Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями в здоровье теми знаниями, умениями и навыками и в те же или близкие сроки, что и нормально развивающимися детьми.
БЕЗ ГРАНИЦ И РАЗЛИЧИЙ.
В классы интегрированного обучения
принимаются дети с нетяжелыми ограничениями в
развитии, а также с последствиями педагогической
запущенности. Чтобы избежать селекции в детском
коллективе школы, необходимо создать для всех
детей единую систему общения, адаптации,
развития. Это – единое воспитательное
пространство школы, единая система
дополнительного образования, единое
реабилитационное пространство.
Система дополнительного воспитания
складывается из школьных студий, секций, кружков;
из психолого-логопедических программ «Азбука
общения», «Группа развития», «Театр речи»; из
широкого спектра учебно-развивающих программ,
которые внедряются за счет школьного компонента.
Увеличение доли эстетического блока дисциплин
может дать возможность сместить акценты
обучения и воспитания, учитывая
коррекционно-развивающее воздействие искусства
на личность.
Младший школьный возраст является наиболее
благоприятным периодом для интеграции детей с
отклонениями в развитии в коллектив здоровых
сверстников. Здесь самая эффективная форма – это
«Группа Развития». Дети с ограниченными
возможностями в здоровье могут обучаться в
«Группах Развития» в течение одного-двух или
трех-четырех лет, то есть до достижения ими
среднего школьного возраста (5 класс). Это зависит
от сложности дефекта, скорости продвижения
ребенка в процессе обучения и от желания
родителей. В конце каждого учебного года
педагог-психолог, учитель-дефектолог и другие
специалисты обобщают работу с ребенком, его
личные достижения и заносят в карту
индивидуального продвижения.
МЫ ПАРТНЕРЫ.
Особая роль в данной системе отводится
родителю. В ней даже законодательно отношения
семья – школа определяются как партнерские, и
родитель имеет право участвовать в обсуждении
проблем своего ребенка, дополняя, корректируя
информацию о нем. В идеале он должен быть
участником консилиумов, равноправным партнером
при разработке программ развития своего ребенка,
выборе оправданных медициной технологий
обучения.
Психолог, занимающийся практической
деятельностью в «Родительской школе», во многом
выступает переводчиком психологических знаний с
научного языка, доступного немногим, на язык,
понятный тем, кто не является специалистом в
области психологии. Важно не игнорировать
знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в
них дополнительные грани, акцентировать
внимание на наиболее важных аспектах, создать
возможность для восприятия фактов с разных точек
зрения. Необходимо, чтобы произошла встреча
родительского жизненного опыта с
психологическими знаниями.
Представляем фрагмент игрового тренинга для учащихся и родителей 3 класса.
Проблема: грубость и агрессивность
поведения детей; враждебность родителей,
агрессивное поведение в школе с родительским
коллективом и учащимися.
Вот некоторые из заданий занятия:
1. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем психолог предлагает принять участие в игре, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, в детстве можно... (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, то хлопает в ладоши. Затем точно так же выполняется это задание, но с аргументом «в детстве нельзя».
2. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей.
3. Ритуал прощания. Каждый из участников должен
нарисовать солнце с лучами и определить, кому он
хотел бы подарить по одному лучику и почему.
В групповые тренинги нужно привлекать не только
детей, которых считают трудными, но и одаренных, а
также детей, тяжело переживающих семейные драмы,
часто болеющих. Практика показывает, что после
тренинга многие ребята резко меняются в лучшую
сторону, у них появляется мотивация учения,
интерес к жизни, желание стать лучше. Психологом
также проводятся родительские чтения, ринги,
тематические консультирования и анкетирование.
Часть родителей проявляют интерес, находят
что-то полезное для себя в обсуждаемой теме, как
правило, они хотят прийти на встречу с психологом
еще раз. Сама ситуация «Родительской школы» –
это ситуация взаимного обмена. Психолог дает не
только полезную информацию, пищу для
размышления, но и получает ориентиры для своего
профессионального развития.
Степень реализации психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными
возможностями зависит от степени интеграции,
которая может быть полной, комбинированной,
частичной или временной. Создание гибкой системы
воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями через интегрированные классы и
специальные группы кратковременного пребывания
позволило расширить возможности выбора
адекватных и эффективных форм
психолого-педагогического воздействия, которые
отвечают интересам, как ребенка, так и его семьи.
Очевидно, что от интеграции выиграют и здоровые
дети, и дети с ограниченными возможностями.