольет. (Комар.) Кто над нами С ветки на тропинку, Голубой аэропланчик |
Где сладко, там она кружит, Как пчела. Она жалит и жужжит, Как пчела. И попадается в компот, Как пчела. Вот только меду не дает Как пчела. (Оса.) Необычный я усатик. Не жужжу, когда сижу, |
III. Физкультминутка
Слайд 15
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
IV. Работа по теме (продолжение)
1. Знакомство с разнообразием рыб
– Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могла увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
Слайд 16
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают. (Рыбы.)
– Кто такие рыбы? (Ответы детей.)
– Где могут жить рыбы? (В воде, речке, озере,
море.)
– Как рыбы передвигаются в воде? (С
помощью плавников и хвоста.)
– Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Слайд 17
Вывод: Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
– Почему художник разделил всех рыб на две
группы? (Речные рыбы и морские рыбы.)
– Почему рыбы называются речными? (Они живут в
реке.)
– Почему рыб называют морскими? (Они живут в
море.)
Слайд 18
– Каких речных рыб вы знаете? (Ответы детей.)
Слайд 19
– Каких морских рыб вы знаете? (Ответы детей.)
2. Игра «Узнай рыбу»
Слайд 20
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Слайд 21
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень сходен с речным окунем; впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.
Слайд 22
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука – одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает до 1,5 м, а вес – до 35 кг
Слайд 23
Живу глубоко,
Плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. По мере выпадения старых зубов на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3500 – 4000 кг. Еще больше китовая акула: ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями планктона и совершенно безопасны для человека.
V. Итог занятия
Слайд 24
– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут
в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,
тело их покрыто чешуей.)
– Приведите примеры. (Ответы детей.)
– Кто такие насекомые? (Животные, у которых
шесть ног.)
– Приведите примеры. (Ответы детей.)