Классный час "Что посеешь, то и пожнешь"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Что посеешь, то и пожнешь.

Учитель: Абрамовская Л.Н., Жигальцова Е.А.

Класс: 5, 6.

Технология: комбинированная, с использованием игровых технологий.

Оборудование: групповые задания, карточки с дифференцированными заданиями.

Задачи:

1) образовательные:

– обеспечить усвоение зависимости нравственных взаимоотношений от поведения человека;
– формировать навыки самоанализа поступков;

2) развивающие:

– содействовать формированию устойчивых нравственных отношений;
– продолжить обучение приемам анализа, синтеза и обобщения;
– развивать самостоятельность учащихся через работу с карточками;
– использовать разноуровневые задания для развития познавательного интереса и мотивации учащихся;

3) воспитательные:

– воспитание навыков коммуникативной культуры через работу учащихся в группах.

Время

Модуль

Содержание

Формы, методы работы

1. 1 минута Организация начала занятия – Здравствуйте, дорогие дети!

– Сегодня у нас необычный классный час. Необычен он потому, что здесь 2 класса, потому, что занятие проходит не в кабинете…

Слайд №1 ( слова-понятия из учебника)
2. 3 минуты Подготовка к основному этапу

– актуализация знаний

– мотивация

– целеполагание

– (вбегает ученик): Внимание! Внимание! С сегодняшнего дня в школе отменяются уроки. Совесть больше ни при чем! Долой обязанности! Делай, что хочешь!

Дети, неужели вы действительно думаете, что без нравственных правил можно прожить даже один день, один час?

– Нет, нет, дети, мы просто убеждены, что нельзя! Сегодня на занятии мы с вами не просто убедим себя, что слова ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ДОБРОТА имеют вес, но и увидим, как наши слова, наши поступки отражаются на наших взаимоотношениях с людьми. Иными словами, что посеешь, то и пожнешь! Ну, что, в путь?!

Слайд №2

( повторить листовку), ученик разбрасывает листовки

Слайд№3: Нравственные слова и правила помогут стать культурными людьми, любить друг друга.

Слайд №4: Что посеешь, то и пожнешь.

3.

4.

5 минут

15 минут

Создание проблемной ситуации

Первичное закрепление

Но какую же дорогу выберете вы? Итак, перед вами 2 пути. По одной дороге пойдут те, кто уверен, что без нравственных правил жить нельзя. Кто идет по этой дороге, поднимайте руки!

– По второй те, кто в принципе считает, что без знания основ морали прожить можно, или хочет представить себе такую жизнь. Кто готов шагать по ней? Вперед! (раздать эмблемы)

– А есть среди вас те, кто не может определиться с выбором? Ваша задача сегодня – выбрать дорогу. (раздать эмблемы)

– А теперь посмотрите: рядом с нашей дорогой дерево. Но на нем нет листьев. Они обязательно вырастут, если вы будете мудры в решении заданий.

В течение занятия учащиеся двух наших малочисленных групп могут изменить свою позицию и примкнуть к большинству. Вам, ребята, надо только перевернуть бейджик.

Итак, первое задание группам: объясните свой выбор, приведите доказательства вашей правоты.

Конечно, трудно представить нашу жизнь без правил. Ведь даже сейчас, выступая на занятии, вы соблюдаете нравственное правило: не перебивай говорящего. Но мало знать нравственные правила, нужно их и понимать.

– Сцена “Каков привет, таков и ответ”

– Вы догадались, какая пословица была “зашифрована” исполнителями нашей сценки?

– А какие синонимичные пословицы вы знаете? ( как аукнется, так и откликнется; посеешь ветер, а пожнешь бурю)

Пословицы, которые вы услышали, раскрывают суть нравственных правил: важно сеять добро, о человеке судят по его поступкам.

– А вот к каким нравственным правилам еще обращается народная мудрость, мы сейчас узнаем.

– Итак, делимся на 4 сектора и слушаем задание. Каждому сектору достанется набор карточек, используя которые надо составить пословицы и наклеить их на “листья”. Это будут первые листочки нашего дерева мудрости.

Какая группа уже справилась? Читайте пословицы вслух.

– Следующая группа….(чтение пословиц)

– Вы заметили, что один из ваших листочков отличается по цвету от остальных? Прочитайте про себя еще раз ту пословицу, которая на нем наклеена, и объясните ее смысл. Пока вы обдумываете ответ, остальные листочки, а они у вас темного цвета, уже можно наклеить на наше дерево мудрости..

(каждый сектор объясняет смысл одной пословицы, которая наклеена на лист светлого цвета)

  1. Сам погибай, а товарища выручай.
  2. Сам потерпи, а другого не выдай.
  3. Не смейся над старцем, сам станешь старцем.
  4. Не смейся чужой беде – своя на гряде.
  5. Старых чти, как отца, молодых – как братьев.
  6. Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  7. Самолюб никому не люб.
  8. Кто родителей почитает. Тот ввек не погибает.
  9. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  10. Хорошему все хорошо.
  11. Другу делай добро, как себе ровно.
  12. Человек не для себя родится.
  13. Учись доброму, так худо на ум не пойдет
  14. Друзья познаются в беде.
  15. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  16. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
  17. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  18. Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.
  19. Сам себе на радость никто не живет.
  20. Сделав худо, не жди добра.

– Много вы, оказывается, знаете пословиц, а значит и нравственных правил и понятий. Давайте поиграем с вами в игру, правила которой вам давно известны. Я зашифрую слово и напишу только первую и последнюю буквы, а вы по толкованию догадайтесь, какое слово я задумала.

1) внимательность, чуткость (забота)
2) строгость к себе и другим (требовательность)
3) слово благодарности (спасибо)
4) выдающийся поступок (подвиг)
5) чувство ответственности за свое поведение перед другими людьми (совесть)

А правила нравственности, нравственные понятия, которые вы сейчас называли, как мы убедились, подсказаны самой жизнью, народной мудростью. Кто по-прежнему считает следование им необязательным? Кто до сих пор сомневается? А если таких больше нет, значит на наших бейджиках должна появиться другая надпись. Покажите всем, какая!

– Посмотрите, сколько у дерева листьев, веток, а ствол один. На нем все держится. Так и наши правила нравственности держатся на одном. Сейчас вы узнаете, на каком.

Сценка “Конфуций”

– Это правило называется золотым. Вы догадались почему?

(прикрепить правило)

Слайд №5 с нарисованными дорогами и вопросительным знаком посередине

Описательный рассказ учителя с использованием блок-схемы и элементами беседы

Слайд: каков привет, таков и ответ

Слайд: как аукнется, так и откликнется

Слайд: посеешь ветер, пожнешь бурю

Распределение групп, выполнение групповых заданий

Дискуссия, ответы с мотивацией

Групповая работа

Чтение пословиц, объяснение,

прикрепление к дереву

Слайды с “зашифрованными” словами

Слайд: Среди правил нравственности есть главное…

Слайд: река

Слайд: чего в другом не любишь – того и сам не делай!

5. 13 минут Закрепление с РДО (развивающее дифференцированное обучение) – А сейчас мы посмотрим, как работает золотое правило нравственности. (6 групп работают по заданиям)

Каждая группа, а их у нас будет 6, сейчас получит задание. Результаты вашего обсуждения должны быть оформлены на листьях.

Группа №1

Составьте профильное правило поведения по типу “Золотого правила” а) об отношении к труду б) о бережливости

Группа №2

Составьте профильное правило поведения по типу “Золотого правила” а) о дружбе б) о заботе

Группа №3

Составить синквейн “Золотое правило нравственности”

Справка: Синквейн – стихотворная форма из 5 строк, которая требует соблюдения правил

  • Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Группа №4

В течение дня мы не раз слышим: хороший человек, он сделал хороший выбор, обед хороший. Объясните, а какой поступок можно назвать хорошим?

Группа №5 (на выбор)

Какое нравственное правило забыл герой рассказа? Попытайтесь сформулировать это правило.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: “Помогите, волк! Волк!” Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричит: “Сюда, сюда скорей, волк!” Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Л.Н.Толстой)

Группа №5 (на выбор)

Какое нравственное правило забыл герой рассказа? Попытайтесь сформулировать это правило.

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:”Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне.” А сыну не хотелось работать. Он и говорит: “Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?” Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: “И что за дурак тут грабли бросил!”

(Л.Н.Толстой)

Группа №6

Прочитайте басню Л.Н.Толстого и продолжите незаконченную фразу. Что сказал медведь на ухо герою басни?

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?”

“А он сказал мне, что……

Исследовательская деятельность учащихся, работа в группах, формулирование выводов
6. 5 минуты Контроль и самопроверка – Без правил нравственности прожить нельзя. Сейчас вы слушали друг друга и не перебивали – вы поступали, как воспитанные дети.. Примеры из художественной литературы, пословицы, наши сценки должны были убедить вас, что жизнь без правил нравственности невозможна, что золотое правило нравственности должно стать законом вашей жизни.

– Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Полторацкого “След”, а вы закончите его.

– Наверное, про такого человека скажут: хороший человек. А хороший человек – это тот, кто живет в ладу с совестью, кто выполняет нравственные обязанности, человек воспитанный.

– Мы составляли пословицы и не уверены, что справились с заданием правильно. Помогите нам!

– Каков сад, таков и ответ.
– Не плюй в колодец, тот крепок бывает.
– Как ни мудри, все равно конец будет.
– Деревья смотри в плодах, а телегу зимой.

Подсказки:

– Каков сад, таковы и яблоки
– Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает
– Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
– Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
– Как ни мудри, а совести не перемудришь.
– Сколько веревочке не виться, все равно конец будет
– Каков привет, таков и ответ.
– Готовь сани летом, а телегу зимой

Слайд: золотое правило – закон нашей жизни

Чтение стихотворения Домысливание

Формулирование выводов

Слайды с пословицами

7. 2 минуты Итог занятия. Рефлексия Какую же дорогу мы выберем? Будем следовать правилам? Конечно!

– Наше дерево покрылось листвой, стало зеленым, полным жизни. Так и мы с вами: растем, набираемся знаний – учимся.

– А листовки эти вы дома перепишите, чтобы призыв выглядел иначе: делай так, чтобы окружающим было хорошо.

Потому что живем мы с вами по золотому правилу нравственности: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”, ведь, как известно, что посеешь, то и пожнешь.

Выводы по решению познавательных задач

Правила произносятся хором, два слайда с правилами нравственности сменяют друг друга.