Основная идея личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в учебно-методическом комплекте (УМК) «Перспективная начальная школа», - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Рассмотрим различные формы организации учебной деятельности младших школьников, которые используется в УМК «Перспективная начальная школа». Среди организационных форм обучения различают фронтальные, групповые, парные (это могут быть и пары сменного состава), индивидуальные и коллективные формы обучения (таблица).
Таблица
Организационные формы обучения в УМК «Перспективная начальная школа»
Формы обучения | Приемы обучения | Содержание наблюдения |
Фронтальная форма обучения | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей |
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава | Организация парной работы или выполнение Дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) | Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами |
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного шуба) | Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников «формации |
Коллективная форма организации обучения | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок |
Из опыта мы знаем, что практически нет такого урока в начальных классах, где учитель на каких-то его этапах не работал бы фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Например, в процессе проблемного изложения педагог проводит опыты и задает вопросы всему классу. Он создает условия, позволяющие учащимся принять участие в изложении нового материала. В процессе индивидуального опроса ученика у доски учитель вновь работает фронтально, обращая внимание детей на интересное решение или характерную ошибку. На этом же уроке он может предложить учащимся групповую работу, но в то же время оказывать индивидуальную помощь отдельным ученикам.
В комплекте учебников заложена коллективная форма обучения, доминирующая на заседаниях школьного клуба и практикумах, когда учитель частично передает руководство организацией учебного процесса школьникам.
Выбор формы учебного занятия (урок, экскурсия, заседание клуба, диспут, презентация, защита проектов, творческий самоотчет и т. д.) и форм обучения на уроке в каждом конкретном случае зависит от цели и содержаний изучаемого материала, доступности изложения материала в учебнике, профессионального мастерства учителя, готовности детей и т. д.
Например, содержание учебного материала имеет преимущественно теоретический характер, и на его изучение отведено не более двух учебных часов. Эти условия не могут не повлиять на выбор типа урока (формы организации учебного занятия и форм обучения).
В таком случае учитель в качестве формы организации учебного занятия, как правило, может выбрать урок предъявления новых знаний. И если большинство учащихся не готово к серьезной самостоятельной работе по усвоению теоретического материала с помощью учебника, то вполне оправдано, что на этих двух уроках будут доминировать фронтальные формы обучения. Методом объяснения нового материала может быть рассказ или проблемное изложение. Тем не менее, в процессе самого объяснения можно организовать индивидуальную работу учащихся со словарем, текстом, иллюстрациями и вопросами учебника, оказать индивидуальную помощь ученикам, которые не могут ответить на вопрос учебника в условиях парной работы.
При высоком уровне подготовленности учащихся, доступности изложений теоретического материала в учебнике учитель может использовать индивидуальную или групповую (парную) форму обучения и с целью усвоения новых теоретических знаний, т. е. организовать самостоятельную работу учащихся по усвоению нового материала с помощью учебника
Обсуждение осознанного выбора форм обучения со стороны учителя - важнейший элемент процедуры анализа урока.
Приведем пример анализа урока по математике в 1-м классе по теме «Таблица сложения однозначных чисел». Аспект анализа - организационные формы обучения. В процессе урока в условиях фронтального опроса практически все ученики класса приняли участие при изучении темы «Таблица сложения»; 10 учеников опрошено в условиях актуализации знаний, 3-в процессе формулировки темы и постановки цели урока, 15 - в результате составления таблицы сложения. Ученики давали полные, точные и правильные ответы. В общем объеме урока фронтальный опрос занял около 15 минут.
Каждый из учеников в течение 20 минут урока работал в условиях индивидуального обучения, повторял материал, используя правила, инструкции из учебника, изучал новый материал по таблице сложения в учебнике.
Парная работа, предложенная учебником, заняла около 3 минут, приблизительно 5 минут длилась групповая работа, организованная учителем в процессе самостоятельного изучения материала по вопросам учебника.
Ответы учеников, прозвучавшие при изучении нового материала, показали, что они усвоили принципы построения таблицы сложения.
Анализируемый урок характеризуется целесообразностью и результативностью использования фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм обучения. Каждая из них была направлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся и на решение задач урока (повторение и изучение нового материала) и его сверхзадачи - дальнейшего формирования у детей навыка работы с учебником.
Таким образом, то, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Сочетание различных организационных форм обучения в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития, и создает возможность его индивидуального продвижения.
Список литературы:
- Чуракова, Р. Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» [Текст]/Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига / Учебник. - 2007. - С. 4.
- Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник. - 2009. - С. 41- 45.