Введение.
Актуальность, цели и задачи исследования.
Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.
Изучение истории родной земли, истории родного края, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать истории родного края, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому подвигу наших земляков, равняется на лучших их представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов.
В рамках Российского Фестиваля детского художественного творчества “И.И. Шишкин – великий русский художник-пейзажист”, а также регионального конкурса “Рисую как Шишкин”, нами была проведена исследовательская работа по теме “Национальные пейзажи И.И. Шишкина”.
Цель и задачи работы:
На примере истории пейзажной живописи И.И. Шишкина – найти и исследовать шишкинские места Национального парка “Нижняя Кама” Елабужского района, определить географию написания национальных пейзажей, определить сохранность исторического ландшафта. Раскрыть сущность и значение национальной пейзажной живописи И.И. Шишкина, продолжить формирование ценностного отношения школьников к творческой деятельности людей нашего края.
Изучение национальной пейзажной живописи И.И. Шишкина должно содействовать решению следующих задач:
- овладение учащимися системой знаний о творчестве знаменитого художника-пейзажиста; ознакомление с пейзажами, этюдами, офортами И.И. Шишкина, основными этапами его творчества;
- развитие навыков исторического познания: сравнительно-сопоставительного анализа региональных источников, соотнесение событий и явлений регионального и общероссийского характера, установление взаимосвязей между ними;
- приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
- воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям своего края, региона, бережного отношения к историко-культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.
Основная часть.
“Родом из Елабуги”
В первом ряду имен, которыми справедливо гордиться русское искусство, стоит имя великого художника-пейзажиста И.И. Шишкина. Произведения его, собранные в картинных галереях Москвы, Петербурга, Киева и других городов России и зарубежных стран, волнуют глубокой жизненной правдой и силой образа родной русской природы.
Род Шишкиных происходит из числа старожилов села Трехсвятского. Прадед Ивана Ивановича по отцу, Афанасий Дмитриевич, занимался крестьянским трудом, слыл медных и серебряных дел мастером, имел прозвище Серебряков, детей и внуков его продолжали называть Серебряковыми. Отец художника, вначале купец первой, затем второй и третьей гильдии перешел в мещанство. Занимался отец хлебной торговлей, но смотрел на коммерческие дела, как на подспорье, позволяющее содержать семью. Весь жар своей души он отдавал общественной деятельности: провел городской водопровод, издал книгу в помощь строителю мельницы. С именем И.В. Шишкина связана раскопка Ананьинского могильника. Он же явился инициатором восстановления башни “Чертого городища” - визитной карточки нашего города. В семье была велика тяга к культуре, в доме находилась большая библиотека, имелись картины, музыкальные инструменты: рояль, физгармония, гитара.
1832 год. В уездном городке Елабуге, в семье Шишкиных родился сын. Родился будущий художник, который всемирно прославит свое имя и наш город.
Детство Ивана Шишкина проходит в доме с мезонином, стоящем на одной из красивых улиц Елабуги – Набережной в живописном месте. Перед домом – великолепный вид: Тойма, Кама, озера, неоглядные дали и высокий холм с полуразрушенной (в то время) башней.
“Ваня…с утра забирался куда-нибудь за город и целый день бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, наблюдал природу…” Его манили Елабужские леса: синий сосновый бор, над гребенкой которого кружат птицы, березовые рощи с цветами ромашек, колокольчиков, с пением птиц.
Сколько красоты и поэзии в природе елабужских окрестностей! Весной Ваня бегал на Каму смотреть ледоход, а летом выпрашивался у тятеньки погулять в березовую рощу, что на “Козьей горке”, посмотреть на проходящие по Каме теплоходы. Из елабужских ключей он пил светлую студеную воду. Так входила в его сознание родная земля – Елабуга – город детства и юности. Именно здесь, в доме родителей, Ваня начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности к рисунку, здесь получил первые уроки живописи от заезжего московского художника Ивана Осокина.
Не окончив Казанскую гимназию, в 1852 году он уехал учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния, и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А.Н. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А.Г. Венецианова. Вместе с тем Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.
В 1856 году, уже имея определенные творческие интересы, Шишкин поступил в Академию художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт – Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, а в 1859 году – малую золотую медаль за пейзаж окрестностей Санкт – Петербурга и , наконец, в 1860 году – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку. Но художник не спешит в далекие чужие края. Он отправляется сначала в Елабугу. Иван пробыл дома перед последней поездкой за границу пять месяцев, написал много живописных этюдов и сделал массу карандашных рисунков.
Только весной 1862 года он уехал за границу. Живет в Германии и Швейцарии, посещает галереи и мастерские художников, много учится и работает. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами, с филигранной отделкой деталей поражают зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем. Картина “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” принесла художнику звание академика.
В 1865 году после трехлетнего пребывания за границей Иван Иванович возвращается в Россию. Вернувшись на родину, сближается с И.Н. Крамским, становится одним из учредителей Товарищества художников-передвижников Сразу же он входит в ту среду передовых русских художников, которые в ту пору начали борьбу за идейное, социально направленное искусство. И.И. Шишкин – идейный вождь первого поколения художников-передвижников. И.Н. Крамской называл его “человек-школа”, “верстовой столб в развитии русского пейзажа”. В 1873 году он получает звание профессора Петербургской академии художеств за картину “Лесная глушь”.
В 1893 году назначается профессором – руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Правдивые и выразительные произведения И. Шишкина вошли в золотой фонд мирового искусства.
Шишкин и национальный пейзаж.
Свой первый “национальный пейзаж” Шишкин смог создать только по возвращении в Россию, да и то не сразу. Это была картина “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).
В ней художник стремиться к передаче эпичности пейзажа как особенности родной природы. “Сравнивая картину Шишкина с работами современных ему пейзажистов, можно смело говорить о том, что она была в числе первых произведений, показывающих зрителю родную природу в ее эпической величавости и красоте” (Пикулев)
В 1872 году он создает картину “Сосновый бор” после его поездки в Елабугу летом 1871 года. Эта картина – воплощение образа могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни медведи у деревни, ни летящая птица. Бесконечное разнообразие растительности: ели, березы, кустарники, мхи, папоротники, травы. Могучий, величественный характер у нашей природы. Буря сломала березку, но не смогла сломить сосну. Здесь много пространства, но куда ни кинь взор, всюду лес.
Весной 1872 года за эту картину художник получил первую премию на конкурсе в Петербурге. В том же году Шишкин показал этот большой пейзаж на 1-й передвижной выставке в Москве. Крамской в письме к Третьякову, купившему эту картину еще до появления ее на передвижной выставке, отозвался о ней как о “замечательнейшем произведении русской школы”. Он сразу же определил место и значение этого художника в искусстве: “Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа. Это – человек-школа”. Современники увидели в этом пейзаже народную основу, которая заключалась в самом отношении художника к изображаемому предмету. Шишкин избрал в природе мотив, который был близок и понятен простому человеку.
Особенно ярко проявилась творческая зрелость Шишкина в картине 1872 года – “Лесная глушь”. Эта картина - более целостна. Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, сырой воздух, сухие ветки и гнилые коряги, застоявшаяся вода – все это единая, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности. Картина далека от декоративности, и именно потому она прозвучала как резкий вызов “выдуманным пейзажам” (так определял их И.Н. Крамской) академического направления. За картину “Лесная глушь” Шишкин был признан Академией художественным профессором.
Одним из лучших произведений в творчестве Шишкина явилась картина “Рожь” (1878 г). Это полотно принесло ему заслуженную славу, на 6-й передвижной выставке она заняла первое место и была воспринята современниками как гимн неисчерпаемым богатствам, величественной красоте русской земли. Подобно многим его произведениям, “Рожь” была создана на материалах, собранных на родине, куда Шишкин выезжал летом 1877 года. Двоюродная сестра художника Екатерина Васильевна Шишкина вспоминала, как она ездила вместе с ним на Лекаревское поле близ Елабуги, где он писал этюды для задуманного произведения. Любовь к родине выражена с эпическим размахом. Небо занимает две трети картины, рождает ощущение бескрайности воздушного пространства. Над полем возвышаются могучие сосны, усиливая впечатление силы природы. Из-за горизонта выплывает лиловая туча, порыв ветра пробегает по ржи, ласточки вьются над землей – все живет ожиданием грозы. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы. В контексте пейзажной живописи второй половины XIX века картина “Рожь” лучше всего выразила путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ родной природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительного идеала нашла в этом жанре наиболее полное выражение в картине “Рожь”.
В 1881 году И.И. Шишкин создает пейзаж “Святой ключ близ Елабуги”. Нетрудно догадаться, что здесь изображен ключ, находящийся недалеко от деревни Мальцево. На переднем плане картины небольшая лощина, в которую вливаются воды ключа. Самые жаркие часы летнего дня, когда усталые крестьяне приходят с поля на короткий отдых. У деревянной колоды парнишка поит лошадь, а по дороге от ключа медленно бредут только что набравшие воду крестьяне. Простой пейзаж, но картина по-своему выразительна. В ней прекрасное ощущение родины, светлой грусти, чистоты здорового быта.
Неоглядные дали, спокойное чередование планов создают эпический обр аз природы в картине “Среди долины ровныя” (1883 г.) а необычайно мощный дуб символизирует силу и прочность национального духа.
Одной из лучших картин 80-х гг. является картина “Дубы” (1887 г). В основу произведения легли этюды, сделанные близ Елабуги, в прикамских лесах, где И.И. Шишкин нашел свой идеал – синтез гармонии и величия.
В картине художник изобразил мощные, пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными в световоздушную среду. В первой из этих картин Шишкин ограничился немногим – в сущности, только изображением трех дубов.
В 1889 г. Шишкин создает картину “Утро в сосновом бору”, которая стала дорога и популярна в народе, как стихи Кольцова, Некрасова, проза Тургенева.
Народная тема в пейзажах художника раскрывается в образах, которые доносят до нас природу такой, какой она живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях.
Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина стала картина “Корабельная роща” (1898 г.) – последний заключительный образ в созданной им эпопее национального пейзажа. Она явилась как бы синтезом его творческого развития, и Шишкин не мог не придавать ей особого значения среди других своих работ, даже наиболее удачных. Одна из самых больших по размеру, продуманно скомпонованная, она сразу же производит впечатление монументальности, торжественного величия и покоя.
Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня.
Вскоре после окончания “Корабельной рощи” Шишкин умер – 8 марта 1898 года.
Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные рисунки, много сделал для развития и популяризации в России гравюры. Он был активным и авторитетным участником Товарищества передвижников, занимался с начинающими художниками. За свою относительно короткую жизнь (66 лет) он создал более 500 живописных полотен. Параллельно с занятиями живописью много времени и труда уделял работе в области рисунка и гравюры. Офорты Шишкина (печатные оттиски с рисунка, вытравленного на медной доске) сыграли большую роль в развитии гравировального искусства. Зрелая мысль и строгая поэзия радуют до сих пор в картинах Ивана Ивановича Шишкина, выдающегося русского пейзажиста, достойно заслужившего широчайшее народное признание. Весь творческий путь художника предстает перед нами как подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно любимую им. В этом сила его творчества, его таланта.
Шишкинский край. Национальный парк “Нижняя Кама”
Национальный парк “Нижняя Кама” созданный в 1991 году является федеральным государственным учреждением. Главными задачами парка являются сохранение и восстановление уникального природного комплекса лесов и лугов, раскинувшихся на пересечении зон смешанных лесов, южной тайги и лесостепи.
Особую уникальность парку придают шишкинские места. “Более сорока лет пишу лес, лес…Для чего пишу?...Только для того, чтобы порадовать чей-то глаз? Не только для этого, оказывается…Ничего нет прекраснее лесов. Лес – это жизнь. И люди должны помнить об этом…” (И.И. Шишкин). Сюжетом многих его картин, таких как “Сосновый бор”(1872 г), “Рожь”(1878), “На покосе в дубовой роще”(1874 г), “Кама близ Елабуги”(1886 г), “Корабельная роща”(1898 г), “Лесные дали”(1884 г) – послужили этюды и натуральные зарисовки родной природы.
Сегодня на территории Национального парка “Нижняя Кама” выявлено около 20 мест, которые вдохновили И.И. Шишкина на создание многих полотен. Мемориальную ценность и всемирную известность имеют многие участки Большого Бора. Ему Шишкин посвятил одно из самых лучших своих полотен “Утро в сосновом бору” (1889 г).
На территории Большого Бора расположен Большой Лог. Своим устьем, выходящем в Каме, он “разрезал” высокий речной склон. За поросшим громадными елями обрывом виднелось внизу зеркало реки, за нею уходила к горизонту неоглядная равнина. Могучим и суровым дыханием северной природы веяло с берегов Камы. Это место сразу приглянулось Шишкину. Среди его графических работ есть офорт, посвященный Богатому Логу, называемый “С берегов Камы близ Елабуги”(1885 г)
Ближней мастерской И.И. Шишкина был Малый Бор, находившийся недалеко от Елабуги. Это хорошо сохранившийся лесной разновозрастной массив. Здесь художник написал многие свои этюды, посвящал ему свои офорты, картины. Жизнь Елабуги всегда была тесно связана с Малым Бором: добыча торфа на болоте, размещение пасек в его лесах, через него проходил Екатерининский тракт. Издревле на высоком мысу, с которого открывается изумительный вид на долину Камы, бьет из-под земли Святой ключ. Красота этого пейзажа вдохновила художника на создание одной из лучших его картин “Святой ключ близ Елабуги” (1886 г).
Излюбленным местом работы великого русского пейзажиста был Танаевский лес. Здесь были написаны такие произведения, как “Обрыв” (1893), “Кама близ Елабуги” (1852). И по сей день, ландшафт, вид необъятных просторов и пышного разнотравья, открывающийся с Красной горки, завораживает и очаровывает своей красотой.
Картины Шишкина географичны. Названия многих из них указывают на место, где был взят сюжет для них. Так, конкретный адрес имеют картины: “Кама близ Елабуги” (1886), “Вид Ананьинского могильника” (1861), “Святой ключ близ Елабуги” (1886), “Красная горка близ Елабуги” (1852).
Даже сегодня, во времена бурного индустриального развития, природа Нижнего Прикамья продолжает оставаться украшением края. На основании проведенных исследований можно говорить о современно-экологическом состоянии шишкинского края. Сам факт того, что на полотнах художника определяются знакомые мотивы, свидетельствует о том, что большая часть экотопов сохранилась в своем первозданном виде. Все мемориальные шишкинские места в Национальном парке подлежат охране, здесь не должен изменяться исторически сложившийся ландшафт.
Заключение.
В ходе нашей исследовательской работы мы пришли к выводу о том, что история национальной живописи И. И. Шишкина очень богата, сохранились в первозданном виде много экотопов Национального парка “Нижняя Кама”, сохранился и не должен изменяться исторически сложившийся ландшафт. Из исследованного материала можно сделать вывод о том, что творчество художника было тесно связано с родным краем. Замечательные пейзажные виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца. Поэтому так дорого и близко елабужанам творчество прославленного земляка.
К 1000 - летнему юбилею города Елабуги, который состоялся в 2007 году, учащимися нашего краеведческого кружка, при непосредственном сотрудничестве с работниками Дома-музея И.И. Шишкина, а также в сотрудничестве с работниками Национального парка “Нижняя Кама” был собран и обобщен материал по пейзажной живописи И.И. Шишкина, который лег в основу разработанной нами программы классных часов по краеведению. Автор работы, учащийся Детской художественной школе г.Менделеевска, принимал участие в региональном конкурсе “Рисую как Шишкин”, занял третье место.
Участники краеведческого кружка и учащиеся Поспеловской школы активно участвуют в проводимых акциях Национального парка: “Марш парков”, “Чистый родник”, оказывают посильную помощь в очищении территории Национального парка, шишкинских мест. Учащимися нашей школы были очищены Святой ключ, территория Красной горки, территория Танаевского леса. В Танаевском лесу учащиеся принимают участие в спортивных мероприятиях, приуроченных к году Здорового образа жизни. Регулярно ребятами проводятся экскурсии по шишкинским местам (Святой ключ возле д. Мальцево, Красная горка, Танаевский лес, Елабужские луга). Экскурсии сопровождаются подготовленными выступлениями учащихся о местах, где писал свои пейзажи И.И. Шишкин, проводится конкурс этюдов среди учащихся. Работы учащихся становятся лауреатами и призерами районных, региональных и всесоюзных выставок. Ежегодно (в основном, в мае-июне месяце) проводится для учащихся посещение дома-музея И.И. Шишкина, организуются работы на пленере.
В перспективе этого года – подбор материалов о И.И. Шишкине “Образ художника в портретах” и “Литературные портреты И.И. Шишкина”, которые помогут создать школьникам наиболее полное представление о знаменитом художнике, его яркой, неповторимой личности.