Найти связующую нить

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Коррекционная педагогика


Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями в здоровье теми знаниями, умениями и навыками и в те же или близкие сроки, что и нормально развивающимися детьми.

БЕЗ ГРАНИЦ И РАЗЛИЧИЙ.

В классы интегрированного обучения принимаются дети с нетяжелыми ограничениями в развитии, а также с последствиями педагогической запущенности. Чтобы избежать селекции в детском коллективе школы, необходимо создать для всех детей единую систему общения, адаптации, развития. Это – единое воспитательное пространство школы, единая система дополнительного образования, единое реабилитационное пространство.
Система дополнительного воспитания складывается из школьных студий, секций, кружков; из психолого-логопедических программ «Азбука общения», «Группа развития», «Театр речи»; из широкого спектра учебно-развивающих программ, которые внедряются за счет школьного компонента. Увеличение доли эстетического блока дисциплин может дать возможность сместить акценты обучения и воспитания, учитывая коррекционно-развивающее воздействие искусства на личность.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Здесь самая эффективная форма – это «Группа Развития». Дети с ограниченными возможностями в здоровье могут обучаться в «Группах Развития» в течение одного-двух или трех-четырех лет, то есть до достижения ими среднего школьного возраста (5 класс). Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей. В конце каждого учебного года педагог-психолог, учитель-дефектолог и другие специалисты обобщают работу с ребенком, его личные достижения и заносят в карту индивидуального продвижения.

МЫ ПАРТНЕРЫ.

Особая роль в данной системе отводится родителю. В ней даже законодательно отношения семья – школа определяются как партнерские, и родитель имеет право участвовать в обсуждении проблем своего ребенка, дополняя, корректируя информацию о нем. В идеале он должен быть участником консилиумов, равноправным партнером при разработке программ развития своего ребенка, выборе оправданных медициной технологий обучения.
Психолог, занимающийся практической деятельностью в «Родительской школе», во многом выступает переводчиком психологических знаний с научного языка, доступного немногим, на язык, понятный тем, кто не является специалистом в области психологии. Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. Необходимо, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта с психологическими знаниями.

Представляем фрагмент игрового тренинга для учащихся и родителей 3 класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; враждебность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.
Вот некоторые из заданий занятия:

1. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем психолог предлагает принять участие в игре, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, в детстве можно... (драться, играть, весело жить, плакать и т. д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, то хлопает в ладоши. Затем точно так же выполняется это задание, но с аргументом «в детстве нельзя».

2. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет  повесить в кабинете психологии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей.

3. Ритуал прощания. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.
В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которых считают трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы, часто болеющих. Практика показывает, что после тренинга многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучше. Психологом также проводятся родительские чтения, ринги, тематические консультирования и анкетирование. Часть родителей проявляют интерес, находят что-то полезное для себя в обсуждаемой теме, как правило, они хотят прийти на встречу с психологом еще раз. Сама ситуация «Родительской школы» – это ситуация взаимного обмена. Психолог дает не только полезную информацию, пищу для размышления, но и получает ориентиры для своего профессионального развития.
Степень реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями зависит от степени интеграции, которая может быть полной, комбинированной, частичной или временной. Создание гибкой системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями через интегрированные классы и специальные группы кратковременного пребывания позволило расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм психолого-педагогического воздействия, которые отвечают интересам, как ребенка, так и его семьи. Очевидно, что от интеграции выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями.