Оценка площади. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Сформировать представление об оценке площади фигур, умение оценивать площадь фигур неправильной формы.

Задачи: Познакомить с новым измерительным инструментом – палеткой; сформировать умение измерять площадь фигур неправильной формы с помощью палетки; закрепить алгоритм деления многозначных чисел и все действия с многозначными числами.

Оборудование: палетка 10*10см, предметные модели фигур, презентация к уроку.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивация к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.

(3 слайд)

Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, оценкой … (пять).

– Какое слово часто встречалось в формулировках тем последних уроков? (оценка)

– Результаты каких арифметических действий вы уже умеете оценивать?

II. Актуализация знаний.

Цель: повторить алгоритм оценки частного; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; организовать затруднение в учебной деятельности, связанное с отсутствием способа, позволяющего выполнить оценку площади.

(4 слайд)

Назовите выражения, записанные на доске, одним словом. (Частные)

  • 2538:846
  • 15964:307
  • 141360:19
  • 475440:566

– Сделайте прикидку и определите, какие из значений данных выражений будут являться решением неравенства.

10 < х < 1000

  • (2538:846~3;
  • 15964:307~50;
  • 141360:19~7000;
  • 475440:566~800)

Следовательно, решением неравенства будут значения второго и четвёртого выражений.

– Чем отличается оценка от прикидки? (Оценивая выражения, мы находим границы, между которыми заключен результат выражения. Выполняя прикидку, мы находим приближенный результат.)

– Сделайте оценку выражения. (5 слайд)

475440:566

Сравните площади фигур

Работа с учебником (стр. 50 №1)

(Площадь фигуры А больше площади фигуры В; площади фигур Е и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой.)

– Какой метод сравнения мы будем использовать в данном случае? (Измерение)

– Какие единицы измерения площади вы знаете?

III. Индивидуальная работа с предметными моделями фигур А, В, С, D.

(6 слайд)

– Какие из данных фигур равны между собой? (Равны площади фигур А и В, т.к. их можно совместить наложением)

– Какие фигуры имеют равные площади? (А и В равны между собой, значит равны и их площади; у фигур А и С число равных мерок одинаково, следовательно А, В, С имеют равные площади).

– Почему площади фигуры А и D не равны между собой, ведь у них поровну клеток. (У них разные мерки, следовательно, площади фигур А и D сравнить нельзя). (7 слайд)

– В фигуре С я провела линию и раскрасила часть фигуры. На что она стала похожа? (собачка)

– Можем ли мы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет. Некоторые клетки раскрашены не полностью.)

– А можно ли сделать её оценку?

– Больше какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. её составляет 12 полных клеток)

– А меньше какого числа? (Меньше 16, т.к. закрашенная фигура находится внутри старой фигуры.)

– Допишите равенство.

12 < S < 16

– Назовите нижнюю границу площади, верхнюю границу.

IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: организовать выявление и фиксацию учащихся места и причины затруднения, согласовать тему и цель урока.

Индивидуальное задание.

– Дома вы должны были выполнить задание: найти лексическое значение слова «палетка». Объясните значение этого слова. (Прозрачная пластинка с нанесённой на ней сеткой линий, предназначенная для вычисления площадей на картах, планах)

– У каждого из вас на парте лежит палетка, наложите её на зелёную фигуру и сделайте оценку площади фигуры.

(8 слайд)

– Назовите верхнюю и нижнюю границу площади.

– Какое задание выполняли? (Делали оценку площади фигуры А)

– Чем эта фигура отличается от треугольника или квадрата? (Это фигура неправильной формы)

– Почему получились разные ответы? (Каждый считал по-своему, мы не знаем алгоритма оценки площади.) (9 слайд)

– Какую мы поставим перед собой цель? (Построить алгоритм оценки площади.)

– Как будет звучать тема нашего урока? (Оценка площади.) (10 слайд)

– Верно оценили площадь…, обоснуйте свой вариант решения.

(Если дети не могли обосновать свой вариант решения, то учитель строит беседу по вопросам.)

– Число каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы? (число целых клеток внутри фигуры)

– Сколько их в нашей фигуре? (4)

– Все согласны, что площадь фигуры больше 4 (да, ведь 4 клетки – это часть фигуры).

– Как найти верхнюю границу? (сосчитать целые клетки снаружи фигуры)

– Чтобы легче было считать, обведите фигуру из целых клеток, внутри которых расположена фигура, так, чтобы она была самой маленькой.

– Составьте алгоритм оценки площади фигуры.

(11 слайд)

  • НАЙТИ ЧИСЛО а ЦЕЛЫХ КЛЕТОК, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВНУТРИ ФИГУРЫ (НИЖНЯЯ ГРАНИЦА)
  • НАЙТИ ЧИСЛО в – МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ЦЕЛЫХ КЛЕТОК, ВНУТРИ КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНА ФИГУРА (ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА)
  • ЗАПИШИ ОТВЕТ а < S < в

V. Физкультминутка.

(зарядка для глаз) (12 слайд)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

(13 слайд)

Цель: зафиксировать новый способ действия во внешней речи.

Стр. 50 №5, 6 (1)– задание с комментированием, 6 (2, 3) самостоятельно с последующей самопроверкой.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к анализу решений задач на работу.

Стр. 52 №10 с комментированием у доски.

(14 слайд) Решение уравнения.

Стр. 51 № 9 БЛИЦ-турнир.

(15 слайд)

Придумать задачу, решение которой можно описать следующим выражением:

  • а – в : 3
  • (а - в) : 3
  • а + в 3

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать алгоритм оценки площади; оценить собственную деятельность на уроке и работу одноклассников; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.

– Какова была цель нашего урока?

– Достигли мы своей цели? (Молодцы)

– Что мы успели повторить?

– У кого остались вопросы на конец урока?

– Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

Литература:

  1. Л.Г. Петерсон Методические рекомендации к учебнику «Математика» 4 класс – М.: «Ювента», 2011.