Мастер-класс "Развитие познавательной активности дошкольников на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок проводился на Дне Открытых Дверей ЧОУ СОШП «Ломоносовская» с детьми 5–6 лет.

Цели занятия: развивать познавательную активность дошкольников; совершенствовать навыки чтения; способствовать развитию логического мышления, воображения, речи.

Каждое занятие мы начинаем с активной разминки, способствующей созданию благоприятной атмосферы для развития познавательной активности детей и формирующей хорошее настроение. А так же проводим пальчиковую и артикуляционную гимнастику с элементами упражнений на дыхание.

Занятие проводится в игровой форме. В начале занятия обязательно сообщается тема и цель, в конце – подводится итог урока. Для развития артикуляционного аппарата дошкольников в уроки включаются скороговорки и чистоговорки. Детям нравится отгадывать загадки и решать кроссворды, подбирать рифмы к словам и составлять новые слова из букв заданного слова. Такие задания способствуют развитию интеллекта и познавательной активности дошкольников.

Работа над звуковым анализом слова начинается в старшей группе детского сада и продолжается в подготовительной группе и в начальных классах. Дети начинают распознавать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, анализируют слова, используя цветовые обозначения (красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук).

Разнообразие форм работы, высокий темп урока, использование презентации поддерживают познавательный интерес дошкольников в течение всего занятия.

Ход урока

I. Активная разминка с элементами пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

(Слайд 3)

  • Утром солнышко встаёт – выше, выше, выше;
    Лучики на землю шлёт – ниже, ниже, ниже.
    Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
    А под солнышком всем весело живётся!

  • Ай – качи, качи, качи!
    Глянь, баранки, калачи!
    Глянь, баранки, калачи
    С пылу, с жару, из печи –
    Так румяны, горячи!
    (фу-фу-фу, фу-фу-фу – поочередно дуем на ладошки)
    Прилетели тут грачи,
    Подхватили калачи,
    Унесли высоко-высоко,
    Далеко-далеко,
    Нам оставили бараночки.

  • До чего баранки сладки (вытягиваем язычок вперёд).
    Язычок играет в прятки (прячем язычок).
    Много мы баранок съели (надуваем щёки),
    Но ничуть не потолстели (втягиваем щёки).

II. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня на занятии мы будем играть со звуками для развития нашего мышления, воображения, речи, а так же чтобы научиться быстро и правильно читать.

III. Чистоговорка «Закончи строчку».

Ра-ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ру-ру-ру-ру – очень любим мы… (игру).
Ры-ры-ры-ры – жить не можем без…(игры).

IV. Игра «Отгадай слово».

(Слайд 4)

Чтобы отгадать задуманное слово, нужно задавать такие вопросы, на которые я могу ответить либо да, либо нет.

Необходимо сверяться со схемой загадочного слова.

– Сколько в этом слове звуков? (4)

– Какой звук первый? (согласный мягкий звук)

– Второй? (гласный звук)

– Третий? (согласный твёрдый звук)

– Четвёртый? (гласный звук)

– Какие слова подходят к этой схеме? (например, лето, зима, Миша…)

Дети могут спросить, например:

– Это животное?

– Оно домашнее? И т.п.

Учитель отвечает «да» или «нет». В итоге дети догадываются, что загадочное слово - лиса. (Слайд 5)

V. Отгадайте загадки и решите кроссворд.

(Слайд 6)

  1. На резиновом ходу все дороги обойду.
    Пассажира отвезу и на стройке помогу. (Слайд 7)

  2. Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка и улетел под облака. (Слайд 8)

  3. Не куст, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. (Слайд 9)

  4. Его пинают, а он не плачет.
    Его бросают – назад скачет. (Слайд 10)

– Какой предмет можно назвать лишним? (книга) Почему?

– Как их можно назвать одним словом? (игрушки)

VI. Игры со звуками.

  • Игра «Измени слово» (Слайд 11)

В слове шар измените третий звук на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово. (шаг)

А теперь, измените первый звук в слове шар на другой твёрдый согласный, чтобы получилось новое слово. (пар, бар, дар, жар)

  • «Поиграем в рифмы»:

чайка – майка, гайка, лайка, зайка; (Слайд 12)
печь – речь, течь, меч, жечь; (Слайд 13)
дом – том, ком, ром, сом, лом. (Слайд 14)
Игра «Новое слово» (Слайд 15)

Добавьте к слову конь слог,состоящий из мягкого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово. (Слайд 16, 17) (коньки) (Слайд 18)

Поставьте перед словом соль слог, состоящий из глухого согласного звука и гласного звука, чтобы получилось новое слово.(Слайд 19) (фасоль) (Слайд 20)

VII. Игра «Собери слово».

(Слайд 21)

Ветерок подул и слово рассыпалось. Соберём его опять. (ра – ду – га)

VIII. Игра «Кто больше составит слов».

(Слайд 22)

Из букв слова радуга составим новые слова. (дуга, рад, друг, дар, удар, ад, руда, гад, угар, рагу, ура, да и д.т.)

IX. Подведение итогов занятия.

(Слайд 23)

Ра-ра-ра-ра – вот закончилась… (игра).
Ши-ши-ши-ши – игры любят… (малыши)
Ать-ать-ать-ать – будем речь мы… (развивать).

– В какие игры мы сегодня поиграли? Какие игры были особенно интересны?