Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формированию всесторонне развитой личности.
В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Художественно-творческая деятельность, на которой сделан акцент в данной работе, тесно взаимосвязана с познавательным и личностным развитием дошкольника. Она разворачивается в многообразных формах, которые называются видами искусства, его родами и жанрами. В детском саду детей не только знакомят с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературой, театром, но и учат создавать их самостоятельно. Как отмечают Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина, художественно-творческая деятельность направлена как на отражение впечатлений, полученных в жизни, так и на выражение своего отношения к изображаемому. Исследователи подчеркивают, что изображение является проявлением не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества. Это имеет особое значение для нравственного воспитания.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности.
Проектная деятельность, как подчеркивают Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец, является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, основанный на формировании у детей старшего дошкольного возраста компетенций в сфере художественно-творческой деятельности, базирующийся на изучении сказок А.С. Пушкина (Приложение 1).
Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в этом году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие (Приложение 2), а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А.С. Пушкина. Немаловажен и тот факт, что поэт, которого никогда не называли художником, успешно соединял в своих рукописях слово и рисунок, дополняя тем самым образы персонажей.
С точки зрения музейной педагогики, такая интеграция различных видов искусств является неисчерпаемым источником вдохновения для педагогов, воспитанников, их родителей.
С этого года мы начали активно использовать музейно-педагогическую программу “Здравствуй, музей!”. Тематика занятий раздела “Мы входим в мир прекрасного” дополняет проектную деятельность педагога, дает возможность воспитателю обогатить предметно-развивающую среду, организовать занятия детей с использованием мультимедийных презентаций и активно развивать навыки изобразительной деятельности.
Целью проекта “Путешествие по произведениям А.С. Пушкина” (Приложение 3) является формирование навыков изобразительной деятельности и развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 4).
Задачи проекта:
- Формирование и совершенствование навыков изобразительной деятельности у старших дошкольников.
- Развитие художественно-творческих способностей у воспитанников.
- Организация взаимодействия педагогов ГБДОУ и родителей дошкольников в развитии детей согласно образовательным областям ФГТ.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.):
- Оформление стен и лестниц в соответствии с темой проекта.
- Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
- Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ.
Основной этап (сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.):
Разработка и апробация содержания проекта “Путешествие по произведениям А.С. Пушкина” (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
С планированием по проекту (Приложение 5), разделение его по образовательным областям ФГТ и подробный конспект занятия по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через интеграцию художественно – эстетического и познавательно-речевого развития “Великие творения поэтов и художников)
- Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
- Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекта.
- Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта (Приложение 6).
- Создание мини-музеев в группе (Приложение 7).
- Проведение совместного мероприятия “День матери” с Муниципальным образованием Озеро Долгое “Путешествие по сказкам”.
- Выступление актеров с представлением “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Интерактивные игры с Бабой Ягой.
- Участие девочек в конкурсе “Спортивных танцев” среди детских садов Приморского района. Танец “Золотая рыбка”.
Заключительный этап (октябрь 2011 г. – по настоящее время):
- Организация выставки продуктов детской деятельности.
- Проведение КВН, инсценировок (Смотри ссылки на источники Интернет в планировании проекта “Путешествие по произведениям А. С. Пушкина).
- Создание презентаций (Смотреть на сайте http://ru.calameo.com).
- Подведение итогов работы по проекту.
Предварительные итоги реализации Проекта отражены в форме количественных показателей, выделенных согласно диагностике по методике Т.С. Комаровой.
Гистограмма 1
Сравнительные результаты диагностики по методике Т.С. Комаровой
Данные гистограммы свидетельствуют о наличии положительной динамики по обоим описываемым направлениям работы в рамках Проекта.
Перспективные направления дальнейшей работы в рамках проекта:
- Создание музейной экспозиции в ГБДОУ.
- Постановка фольклорного представления на основе произведения А.С. Пушкина “Сказка о попе и его работнике Балде” с элементами русских народных потешек, загадок, частушек, песен и русских народных танцев (Приложение 8).
- Экскурсии на экспозиции Русского музея по программе “Здравствуй, музей!”
- Семинары для педагогов по введению проектной деятельности в работу ДОУ.