Игра в обучении английскому языку на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: игра, мотивация, игровой прием, непроизвольное внимание, компенсация информационной перегрузки, организация психологического отдыха


Известный английский методист Майкл Уэст писал: «Иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться». В то же время психологи утверждают, что любое иностранное слово будет усвоено только тогда, когда повторено не менее 8 раз.

Как же быть учителю иностранного языка, который обучает 7-8 летних детей? Как создать такую ситуацию, чтобы они захотели повторить что-либо 8 раз? Здесь нам на помощь приходит игра.

Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых. Позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое и составляет мотивацию учения.

Использование игр и игровых приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной, так как в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию. Во время игры дети находятся в постоянной «речевой готовности». Они внимательно слушают учителя и друг друга, а многократное повторение образцов речи не вызывает у них утомления и скуки, так как мотивировано игровым действием. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала.

Формула игры – учение плюс развлечение. Создание мотивации достижения в совместной учебной деятельности и является основной целью применения игровых форм занятий. Кроме того, применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического отдыха.

Языковые игры очень эффективное средство обучения на начальном этапе. Хотя у детей к этому времени и происходит смена ведущего вида деятельности (игровая уступает место учебной), все же играют они с удовольствием.

Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования, устной речи и чтения. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть языковой барьер, побороть стеснительность.

Дидактическая игра кроме познавательных имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делая ее более интересной. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, и не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, требующими от него определенных мыслительных усилий.

Чтобы эффективно использовать игры на уроке, необходимо следовать определенным правилам:

  1. На начальном этапе обучения лучше использовать игры с правилами. Ролевые игры гораздо менее структурированы и их целесообразнее использовать на более поздних этапах обучения.
  2. Правила игры должны быть простыми; лучше, если они известны по играм на родном языке.
  3. Нельзя подменять игру игровым заданием. Игровое задание все должны выполнить одинаково, а результат игры всегда непредсказуем.
  4. Обязательно подводить итоги игры, выявлять победителя.
  5. Не проводить игру ради самой игры. Появление игры на уроке должно быть целесообразно.
  6. Новую игру лучше начинать учителю, а когда ученики усвоят правила, передать роль ведущего одному из них.
  7. Учитель должен быть либо заинтересованным организатором игры, либо ее участником. Если он превращается в стороннего наблюдателя или в сурового критика, то все удовольствие от игры пропадает.
  8. Игра должна проводиться на иностранном языке, поэтому до начала игры необходимо ввести нужную лексику.
  9. Не раздавать игровой материал пока ученики не поняли правила игры.

Существует мнение, что во время игры на уроке неизбежны проблемы с дисциплиной, в классе становится шумно, деятельность учеников трудно отследить и проконтролировать. В действительности, если учитель следовал вышеизложенным правилам, то все эти вопросы легко решаются.

Игры и игровые приемы

I. Игровые приемы при обучении алфавиту

1. Расскажи алфавит

Многие учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученики быстро и без запинки, как скороговорку, рассказывают алфавит от А до Z, но когда к ним обращаются с просьбой «Spell the word» , они долго вспоминают, как называется та или иная буква вне алфавита, и чтобы вспомнить нужную букву, каждый раз проговаривают алфавит заново. Чтобы дети могли «узнавать буквы в лицо» можно предложить им рассказать алфавит по данным таблицам (рис. 1а, б)

Рис. 1 – Таблица с зеленой точкой (а – заглавные буквы, б – строчные буквы)

Ученик рассказывает алфавит, но, работая с таблицей, должен четко представлять, как выглядит буква, которую он называет. Чтобы отдохнуть и собраться с мыслями, используем ячейку с зеленым кружком.

2. Допиши букву

Учитель пишет на доске элемент буквы, ученики записывают в тетрадях все буквы, в которых этот элемент может быть. Можно устроить соревнование между учениками и выяснить, кто записал больше букв.

3. Угадай букву

А) Ученик закрывает глаза, учитель кладет ему в ладошку букву (из набора лото или магнитной азбуки). Не открывая глаз, ребенок ощупывает букву и называет ее.

Б) Учитель (или другой ученик) «пишет» букву на спине ученика, ученик называет букву.

II. Игры

1. Spelling shark (орфографическая акула)

Обучающая цель – умение правильно назвать буквы, входящие в состав слова.

Игровая цель – угадать задуманное слово за возможно меньшее количество попыток.

Ход игры: на доске учитель (ведущий) изображает акулу, обрывистый берег. А над ним с помощью черточек – задуманное слово. Ученики должны угадать слово, называя его по буквам. Если буква есть в слове, ведущий вписывает ее в нужное место, если нет – на обрывистом берегу появляется изображение человечка. У играющих столько попыток, сколько букв в слове. Если они не смогли угадать слово, то акула их «съедает»

2. Number fun (игра с цифрами)

Обучающая цель – умение читать названия числительных.

Игровая цель – соединить линиями цифры и соответствующие им имена числительные так, чтобы линии не пересекались.

Ход игры: каждая пара играющих получает (а в следующий раз готовит самостоятельно) игровой лист, на котором числительные написаны цифрами и словами. Игроки должны соединить цифру и соответствующее числительное линией, но при этом линии не должны пересекаться. Цифры нужно соединять по порядку, проговаривая их названия. Игрокам лучше использовать карандаши разного цвета. Вначале в игре используются числительные от 1 до 10, затем на игровой лист можно добавить числительные второго десятка.

3. Battleships (морской бой)

У этой игры может быть несколько вариантов, игровая цель во всех случаях одна – первым обнаружить корабли противника.

Вариант 1. Когда выучены первые несколько букв алфавита и цифры от 1 до 10, игра проводится так же, как на родном языке.

Обучающая цель – умение называть буквы алфавита и числительные.

Вариант 2. Time Battleships.

Обучающая цель – умение называть дни недели и время по часам.

Ход игры: играющие получают игровые листы, на каждом размещают свои корабли и пытаются обнаружить корабли противника, называя вместо букв и цифр дни недели и время.

4. Игры домино

А) Clothes Dominoes (домино «Одежда»)

Обучающая цель – умение называть предметы одежды и их цвет.

Игровая цель – первым выложить все карточки, соединив изображение предмета с его описанием.

Ход игры: на дом каждый ученик получает игровой лист. Дома он должен раскрасить каждый предмет одежды в соответствии с описанием. Затем лист разрезается на карточки и у каждого игрока оказывается одинаковый комплект. Играют в группах по 3-4 человека по правилам домино. Во время игры ученики выкладывают свои карточки, называя то, что на них изображено и прочитывая подписи. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Б) Activity Dominoes (домино «Действия»)

Обучающая цель – умение правильно построить предложение в настоящем простом времени.

Игровая цель – первым выложить все карточки, соединив рисунки с текстом.

Ход игры: каждая группа из 3–4 человек получает 1 комплект карточек. Игра ведется по правилам домино. Особое внимание надо уделить соответствию личного местоимения (подлежащего) и формы глагола (сказуемого). Кроме того, должны быть соответствия между местоимениями-подлежащими (he/ she/ it) и рисунком (мальчик/ девочка/ животное).

5. Body snap (части тела)

Обучающая цель – умение называть части тела, умение прочитать названия частей тела.

Игровая цель – первым сказать «snap» («мое»), когда совпадут названия частей тела и/или их изображения.

Ход игры: в качестве домашнего задания каждый ребенок получает игровой лист, где рядом с изображением части тела он пишет ее название. Затем лист разрезается на карточки. Играют в парах. Карточки в наборах перемешивают, каждый играющий складывает их так, чтобы слова и рисунки не были видны. Играющие по очереди снимают верхние карточки, переворачивают их изображением вверх и называют часть тела, изображенную там (либо читают ее название). Если на карточках партнеров совпадают слова и/или изображения, то первый, кто скажет « snap», забирает и свою карточку , и карточку партнера. Выигрывает тот, у кого окажутся оба комплекта карточек. Эта игра может затянуться, поэтому имеет смысл ограничить время ее проведения (не более 10 минут). По истечении времени победителем считается тот, у кого окажется больше карточек.

6. Bingo (лото)

Обучающая цель – умение записать, понять на слух, а затем прочитать слова по определенной теме.

Игровая цель – первым закрыть все клетки в карточках лото.

Ход игры: ученики чертят на бумаге решетку из 6 клеток. В каждую клетку вписывают по одному слову. (До начала игры оговаривается тема: животные, дни недели, месяцы, пища, числительные и т.д.) Ведущий называет слова, игроки внимательно слушают, и если слова есть в их решетках, помечают их. Тот, кто первым отметит все 6 слов, должен крикнуть «Bingo!». Затем он читает свои слова, а ведущий и остальные ученики его проверяют.

Вариант 1. Игроки могут иметь готовые игровые листы с изображением предметов и с готовыми подписями. Они выбирают блок из 6 картинок на игровом листе, слушают ведущего, читают подписи под картинками и отмечают свои слова.

Вариант 2. У игроков имеются листы только с изображениями предметов. Отдельно они готовят карточки-подписи к рисункам. Во время игры они кладут карточку на соответствующее изображение.

По этим правилам можно провести игры «What’s the time Bingo» (Который час), «Telephone numbers Bingo» (Телефонные номера), « Irregular verbs Bingo» (Неправильные глаголы).

Литература

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. – М. Просвещение, 1991.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М. Просвещение, 1992.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг. Под редакцией В.В. Петрусинского. – М. Новая школа, 1994.
  4. How to teach young learners effectively. – British Council, 1999.
  5. Toth M. Children’s games. – Heineman ELT, 1995
  6. Watcyn-Jones P. Grammar games and activities for teachers. – Penguin books, 1995.