Тема педагогического совета на сегодняшний день очень актуальна. Это тема ряда наук – психологии, физиологии, а также педагогики. Ее значимость для педагогов важна не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Коррекционная школа – в широком смысле этого слова является важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Для этого мы и должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие.
А достигается это путем включения ребенка(обучающегося) в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.
Что за этим стоит? Очевидно весь набор личностных качеств ребенка, которые по А. В. Хуторскому, можно сгруппировать так:
1) Когнитивные качества это такие качества, которые обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира. К ним относятся:
– физиологические (умение видеть, слышать,
осязать, обгонять, чувствовать на вкус);
– интеллектуальные (любознательность,
эрудированность, логичность, аналитичность,
синтетичность, увлеченность, нестандартность
мышления, владение базовыми знаниями, умениями и
навыками, способность воплощения добываемых
знаний в духовные, а так же, умение задавать
вопросы, делать выводы и обобщения, вступить в
содержательный диалог.
2) Креативные качества – качества, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности. К ним относятся следующие:
эмоционально-образные качества:
вдохновленность, одухотворенность,
эмоциональный подъем в творческих ситуациях,
воображение, фантазия;
– инициативность, смекалка, неординарность;
раскованность мыслей, чувств, движений в
сочетании с умением выдерживать нормы поведения;
преодоление стереотипов; реализация своих
творческих, способностей в форме выполнения
творческих работ, участие в конкурсах, так
называемых предметных «олимпиадах» и т. д.
3) Методологические (оргдеятельные) – они обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.
Оргдеятельностные качества:
– знание своих индивидуальных особенностей,
черт характера; оптимальных темпов и форм
занятий каждым из учебных предметов; умение
объяснить цели своих занятий, упорство в
доведении дела до конца, умение ставить цели;
выполнение намеченных планов, осознанность
полученных результатов, сравнение его с
результатами одноклассников; умения
формулировать правила деятельности,
прогнозирование результатов,
самоаналйз^самооценка; способность
взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение
отстаивать свои идеи, выносить окружающих,
«держать удар», а также решительность,
организовать деятельность группы.
Данные группы качеств учащихся являются открытыми для расширения и уточнения.
В то же время предлагается эти группы считать минимальным комплексным набором ориентиров для обеспечения личностного роста учащихся и в качестве основы для анализа результатов педагогической деятельности.
Так вот, последнее достижимо благодаря тому, что перечисленные выше качества ученика имеют внешнее проявление через соответствующие виды деятельности.
Нам особо следует остановиться на духовно-нравственном росте. Это – душевная щедрость, отклик на нужды людей, дар внимания, заботы о другом человеке. Думаю, что все эти качества нам хотели бы видеть в наших воспитанниках, но развивать их, мало кому удается.
Нравственное становление ребенка начинается в семьях, там где сами родители ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.
Нравственное становление ребенка происходит и в школе, там где педагоги также ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смиренная.
Теперь самое время задаться вопросом, а как у нас обстоят дела с целью и результатом личностного роста учащихся?
В практику работы школы активно вошли методики изучения личностного роста учащихся, которыми пользуется педагог – психолог С.Г. Чупенкова. Это и опрос, и анкетирование, и метод незаконченных предложений, а также изучение работ школьников. Метод незаконченных предложений является разновидностью письменного опроса, когда учащиеся дописывают сами незаконченные предложения. Например: «Больше всего я ценю в людях ...» или «Наша школа – это ...». В таком задании вопрос исследователя дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы. Очень много штрихов в «портрет» обучающегося в коррекционной школе вносится путем психологического анализа различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ учащихся. По их качеству делается заключение об аккуратности, ответственности, воображении ученика. Богатыми диагностическими возможностями обладает такой метод, как сочинение. С его помощью педагог-психолог получает информацию об интересах учащихся, их ориентациях, отношении к школе, к различным видам деятельности, учителям, товарищам, себе и одновременно включает их в процесс активного, творческого осмысления своей системы отношений.
Наконец, психолог школы с помощью классных наставников, воспитателей, учителей-предметников, сначала получает многочисленные данные, а затем, обработав их, снабдив своими выводами и рекомендациями классных руководителей, воспитателям, учителей для практического использования. (Проблема лишь в том, что не всегда мы стараемся своевременно выполнять эти рекомендации, а некоторых эти выводы просто не интересуют).
Выполняя все своевременно, мы смогли бы год за годом отслеживать личностный рост каждого учащегося и иметь богатейший материал для работы с детьми и их родителями, знать, что и как у нас получается или не получается, какие необходимы корректировки.
Личность каждого человека наделена, только ей присущим, сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах.
Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей, личность человека неповторима в своей индивидуальности. Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства и преобразования этой среды личностью.
В процессе жизнедеятельности может изменяться – актуальность любых жизненных стремлений.
«Отрицательные» факторы личности также стремятся к своей реализации, и тогда положительный полюс может смениться на отрицательный (особенно в ситуациях хронической дезадаптации личности, т.е. в систематическом ее неуспехе).
В такой ситуации блокируется процесс самореализации и говорить о личностном росте не приходится.
Что же такое личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.
Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования.
Потому, что существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозящих рост личности.
Это психофизиологические факторы:
– особенности строения и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психических процессов.
Социальные факторы, к которым относятся:
– личностные и социальные установки, сформированные
с помощью взрослых и включающие накопленные в
ходе развития нравственные и этические нормы
социального поведения;
– сформированные личностные комплексы
неполноценности;
– повышенная личностная и ситуативная
тревожность (ожидание неприятностей,
постоянное нервно-психическое напряжение);
– наличие страхов, связанных с
публичным высказыванием своих суждений,
возможным неприятием другими людьми этих
суждений;
– навязчивые состояния;
– истеричный склад характера, мешающий
адекватному восприятию и оценке своего
поведения и взаимоотношений с окружающими.
Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания и обучения.
Главная цель коррекционной школы создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательноуэазвитие:
– интеллекта;
– эмоциональной сферы;
– устойчивости к стрессам;
– уверенности в себе;
– позитивного отношения к миру и принятие
других;
– самостоятельности, ответственности;
– мотивации, самосовершенствования (в том числе
и мотивации учения как важнейшего
элемента мотивации).
В связи с этим в учебной деятельности педагог должен:
– создавать оптимальные условия для
реализации каждым учеником своих потенциальных
возможностей;
– стимулировать включение в поисковый процесс
не только логических механизмов, но и интуицию;
– стимулировать потребность личности в
творчестве;
– изменять принципы организации усвоения
предмета (если это необходимо);
– формировать самостоятельность учащихся в
учебной деятельности как показателя личностного
роста;
– быть эмоционально гибким, потому
что учитель с высоким уровнем развития
эмоциональной гибкости обогащает
педагогическое взаимодействие, формирует у
учащихся чувство психологической защищенности,
обеспечивает достижение высокой продуктивности
педагогической деятельности.
Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося.
С достижением этих целей воспитания и соответствующим личностным ростом связаны – успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.
Подчеркивая необходимость и ценность воспитательного процесса, следует сказать о том, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, объектом воспитания, но и обязательно – субъектом самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования. Эти процессы неразрывны.
Любой эффективный воспитательный момент
всегда предполагает запуск процессов активного
саморазвития и самокоррекции личности.
Таким образом, задачей
учебно-воспитательною процесса как раз и
является запуск механизма субьектности
воспитания, процесса самостроительства
личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает
ребенка к активности, направленной на формирование
тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо,
а также к избавлению от недостатков.
Школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Переход от одной возрастной ступени к другой (возрастной кризис) облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов.
И так какими же знаниями и умениями должен владеть педагог, чтобы лучше изучить школьника, как личности?
Педагог должен:
– тщательно изучить семейные условия и другие
компоненты среды воспитания;
– овладеть техникой наблюдений и тестирования;
– выявить причины затруднений в учебе, пробелов
в знаниях;
– соотнести своих знания, умения и опыт с
потребностями конкретных педагогических
ситуаций;
– сделать анализ результатов деятельности.
Таким образом, сущность педагогической диагностики заключается, не только, в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся, учете индивидуально-психологических компонентов личности при осуществлении образовательного процесса, но и в росте педагогического мастерства самих учителей.
Для современной коррекционной школы, характерна схема «контроль-оценка» или «контроль-коррекция-оценка», из которой выпадает важное звено выявление причин ошибок, допускаемых школьниками. Иначе говоря, остается неясным, какие умственные действия должны быть сформированы, чтобы обеспечить ребенку адекватный подход к конкретной предметной ситуации.
В связи с этим и предлагается практико-ориентированная психодиагностика.
Многие педагоги, проработавшие в школе не один десяток лет, являются практическими диагностами, но их заключения носят, как правило, интуитивный характер, трудно поддающийся научной оценке и распространению.
Поэтому практико-ориентированная
диагностика, проводимая учителями
совместно с психологом, представляется
ценной как в теоретическом, так и в
практическом плане.
Специфика такой диагностики заключается в ее
оперативности, так как она направлена на
выяснение актуальных ошибок детей, различий в
способах их учебной работы, характера
затруднений, особенностей отношения к оценкам и
школе.
Необходимо, чтобы педагог имел инструментарий, позволяющий постоянно наблюдать за развитием способностей, темперамента и характера, интересов и склонностей ребенка, его жизненных целей и ориентации.
Владея данной информацией, можно эффективно управлять процессом духовного роста учащихся, помогать ему в преодолении трудностей развития, в личностном совершенствовании.
Для работы такого уровня одних наблюдений учителей в учебно-воспитательном процессе недостаточно, так как есть опасность возникновения иллюзии знания и понимания личностных особенностей детей, поскольку у некоторых учителей может сложиться одностороннее представление об ученике через призму своего предмета, а оно зачастую ошибочно.
В таком случае, воспитательное и обучающее воздействия оказываются неадекватны и неэффективны, а в ряде случаев они, просто, тормозят личностный рост.
Рекомендовано: С целью отслеживания динамики личностного роста учащихся в течение года обязательно должны проводится психологические диагностические срезы. Результаты данной работы обязательно заносятся в психолого-педагогическую карту развития ученика. Так же там содержатся данные о познавательных способностях, интересах, склонностях, особенностях характера и поведения, уровне воспитанности, успеваемости и особых психологических свойствах ребенка. Результаты данной работы заносятся в карту развитие педагогами в следующие разделы:
– общая характеристика волевой сферы
учащегося;
– устная речь, письменная речь;
– наблюдаемые способности (гуманитарные,
математические, естественнонаучные,
эстетические, технические, двигательные);
– техника чтения;
– изучение мыслительной деятельности на уроках.
Кроме заполнения карт развития, педагогам предлагается заполнение бланка психолого-педагогической характеристики школьников (2 раза в год), листа оценивания психологического здоровья детей (2раза в год) и ведения дневника наблюдения за учащимися.
Результат такой совместной с педагогами работы, позволят намного эффективнее отследить характер и величину продвижения в развитии каждого учащегося, а так же оценить усилия самого ученика в учебной деятельности и саморазвитии.
На этой основе быстрее и эффективнее можно будет провести необходимую коррекцию с отдельными учащимися или всем классом, дать необходимые рекомендации учащимся, родителям, и педагогам, направленные на стимулирование и организацию самовоспитания и саморазвития, совместными усилиями помочь ученику развить отдельные качества и сформировать позитивные ориентации.
Каждый из нас знает, что развитие умственных способностей у ребенка происходит под влиянием многих факторов, таких как: учебная деятельность, общение и мотивация.
Ребенок, поступающий в школу, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребёнка.
Что же такое учебная деятельность? Это такая
деятельность, в процессе которой происходит
формирование основных психических процессов
и, конечно же, свойств личности.
Психологи подчеркивают прямую связь способностей
обучающихся с их деятельностью.
Способности – это индивидуально-психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения данной деятельности. Каких основных принципов и требований должен придерживаться педагог, чтобы развить индивидуальные способности обучающихся:
1) обучение на уроке должно строиться таким
образом, чтобы умственные операции вводились в
определенной последовательности и частично
накладывались друг на друга;
2) учебные задания должны быть такими, чтобы их
выполнение включало различные умственные
операции;
3) решение определенного класса задач должно
опосредоваться опытом, знаниями и навыками
учащихся, используемых ими при его обосновании и
проверке;
4) новые умственные действия следует сначала
осуществлять на практическом предметном уровне,
а затем переносить на уровень мыслительной
деятельности;
5) требования к умственной деятельности должны
постоянно повышаться.
Для определенной деятельности нужны определенные способности. Так, например, математические способности не сводится к быстрому вычислению, счету.
Успех в математике, как указывал академик А. Н. Колмогоров, меньше всего основан на механическом запоминании большого числа фактов, цифр, формул. Обладать такой памятью хорошо, но большинство математиков не обладали такой памятью, «математическая память» – это память на схемы рассуждений, способы решения типичных задач, доказательства. Прежде всего, в математических способностях нужно выделить такие качества, как:
- многообразие подходов к решению задач, стремление к наиболее ясному, простому и экономному решению;
- сообразительность, находчивость, изобретательность;
- «геометрическое воображение» – пространственное воображение.
(Безусловно, тесты и срезы не дают нам основания говорить о том, какими специальными способностями владеют наши дети и как они развиты.) Но, определить это очень сложно, даже оценки на урокахли экзаменах не в силах дать правильную картину способностей того или иного ученика.
Так, пример, Чехов никогда не получал за сочинения выше 3. Щедрин, написав сочинение за свою дочь, получил 2 с припиской «не знаете русского языка». Ньютон в школе слыл «лентяем и тунеядцем», и даже был взят из школы домой из-за неспособности учиться. Репину при поступлении в Академию художеств говорили, что с его данными «даже мимо Академии нельзя ходить», а Шаляпина не приняли в хористы.
Учителю необходимо помнить, что для развития способностей необходимо, во-первых, наличие задатков, во-вторых, наличие интереса к определенной деятельности.
Важнейшая проблема на сегодняшний день, стоящая перед современным учителем начальных классов – организация личностно-ориентированного образовательного пространства. Огромную роль играет и воспитательный потенциал, заложенный в учебном процессе. Исходя из того, что воспитание предполагает развитие личности, педагоги начальной школы пытаются вычленить и систематизировать методы, эффективно влияющие на развитие личности младшего школьника.
Убеждена в том, что эффективно может работать только педагог, который может сочетать в себе учителя-психолога и воспитателя. Знание всех сторон образовательного процесса (учебной, развивающей, воспитывающей) обеспечивает выполнение требований к ОУУН, разработанным для специальных (коррекциоонных) школ. Все мы хорошие учителя (этому подтверждение – наши дипломы). Но все ли мы хорошие воспитатели? Хорошие психологи? В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится дедущей.На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника и личности в дальнейшем. Следовательно, целью начального образования является развитие познавательных способностей младшего школьника.
Развитие познавательной активности в начальной школе осуществлялось через уроки, познавательные игры, конкурсы, викторины по предметам, классные часы, поездки за пределы города. Больше « всего ученикам запомнились: туристические походы на приют « Кузбасский», в ДООЛ « Чайка», праздник, « Прощание с начальной школой», торжественная линейка « Здравствуй, школа!», игра-викторина « На улице – не в комнате, о том ребята помните», походы в кинотеатр « Кузбасс» и т.д. Отличителвтйой особенностью уроков в начальной школе, является – атмосфера особой теплоты человеческих отношений. При посещении уроков, наблюдаешь, как педагоги опираясь на принцип психологической комфортности «стараются» простраивать свои уроки. С этой целью используют следующие методы:
– разумную требовательность в сочетании с
уважением к личности ребенка;
– ненасильственное отношение;
– искреннее понимание детских проблем;
– контроль деятельности и поведения детей;
– стиль общения с детьми
эмоционально-положительный;
– применяют эффект Розенталя (стараются
заметить малейшие достижения и успехи, убеждают
в реальности этих успехов в будущем);
– используют похвалу (словесно, приветливую
улыбку, кивок головы, взгляд);
– физический контакт (гладят по голове,
похлопывают по плечу, берут за руку, смотрят в
глаза).
Данные методы способствует повышению самооценки, стимулированию учебных и воспитательных успехов детей.
(Но данные принципы используются не всеми педагогами и не в системе, допускаются случаи оскорбления детей во дремя урока, либо слышится крик во время урока).
Многие учителя начальной школы понимают, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ ИХ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ, какими их создала природа. А, нам следует сохранить, раскрыть и развить их способности и задатки.
Поэтому, на уроке хоть в начальной, хоть в старшей школе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Индивидуализация учебно-воспитателцдрго процесса, дифференциация, индивидуальная работа.
Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.
Под индивидуализацией же понимают учет личностных особенностей каждого ученика.
Индивидуальные различия учащихся проявляются и в уровне работоспособности.
По этому признаку дети делятся на 3 группы: 1 высокая; 2 – средняя; 3 – низкая. И очень часто учащиеся 3 группы попадают в разряд «неуспевающих», но не по причине умственных проблем или отсутствия мотивации, а просто потому, что им нужен другой темп работы. От чего зависит уровень работоспособности? От типа нервной системы (слабый у Згруппы и сильный у 1).
И, наконец, нельзя не сказать, что учащиеся одного класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой: обучаемостью. И здесь перед каждым учителем встает вопрос: «Как же все это учесть и сделать обучение максимально успешным для каждого?» Притом, что учебники, программные требования, дидактические средства, методы и формы, в целом, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигая на задний план учет индивидуальных особенностей.
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса основное условие, точнее даже требование нашей деятельности. Как это выглядит практически:
- учет индивидуального темпа работы и усвоения (контрольная работа может быть больше, чем планируем, заранее проговариваем, имеет четкую организацию);
- время усвоения материала (нельзя у отдельных учащихся требовать сдачи материала в„ те же сроки, что у более сильных, они могут сдавать не с первой попытки).
- разнообразные формы опроса (если у детей проблемы с выражением мысли им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов). А не только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе, задания, которые должны быть оценены, можно предлагать выполнить на карточках, на рабочем месте. Чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски.
- для того, чтобы избегать ориентации Hqi среднего ученика внутри самого урока необходимо вводить задания, дифференцированные по уровню сложности, сильные ученики будут иметь возможность развития, повышаться будет их мотивация, а более слабые имеют возможность быть также успешными, сохранять единый темп работы. Причем сами дети не должны знать, что задания дифференцированы по уровню сложности.
- дифференцированные домашние задания. Наиболее удобный, легко осуществимый, но очень редко используемый, исходя из срезов домашних заданий.
- организация работы с так называемыми «проблемными» группами (причем состав в этих группах подвижный).
- следующий принцип – определение количества отметок, которое необходимо выставлять. Кого-то можно оценивать раньше, кого-то только через серию заданий, потому что у них не произошло еще усвоения.
Процесс индивидуализации и дифференциации не может не касаться и воспитательной работы.
Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация должна быть направлена на изучение личностных качеств, склонностей, уровня социальной зрелости. На этой основе учащиеся условно подразделяются на группы, и в работе будет происходить опора на эти группы.
В индивидуальной работе с детьми воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:
- Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «ученик-учитель-класс».
- Уважение самооценки личности ученика.
- Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.
- Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Работа на самоподготовке тоже представляет собой один из ярких примеров осуществления индивидуальногоподхода:
- кто-то работает самостоятельно;
- кому-то нужно небольшая помощь;
- у кого-то проблемы с непониманием материала, здесь часто подключается сам педагог;
- кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.
Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения и в воспитательной работе.
Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Поэтому в центре учебно-воспитательной системы школы стоит личность ученика, его «Я». В ходе совместного проведения внеклассных мероприятий дети учатся не только взаимодействовать друг с другом, они осваивают способы достижения результата, совместно вырабатывают ценности коллективной жизни, а главное, привыкают замечать успех своего сверстника и радоваться ему.
« Совместный физический труд – хороший воспитатель», именно трудовая деятельность становится для обучающихся средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств: терпения, уверейности в себе и своих силах, уважения ко всякому труду. Вовлечение детей в общественно-полезный труд способствует нравственному развитию ребенка – это и работа по оказанию шефской помощи и благотворительные акции, и многое другое. Но практика показывает, что не все учащиеся школы проходят летнюю 1 трудовую практику.
Но у нас есть и чем гордиться. За 45 с лишнем лет существования коррекционной школы у нас ... Школа вошла в десятку лучших образовательных учреждений в городе., директор школы Н.А. Захарчук отмечена как лучший руководитель ОУ города. Дети призеры областных и городских спортивных соревнований по баскетболу (рук. Сычев О.А.), победители Всероссийской спортивной олимпиады для детей с ограниченными возможностями развития (рук. Креминская Т.Ф.), победители конкурсов по технологии среди учащихся массовых школ в городе и конкурсов по декоративно-прикладному творчеству(рук. Носкова Е.В., Терехова Л.В., Медведев. А.Д., Потанцев СИ.), дипломанты фестивалей художественного творчества в номиниции «Вокал» (рук. Шелкунова И.Э), различных конкурсов и выставок проходивших в рамках городских программы «Я и город» (рук. являются воспитатели) и т. д.
Педагоги школы, находимся в постоянном поиске. В 2009 году стали лауреатами Всероссийского конкурса педагогических инноваций ( в 2009 г – Лезина Е.А.), победителями областных и городских конкурсов профессионального мастерства (“Моя вторая мама” – Братанова Е.Г., «Мастер педагогического труда» – Шестакова Е.Г., «Педагог щедрой души” – Алексеенко Ф.А., Шелкунова И.Э), в номинации «Надежный партнер» – Полюшко Л.П., «Помоги найти себя» – Чупенкова С.Г., «Педагог наставник» – Лесникова В.М., награжден фантом Администрации города Междуреченска – Потанцев СИ.
Педагоги уверены, что они не только, развивают каждого ученика, помогают ему стать успешным в любом виде индивидуальной деятельности, но и учат работать на общий успех и развитие.
Но, является ли школа для детей теплым домом, зависит от нас педагогов, от наших зваимоотношений с ними...
Мы проводим разные мероприятия, но не ставили
перед собой основную задачу – всерьез
поговорить с детьми о жизни, помочь им понять
себя, взглянуть на себя со стороны.
Растет уровень детской преступности и
правонарушений различного вида. Употребление
спиртных напитков, курение становятся нормой
жизни. Для некоторых подростков постоянным
источником дохода стали азартные игры на деньги,
детский рэкет, вымогательство. Детям
необходима наша забота и внимание. .
В нашей школе работа по привитию нравственных
ценностей проводится через беседы,
сюжетно-ролевые игр, задачи практического
содержания. Многие педагоги перестроились и
перестали считать воспитательным моментом
бесконечные упреки и нравоучения. Воспитывает
только тот, кому дети доверяют, уважают его,
образу которого бессознательно стараются
подражать.
Поэтому, одной из первоочередных задач педагогического коллектива в совершенствовании учебно-воспитательной работы являются не только I составляемые диагностические карты коллектива учащихся (это скорее коллективная характеристика), но и всестороннее изучение и создание психолого-педагогической характеристики каждого классного коллектива и всей школы в целом.
Путь один – надо учиться всем – и самым опытным и признанным Мастерам ,и учителям, начинающим свою педагогическую деятельность.
Чтобы воспитание способствовало индивидуально-личностному развитию, а не деградации, необходимо понимать деятельность как средство саморазвития воспитуемого.
Дети учатся тому, что видят в своей жизни.
Следует помнить слова психолога Дорис Лоу Ноулт:
Если ребенок окружен критицизмом, он
учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность, он
учится драться.
Если над ребенком насмехаются, он
учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он
учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью, он
учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают, он учится
уверенности.
Если ребенка хвалят, он учится ценить
других.
Если с ребенком обходятся справедливо, он
учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он
учится верить.
Если ребенка ободряют, он учится
нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним
дружелюбно, он учится находить любовь в
этом мире.
*) В статье сохранены все выделения в тексте, представленные автором. Прим. ред.