Тема: Что посеешь, то и пожнешь.
Учитель: Абрамовская Л.Н., Жигальцова Е.А.
Класс: 5, 6.
Технология: комбинированная, с использованием игровых технологий.
Оборудование: групповые задания, карточки с дифференцированными заданиями.
Задачи:
1) образовательные:
– обеспечить усвоение зависимости нравственных взаимоотношений от поведения человека;
– формировать навыки самоанализа поступков;
2) развивающие:
– содействовать формированию устойчивых нравственных отношений;
– продолжить обучение приемам анализа, синтеза и обобщения;
– развивать самостоятельность учащихся через работу с карточками;
– использовать разноуровневые задания для развития познавательного интереса и мотивации учащихся;
3) воспитательные:
– воспитание навыков коммуникативной культуры через работу учащихся в группах.
№ |
Время |
Модуль |
Содержание |
Формы, методы работы |
1. | 1 минута | Организация начала занятия | – Здравствуйте, дорогие дети! – Сегодня у нас необычный классный час. Необычен он потому, что здесь 2 класса, потому, что занятие проходит не в кабинете… |
Слайд №1 ( слова-понятия из учебника) |
2. | 3 минуты | Подготовка к основному этапу – актуализация знаний – мотивация – целеполагание |
– (вбегает ученик): Внимание!
Внимание! С сегодняшнего дня в школе отменяются
уроки. Совесть больше ни при чем! Долой
обязанности! Делай, что хочешь! – Дети, неужели вы действительно думаете, что без нравственных правил можно прожить даже один день, один час? – Нет, нет, дети, мы просто убеждены, что нельзя! Сегодня на занятии мы с вами не просто убедим себя, что слова ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ДОБРОТА имеют вес, но и увидим, как наши слова, наши поступки отражаются на наших взаимоотношениях с людьми. Иными словами, что посеешь, то и пожнешь! Ну, что, в путь?! |
Слайд №2 ( повторить листовку), ученик разбрасывает листовки Слайд№3: Нравственные слова и правила помогут стать культурными людьми, любить друг друга. Слайд №4: Что посеешь, то и пожнешь. |
3. 4. |
5 минут 15 минут |
Создание проблемной ситуации Первичное закрепление |
– Но какую же дорогу выберете вы? Итак,
перед вами 2 пути. По одной дороге пойдут те, кто
уверен, что без нравственных правил жить нельзя.
Кто идет по этой дороге, поднимайте руки! – По второй те, кто в принципе считает, что без знания основ морали прожить можно, или хочет представить себе такую жизнь. Кто готов шагать по ней? Вперед! (раздать эмблемы) – А есть среди вас те, кто не может определиться с выбором? Ваша задача сегодня – выбрать дорогу. (раздать эмблемы) – А теперь посмотрите: рядом с нашей дорогой дерево. Но на нем нет листьев. Они обязательно вырастут, если вы будете мудры в решении заданий. В течение занятия учащиеся двух наших малочисленных групп могут изменить свою позицию и примкнуть к большинству. Вам, ребята, надо только перевернуть бейджик. Итак, первое задание группам: объясните свой выбор, приведите доказательства вашей правоты. – Конечно, трудно представить нашу жизнь без правил. Ведь даже сейчас, выступая на занятии, вы соблюдаете нравственное правило: не перебивай говорящего. Но мало знать нравственные правила, нужно их и понимать. – Сцена “Каков привет, таков и ответ” – Вы догадались, какая пословица была “зашифрована” исполнителями нашей сценки? – А какие синонимичные пословицы вы знаете? ( как аукнется, так и откликнется; посеешь ветер, а пожнешь бурю) – Пословицы, которые вы услышали, раскрывают суть нравственных правил: важно сеять добро, о человеке судят по его поступкам. – А вот к каким нравственным правилам еще обращается народная мудрость, мы сейчас узнаем. – Итак, делимся на 4 сектора и слушаем задание. Каждому сектору достанется набор карточек, используя которые надо составить пословицы и наклеить их на “листья”. Это будут первые листочки нашего дерева мудрости. – Какая группа уже справилась? Читайте пословицы вслух. – Следующая группа….(чтение пословиц) – Вы заметили, что один из ваших листочков отличается по цвету от остальных? Прочитайте про себя еще раз ту пословицу, которая на нем наклеена, и объясните ее смысл. Пока вы обдумываете ответ, остальные листочки, а они у вас темного цвета, уже можно наклеить на наше дерево мудрости.. (каждый сектор объясняет смысл одной пословицы, которая наклеена на лист светлого цвета)
– Много вы, оказывается, знаете пословиц, а значит и нравственных правил и понятий. Давайте поиграем с вами в игру, правила которой вам давно известны. Я зашифрую слово и напишу только первую и последнюю буквы, а вы по толкованию догадайтесь, какое слово я задумала. 1) внимательность, чуткость (забота) – А правила нравственности, нравственные понятия, которые вы сейчас называли, как мы убедились, подсказаны самой жизнью, народной мудростью. Кто по-прежнему считает следование им необязательным? Кто до сих пор сомневается? А если таких больше нет, значит на наших бейджиках должна появиться другая надпись. Покажите всем, какая! – Посмотрите, сколько у дерева листьев, веток, а ствол один. На нем все держится. Так и наши правила нравственности держатся на одном. Сейчас вы узнаете, на каком. – Сценка “Конфуций” – Это правило называется золотым. Вы догадались почему? (прикрепить правило) |
Слайд №5 с нарисованными дорогами и
вопросительным знаком посередине Описательный рассказ учителя с использованием блок-схемы и элементами беседы Слайд: каков привет, таков и ответ Слайд: как аукнется, так и откликнется Слайд: посеешь ветер, пожнешь бурю Распределение групп, выполнение групповых заданий Дискуссия, ответы с мотивацией Групповая работа Чтение пословиц, объяснение, прикрепление к дереву Слайды с “зашифрованными” словами Слайд: Среди правил нравственности есть главное… Слайд: река Слайд: чего в другом не любишь – того и сам не делай! |
5. | 13 минут | Закрепление с РДО (развивающее дифференцированное обучение) | – А сейчас мы посмотрим, как работает
золотое правило нравственности. (6 групп работают
по заданиям) – Каждая группа, а их у нас будет 6, сейчас получит задание. Результаты вашего обсуждения должны быть оформлены на листьях. Группа №1 Составьте профильное правило поведения по типу “Золотого правила” а) об отношении к труду б) о бережливости Группа №2 Составьте профильное правило поведения по типу “Золотого правила” а) о дружбе б) о заботе Группа №3 Составить синквейн “Золотое правило нравственности” Справка: Синквейн – стихотворная форма из 5 строк, которая требует соблюдения правил
Группа №4 В течение дня мы не раз слышим: хороший человек, он сделал хороший выбор, обед хороший. Объясните, а какой поступок можно назвать хорошим? Группа №5 (на выбор) Какое нравственное правило забыл герой рассказа? Попытайтесь сформулировать это правило. Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: “Помогите, волк! Волк!” Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричит: “Сюда, сюда скорей, волк!” Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. (Л.Н.Толстой) Группа №5 (на выбор) Какое нравственное правило забыл герой рассказа? Попытайтесь сформулировать это правило. Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:”Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне.” А сыну не хотелось работать. Он и говорит: “Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?” Только он пошел по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: “И что за дурак тут грабли бросил!” (Л.Н.Толстой) Группа №6 Прочитайте басню Л.Н.Толстого и продолжите незаконченную фразу. Что сказал медведь на ухо герою басни? Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?” “А он сказал мне, что…… |
Исследовательская деятельность учащихся, работа в группах, формулирование выводов |
6. | 5 минуты | Контроль и самопроверка | – Без правил нравственности прожить
нельзя. Сейчас вы слушали друг друга и не
перебивали – вы поступали, как воспитанные дети..
Примеры из художественной литературы, пословицы,
наши сценки должны были убедить вас, что жизнь
без правил нравственности невозможна, что
золотое правило нравственности должно стать
законом вашей жизни. – Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Полторацкого “След”, а вы закончите его. – Наверное, про такого человека скажут: хороший человек. А хороший человек – это тот, кто живет в ладу с совестью, кто выполняет нравственные обязанности, человек воспитанный. – Мы составляли пословицы и не уверены, что справились с заданием правильно. Помогите нам! – Каков сад, таков и ответ. Подсказки: – Каков сад, таковы и яблоки |
Слайд: золотое правило – закон
нашей жизни Чтение стихотворения Домысливание Формулирование выводов Слайды с пословицами |
7. | 2 минуты | Итог занятия. Рефлексия | – Какую же дорогу мы выберем? Будем
следовать правилам? Конечно! – Наше дерево покрылось листвой, стало зеленым, полным жизни. Так и мы с вами: растем, набираемся знаний – учимся. – А листовки эти вы дома перепишите, чтобы призыв выглядел иначе: делай так, чтобы окружающим было хорошо. – Потому что живем мы с вами по золотому правилу нравственности: “Не делай другим того, чего не желаешь себе”, ведь, как известно, что посеешь, то и пожнешь. |
Выводы по решению познавательных задач Правила произносятся хором, два слайда с правилами нравственности сменяют друг друга. |