Урок проводился на Дне Открытых Дверей ЧОУ СОШП «Ломоносовская» с детьми 5–6 лет.
Цели занятия: развивать познавательную активность дошкольников; совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию логического мышления, воображения, речи.
Каждое занятие мы начинаем с активной разминки, способствующей созданию благоприятной атмосферы для развития познавательной активности детей и формирующей хорошее настроение. А так же проводим пальчиковую и артикуляционную гимнастику с элементами упражнений на дыхание.
Занятие проводится в игровой форме. В начале занятия обязательно сообщается тема и цель, в конце – подводится итог урока. Для развития артикуляционного аппарата дошкольников в уроки включаются скороговорки и чистоговорки. Детям нравится отгадывать загадки и решать кроссворды, подбирать рифмы к словам и составлять новые слова из букв заданного слова. Такие задания способствуют развитию интеллекта и познавательной активности дошкольников.
Работа над звуковым анализом слова начинается в старшей группе детского сада и продолжается в подготовительной группе и в начальных классах. Дети начинают распознавать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, анализируют слова, используя цветовые обозначения (красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук).
Разнообразие форм работы, высокий темп урока, использование презентации поддерживают познавательный интерес дошкольников в течение всего занятия.
Ход урока
I. Активная разминка с элементами пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
(Слайд 3)
-
Утром солнышко встаёт – выше, выше, выше;
Лучики на землю шлёт – ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
А под солнышком всем весело живётся! -
Ай – качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи –
Так румяны, горячи!
(фу-фу-фу, фу-фу-фу – поочередно дуем на ладошки)
Прилетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Унесли высоко-высоко,
Далеко-далеко,
Нам оставили бараночки. -
До чего баранки сладки (вытягиваем язычок вперёд).
Язычок играет в прятки (прячем язычок).
Много мы баранок съели (надуваем щёки),
Но ничуть не потолстели (втягиваем щёки).
II. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня на занятии мы будем играть со звуками для развития нашего мышления, воображения, речи, а так же чтобы научиться быстро и правильно читать.
III. Чистоговорка «Закончи строчку».
Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).
IV. Игра «Отгадай слово».
(Слайд 4)
Чтобы отгадать задуманное слово, нужно задавать такие вопросы, на которые я могу ответить либо да, либо нет.
Необходимо сверяться со схемой загадочного слова.
– Сколько в этом слове звуков? (4)
– Какой звук первый? (согласный мягкий звук)
– Второй? (гласный звук)
– Третий? (согласный твёрдый звук)
– Четвёртый? (гласный звук)
– Какие слова подходят к этой схеме? (например, лето, зима, Миша…)
Дети могут спросить, например:
– Это животное?
– Оно домашнее? И т.п.
Учитель отвечает «да» или «нет». В итоге дети догадываются, что загадочное слово - лиса. (Слайд 5)
V. Отгадайте загадки и решите кроссворд.
(Слайд 6)
-
На резиновом ходу все дороги обойду.
Пассажира отвезу и на стройке помогу. (Слайд 7) -
Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка и улетел под облака. (Слайд 8) -
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Слайд 9) -
Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет. (Слайд 10)
– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?
– Как их можно назвать одним словом? (игрушки)
VI. Игры со звуками.
- Игра «Измени слово» (Слайд 11)
В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово. (шаг)
А теперь, измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово. (пар, бар, дар, жар)
- «Поиграем в рифмы»:
чайка – майка, гайка, лайка, зайка; (Слайд 12)
печь – речь, течь, меч, жечь; (Слайд 13)
дом – том, ком, ром, сом, лом. (Слайд 14)
Игра «Новое слово» (Слайд 15)
Добавьте к слову конь слог,состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово. (Слайд 16, 17) (коньки) (Слайд 18)
Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово.(Слайд 19) (фасоль) (Слайд 20)
VII. Игра «Собери слово».
(Слайд 21)
Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять. (ра – ду – га)
VIII. Игра «Кто больше составит слов».
(Слайд 22)
Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да и д.т.)
IX. Подведение итогов занятия.
(Слайд 23)
Ра-ра-ра-ра – вот закончилась… (игра).
Ши-ши-ши-ши – игры любят… (малыши)
Ать-ать-ать-ать – будем речь мы… (развивать).
– В какие игры мы сегодня поиграли? Какие игры были особенно интересны?