Модель организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, которые обеспечивали академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  • резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
  • ограниченности общения со сверстниками;
  • неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

IV. СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации ВУД в школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в первых классах по требованиям ФГОС:

Критерии Формальные показатели

1

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

наличие (проекта) пакета локальных актов

2

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ВУД в ОУ соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности

3

Требования к кадровому обеспечению:

- профессиональный уровень учителей начальных классов;

- результативность педагогической деятельности учителя;

- укомплектованность педагогическими кадрами;

- готовность учителя работать в системе ФГОС;

- достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность);

- психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсутствие жалоб на учителя);

- эффективность работы с родителями учащихся.

высшее образование, категория, курсы повышения квалификации;

соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам (в том числе, курсам ИКТ-компетенции);

наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.;

результативность участия школьников в олимпиадах, конкурса;

коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами в начальной школе;

наличие психологической службы/ педагогов-психологов.

4

Требования к материально-техническому обеспечению:

- достаточность материально-технического обеспечения;

- наличие медицинского кабинета;

- организация питания;

- наличие спортивной и игровой площадки;

- наличие здоровьесберегающих условий.

соответствие современным требованиям

 

5

Требования к информационному обеспечению:

- наличие библиотеки и медиацентра как информационного блока работы;

- содержательность сайта школы по вопросам введения ФГОС.

укомплектованность ОУ ПК, интерактивными досками, проекторами и т.д.;

наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с);

укомплектованность библиотеки

6

Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы:

- наличие условий для проведения внеурочной деятельности.

расчет помещений, оснащенность,

разработанность программ

7

Требования к организационно-управленческому обеспечению:

- наличие профессиональной административно-управленческой команды;

- знание основных нормативных документов по введению ФГОС;

- наличие действенного совета школы (других органов самоуправления);

наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС.

- оптимальность структуры управления, наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС, наличие положительного опыта работы с родителями.

V. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Внеурочная деятельность

Направления Классы 1 класс
Спортивно-оздоровительное 2
Художественно-эстетическое 2
Научно-познавательное 2
Гражданско-патриотическое 1
Всего 7

Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска Возможные пути разрешения
отсутствие достаточного финансирования привлечение средств внебюджетных средств
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов привлечение специалистов дополнительного образования
дефицит учебно-методических пособий Использование ресурсов Интернет-пространства
недостаточная методическая подготовка педагогов проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  2. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. 

VII. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ. 

Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь 

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. 

VIII. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.

Данный проект может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития внеурочной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования.

Выполнение данных условий возможно, если внеурочная деятельность ОУ:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
  • Расширяет тематику изучаемого материала.
  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
  • Увеличивает спектр учебных предметов.
  • Повышает роль самостоятельной работы.
  • Реализует лучшие личностные качества.  

IX. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2011.           
  2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2010.           
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
  4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.
  5. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.
  6. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
  7. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.
  8. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
  9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  10. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
  12. Кульневич С.В. , Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.        
  13. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
  14. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
  15. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
  16. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
  17. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
  18. Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
  19. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.-208 с.
  20. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
  21. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
  22. Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С.89.
  23. Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
  24. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
  25. Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.
  26. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.
  27. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
  28. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.     

X. ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Программа «Шаги в литературу»
  2. Программа «История открытий и изобретений человечества»
  3. Программа «Природные загадки – экологические разгадки»

Приложения.