Известный английский методист Майкл Уэст писал: «Иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться». В то же время психологи утверждают, что любое иностранное слово будет усвоено только тогда, когда повторено не менее 8 раз.
Как же быть учителю иностранного языка, который обучает 7-8 летних детей? Как создать такую ситуацию, чтобы они захотели повторить что-либо 8 раз? Здесь нам на помощь приходит игра.
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых. Позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое и составляет мотивацию учения.
Использование игр и игровых приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной, так как в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию. Во время игры дети находятся в постоянной «речевой готовности». Они внимательно слушают учителя и друг друга, а многократное повторение образцов речи не вызывает у них утомления и скуки, так как мотивировано игровым действием. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала.
Формула игры – учение плюс развлечение. Создание мотивации достижения в совместной учебной деятельности и является основной целью применения игровых форм занятий. Кроме того, применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического отдыха.
Языковые игры очень эффективное средство обучения на начальном этапе. Хотя у детей к этому времени и происходит смена ведущего вида деятельности (игровая уступает место учебной), все же играют они с удовольствием.
Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования, устной речи и чтения. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть языковой барьер, побороть стеснительность.
Дидактическая игра кроме познавательных имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делая ее более интересной. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, и не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, требующими от него определенных мыслительных усилий.
Чтобы эффективно использовать игры на уроке, необходимо следовать определенным правилам:
- На начальном этапе обучения лучше использовать игры с правилами. Ролевые игры гораздо менее структурированы и их целесообразнее использовать на более поздних этапах обучения.
- Правила игры должны быть простыми; лучше, если они известны по играм на родном языке.
- Нельзя подменять игру игровым заданием. Игровое задание все должны выполнить одинаково, а результат игры всегда непредсказуем.
- Обязательно подводить итоги игры, выявлять победителя.
- Не проводить игру ради самой игры. Появление игры на уроке должно быть целесообразно.
- Новую игру лучше начинать учителю, а когда ученики усвоят правила, передать роль ведущего одному из них.
- Учитель должен быть либо заинтересованным организатором игры, либо ее участником. Если он превращается в стороннего наблюдателя или в сурового критика, то все удовольствие от игры пропадает.
- Игра должна проводиться на иностранном языке, поэтому до начала игры необходимо ввести нужную лексику.
- Не раздавать игровой материал пока ученики не поняли правила игры.
Существует мнение, что во время игры на уроке неизбежны проблемы с дисциплиной, в классе становится шумно, деятельность учеников трудно отследить и проконтролировать. В действительности, если учитель следовал вышеизложенным правилам, то все эти вопросы легко решаются.
Игры и игровые приемы
I. Игровые приемы при обучении алфавиту
1. Расскажи алфавит
Многие учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученики быстро и без запинки, как скороговорку, рассказывают алфавит от А до Z, но когда к ним обращаются с просьбой «Spell the word» , они долго вспоминают, как называется та или иная буква вне алфавита, и чтобы вспомнить нужную букву, каждый раз проговаривают алфавит заново. Чтобы дети могли «узнавать буквы в лицо» можно предложить им рассказать алфавит по данным таблицам (рис. 1а, б)
Рис. 1 – Таблица с зеленой точкой (а – заглавные буквы, б – строчные буквы)
Ученик рассказывает алфавит, но, работая с таблицей, должен четко представлять, как выглядит буква, которую он называет. Чтобы отдохнуть и собраться с мыслями, используем ячейку с зеленым кружком.
2. Допиши букву
Учитель пишет на доске элемент буквы, ученики записывают в тетрадях все буквы, в которых этот элемент может быть. Можно устроить соревнование между учениками и выяснить, кто записал больше букв.
3. Угадай букву
А) Ученик закрывает глаза, учитель кладет ему в ладошку букву (из набора лото или магнитной азбуки). Не открывая глаз, ребенок ощупывает букву и называет ее.
Б) Учитель (или другой ученик) «пишет» букву на спине ученика, ученик называет букву.
II. Игры
1. Spelling shark (орфографическая акула)
Обучающая цель – умение правильно назвать буквы, входящие в состав слова.
Игровая цель – угадать задуманное слово за возможно меньшее количество попыток.
Ход игры: на доске учитель (ведущий) изображает акулу, обрывистый берег. А над ним с помощью черточек – задуманное слово. Ученики должны угадать слово, называя его по буквам. Если буква есть в слове, ведущий вписывает ее в нужное место, если нет – на обрывистом берегу появляется изображение человечка. У играющих столько попыток, сколько букв в слове. Если они не смогли угадать слово, то акула их «съедает»
2. Number fun (игра с цифрами)
Обучающая цель – умение читать названия числительных.
Игровая цель – соединить линиями цифры и соответствующие им имена числительные так, чтобы линии не пересекались.
Ход игры: каждая пара играющих получает (а в следующий раз готовит самостоятельно) игровой лист, на котором числительные написаны цифрами и словами. Игроки должны соединить цифру и соответствующее числительное линией, но при этом линии не должны пересекаться. Цифры нужно соединять по порядку, проговаривая их названия. Игрокам лучше использовать карандаши разного цвета. Вначале в игре используются числительные от 1 до 10, затем на игровой лист можно добавить числительные второго десятка.
3. Battleships (морской бой)
У этой игры может быть несколько вариантов, игровая цель во всех случаях одна – первым обнаружить корабли противника.
Вариант 1. Когда выучены первые несколько букв алфавита и цифры от 1 до 10, игра проводится так же, как на родном языке.
Обучающая цель – умение называть буквы алфавита и числительные.
Вариант 2. Time Battleships.
Обучающая цель – умение называть дни недели и время по часам.
Ход игры: играющие получают игровые листы, на каждом размещают свои корабли и пытаются обнаружить корабли противника, называя вместо букв и цифр дни недели и время.
4. Игры домино
А) Clothes Dominoes (домино «Одежда»)
Обучающая цель – умение называть предметы одежды и их цвет.
Игровая цель – первым выложить все карточки, соединив изображение предмета с его описанием.
Ход игры: на дом каждый ученик получает игровой лист. Дома он должен раскрасить каждый предмет одежды в соответствии с описанием. Затем лист разрезается на карточки и у каждого игрока оказывается одинаковый комплект. Играют в группах по 3-4 человека по правилам домино. Во время игры ученики выкладывают свои карточки, называя то, что на них изображено и прочитывая подписи. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Б) Activity Dominoes (домино «Действия»)
Обучающая цель – умение правильно построить предложение в настоящем простом времени.
Игровая цель – первым выложить все карточки, соединив рисунки с текстом.
Ход игры: каждая группа из 3–4 человек получает 1 комплект карточек. Игра ведется по правилам домино. Особое внимание надо уделить соответствию личного местоимения (подлежащего) и формы глагола (сказуемого). Кроме того, должны быть соответствия между местоимениями-подлежащими (he/ she/ it) и рисунком (мальчик/ девочка/ животное).
5. Body snap (части тела)
Обучающая цель – умение называть части тела, умение прочитать названия частей тела.
Игровая цель – первым сказать «snap» («мое»), когда совпадут названия частей тела и/или их изображения.
Ход игры: в качестве домашнего задания каждый ребенок получает игровой лист, где рядом с изображением части тела он пишет ее название. Затем лист разрезается на карточки. Играют в парах. Карточки в наборах перемешивают, каждый играющий складывает их так, чтобы слова и рисунки не были видны. Играющие по очереди снимают верхние карточки, переворачивают их изображением вверх и называют часть тела, изображенную там (либо читают ее название). Если на карточках партнеров совпадают слова и/или изображения, то первый, кто скажет « snap», забирает и свою карточку , и карточку партнера. Выигрывает тот, у кого окажутся оба комплекта карточек. Эта игра может затянуться, поэтому имеет смысл ограничить время ее проведения (не более 10 минут). По истечении времени победителем считается тот, у кого окажется больше карточек.
6. Bingo (лото)
Обучающая цель – умение записать, понять на слух, а затем прочитать слова по определенной теме.
Игровая цель – первым закрыть все клетки в карточках лото.
Ход игры: ученики чертят на бумаге решетку из 6 клеток. В каждую клетку вписывают по одному слову. (До начала игры оговаривается тема: животные, дни недели, месяцы, пища, числительные и т.д.) Ведущий называет слова, игроки внимательно слушают, и если слова есть в их решетках, помечают их. Тот, кто первым отметит все 6 слов, должен крикнуть «Bingo!». Затем он читает свои слова, а ведущий и остальные ученики его проверяют.
Вариант 1. Игроки могут иметь готовые игровые листы с изображением предметов и с готовыми подписями. Они выбирают блок из 6 картинок на игровом листе, слушают ведущего, читают подписи под картинками и отмечают свои слова.
Вариант 2. У игроков имеются листы только с изображениями предметов. Отдельно они готовят карточки-подписи к рисункам. Во время игры они кладут карточку на соответствующее изображение.
По этим правилам можно провести игры «What’s the time Bingo» (Который час), «Telephone numbers Bingo» (Телефонные номера), « Irregular verbs Bingo» (Неправильные глаголы).
Литература
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. – М. Просвещение, 1991.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М. Просвещение, 1992.
- Игры – обучение, тренинг, досуг. Под редакцией В.В. Петрусинского. – М. Новая школа, 1994.
- How to teach young learners effectively. – British Council, 1999.
- Toth M. Children’s games. – Heineman ELT, 1995
- Watcyn-Jones P. Grammar games and activities for teachers. – Penguin books, 1995.