Значимой составляющей личности современного человека является толерантное сознание.
Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания [1].
В настоящее время вопросам формирования толерантного сознания уделяется особое внимание - от молодого поколения зависит будущее России. «Поистине, воспитывать - это значит решать судьбу не только одного человека, но и всей державы», - писал В.Г. Белинский.
В силу слабой степени сформированности либо отсутствия этнической толерантности у людей старшего поколения задача формирования толерантного сознания ложится преимущественно на школу. Школа располагает широкими возможностями для воспитания этнической терпимости, толерантности к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие: воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах. [2].
В современной России интолерантность, и, в частности, этническая нетерпимость - реально существующая проблема. Она особенно актуальна для представителей новых поколений российских граждан. В детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой этнической принадлежности, культуры либо религии. Нередко представители иных этнических групп становятся объектами агрессии; существуют молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги.
Указанная проблема актуальна для поликультурного сочинского региона в силу его специфики. С одной стороны, здесь действуют факторы, соотносимые с тенденцией глобализации, находящей свое отражение в сближении различных культур: аэтнический характер отношений между различными группами населения города, русский язык и русская культура как интегрирующий, консолидирующий фактор сообщества в целом.
С другой стороны, для сочинского региона в силу активных миграционных процессов, значительного притока рабочих из стран СНГ в связи с возведением олимпийских объектов особенно актуальна проблема формирования межэтнической толерантности.
Тренинг, направленный на формирование межэтнической толерантности, проводится со студентами младших курсов Сочинского колледжа поликультурного образования - образовательного учреждения среднего профессионального образования, ведущего подготовку специалистов по педагогическим специальностям и специальностям сервиса. Возраст участников тренинга – 15-17 лет.
Для оценки эффективности тренинга на взгляды студентов применяется анкета, разработанная на основании анкеты группы авторов Центра социальных инноваций (Москва) – В.С. Мигуном, М.С. Жамкочьяном, М.М. Магура [4]. Участникам тренинга предлагается анкета, включающая 12 вопросов, направленных на выявление следующих видов толерантности:
- к представителям других наций, выходцам из других мест;
- к представителям других культур;
- вопросы для диагностики авторитаризма, поскольку авторитаризм и интолерантность – это личностные характеристики, взаимно связанные между собой (Приложение 1).
Цель анкетирования - определить стартовый и итоговый уровень толерантности подростков, участвующих в тренинге.
В результате обработки анкет определяется среднее количество баллов, набранное всеми участниками анкетирования по каждому вопросу.
Тренинг имеет следующие цели:
- Познакомить студентов с понятиями «толерантность», «межэтническая толерантность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
- Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Развивать воображение, способность к эмпатии, доверие, как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
На основе рекомендаций Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой разработана программа тренинга, включающая 7 занятий продолжительностью от 40 мин.до 1 часа. Задания составлены с опорой на региональный материал, используются примеры, близкие и понятные сочинским студентам (Приложение 2).
В начале работы студентам дается информация о целях, задачах, содержании тренинга. Каждый из потенциальных участников дает согласие на участие в тренинговой работе.
В тренинге действует принцип добровольности: члены группы могут не принимать участия втех или иных упражнениях. Ведущий оставляет за собой право стоять на страже интересов каждого участника и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении.
При проведении тренинга соблюдаются этические правила групповой работы. Студенты также предупреждаются о необходимости конфиденциальности: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия.
В группе необходимо обеспечить психологическую и физическую безопасность участников, недопустима физическая и вербальная агрессия. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Гарантом безопасности всех участников группы является ведущий.
Ведущий может принимать участие в некоторых упражнениях в том случае, если упражнение не требует непосредственного наблюдения или руководства со стороны ведущего.
Каждое тренинговое занятие состоит из трех частей.
- Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Указанные в программе упражнения для разминки носят рекомендательный характер, и подбираются в зависимости от особенностей группы[6].
- Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия [2].
- Рефлексия. В конце каждого занятия оставляется время на то, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Задаются вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
В ходе тренинга применяются упражнения «Что такое толерантность»; «Ярлык»; «Пять добрых слов»; «Войди в роль беженца», «Конференция» и др.
Первое и последнее занятия по своей структуре отличаются от остальных. На первом занятии осуществляется вводная часть и анкетирование участников, вырабатываются правила работы в группе. Завершающее занятие включает итоговое анкетирование участников.
На следующем занятии студенты знакомятся с общим понятием «Толерантность», его значениями в различных культурах, формулируют понятия межэтнической толерантности на основе уже имеющихся представлений о толерантности в целом. Последующие занятия направлены на выработку терпимого отношения к мигрантам, этническим группам сочинского региона, Краснодарского края.
В тренинге затрагивается важная проблема «границ» толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, - все они являются «иными» в нашем обществе. Как относиться к этим явлениям? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, игнорируя эти явления, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Студенты проявляют высокую степень заинтересованности вопросом границ толерантности, и именно этот вопрос вызывает оживленную дискуссию.
Для оценки эффективности тренинга на завершающем этапе участникам вновь предлагается анкета, направленная на выявление толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, к представителям других культур. Подсчитывается количество баллов, набранное всеми участниками анкетирования по каждому вопросу при повторном анкетировании.
Для диагностики сдвигов используется стратегия сопоставления средних ответов на одни и те же вопросы анкеты при первом и втором замере. Прослеживается положительная динамика в сторону повышения уровня толерантности студентов к представителям других этносов, культур, приезжим, а также снижение показателей авторитаризма.
Программа тренинга используется в Сочинском колледже поликультурного образования в качестве формы внеклассной работы, направленной на формирование толерантного сознания. С этой целью проводится обучение данной технологии кураторов студенческих групп.
С 2002 года колледж является инициатором проведения Международного дня толерантности совместно с образовательными учреждениями г. Сочи с целью транслирование идей толерантности в молодежную среду города.
Форма проведения Дня толерантности варьируется: тренинги, круглые столы, фестивали национальных культур. Так, в 2011 году День толерантности проведен в форме фестиваля национальных культур. Его теоретической основой является концептуальное положение о формировании межэтнической толерантности через изучение этнических культур. В ходе Дня толерантности его участниками представлены русские, греческие, армянские, грузинские, адыгские танцы и песни как значимая составляющая культур численно доминирующих этносов сочинского региона.
Систематическая работа по формированию основ толерантного сознания позволяет сделать следующие выводы:
- Условием целенаправленного формирования позитивного отношения к разнообразию окружающего мира является усвоение учащимися теоретического понятия толерантности, ее видов и составляющих.
- Повышение толерантности студентов происходит под влиянием специально организованного воспитательного воздействия; тренинг является эффективным средством протолерантных изменений в сознании подростков.
- Эффективными методами формирования толерантности являются ситуационные, моделирующие и ролевые игры, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения.
Позиция терпимости и доверия, формируемая в юношеском возрасте, является основой для осуществления выбора следующими поколениями в пользу мира, а не войны, в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Утверждение в современной российской школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей социальной ценности является значимым вкладом школьного образования и воспитания в развитие культуры мира на Земле.
Литература
- Бондырева К.С. Колесова Д.В. Толерантность (введение в проблему) Москва – Воронеж. – 2003.
- Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,.- 2002.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование /Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование.- 1999.
- На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл.- 2000.
- Эристави Н.Д.Шаги навстречу. Формирование толерантной поликультурной образовательной среды. - Сочи: Дория..- 2009.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис.- 2002.
- Декларация принципов толерантности. http://www.tolerance.ru/declar.html