Цель: Сформировать представление об оценке площади фигур, умение оценивать площадь фигур неправильной формы.
Задачи: Познакомить с новым измерительным инструментом – палеткой; сформировать умение измерять площадь фигур неправильной формы с помощью палетки; закрепить алгоритм деления многозначных чисел и все действия с многозначными числами.
Оборудование: палетка 10*10см, предметные модели фигур, презентация к уроку.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивация к учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
(3 слайд)
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, оценкой … (пять).
– Какое слово часто встречалось в формулировках тем последних уроков? (оценка)
– Результаты каких арифметических действий вы уже умеете оценивать?
II. Актуализация знаний.
Цель: повторить алгоритм оценки частного; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; организовать затруднение в учебной деятельности, связанное с отсутствием способа, позволяющего выполнить оценку площади.
(4 слайд)
Назовите выражения, записанные на доске, одним словом. (Частные)
- 2538:846
- 15964:307
- 141360:19
- 475440:566
– Сделайте прикидку и определите, какие из значений данных выражений будут являться решением неравенства.
10 < х < 1000
- (2538:846~3;
- 15964:307~50;
- 141360:19~7000;
- 475440:566~800)
Следовательно, решением неравенства будут значения второго и четвёртого выражений.
– Чем отличается оценка от прикидки? (Оценивая выражения, мы находим границы, между которыми заключен результат выражения. Выполняя прикидку, мы находим приближенный результат.)
– Сделайте оценку выражения. (5 слайд)
475440:566
Сравните площади фигур
Работа с учебником (стр. 50 №1)
(Площадь фигуры А больше площади фигуры В; площади фигур Е и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой.)
– Какой метод сравнения мы будем использовать в данном случае? (Измерение)
– Какие единицы измерения площади вы знаете?
III. Индивидуальная работа с предметными моделями фигур А, В, С, D.
(6 слайд)
– Какие из данных фигур равны между собой? (Равны площади фигур А и В, т.к. их можно совместить наложением)
– Какие фигуры имеют равные площади? (А и В равны между собой, значит равны и их площади; у фигур А и С число равных мерок одинаково, следовательно А, В, С имеют равные площади).
– Почему площади фигуры А и D не равны между собой, ведь у них поровну клеток. (У них разные мерки, следовательно, площади фигур А и D сравнить нельзя). (7 слайд)
– В фигуре С я провела линию и раскрасила часть фигуры. На что она стала похожа? (собачка)
– Можем ли мы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет. Некоторые клетки раскрашены не полностью.)
– А можно ли сделать её оценку?
– Больше какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. её составляет 12 полных клеток)
– А меньше какого числа? (Меньше 16, т.к. закрашенная фигура находится внутри старой фигуры.)
– Допишите равенство.
12 < S < 16
– Назовите нижнюю границу площади, верхнюю границу.
IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: организовать выявление и фиксацию учащихся места и причины затруднения, согласовать тему и цель урока.
Индивидуальное задание.
– Дома вы должны были выполнить задание: найти лексическое значение слова «палетка». Объясните значение этого слова. (Прозрачная пластинка с нанесённой на ней сеткой линий, предназначенная для вычисления площадей на картах, планах)
– У каждого из вас на парте лежит палетка, наложите её на зелёную фигуру и сделайте оценку площади фигуры.
(8 слайд)
– Назовите верхнюю и нижнюю границу площади.
– Какое задание выполняли? (Делали оценку площади фигуры А)
– Чем эта фигура отличается от треугольника или квадрата? (Это фигура неправильной формы)
– Почему получились разные ответы? (Каждый считал по-своему, мы не знаем алгоритма оценки площади.) (9 слайд)
– Какую мы поставим перед собой цель? (Построить алгоритм оценки площади.)
– Как будет звучать тема нашего урока? (Оценка площади.) (10 слайд)
– Верно оценили площадь…, обоснуйте свой вариант решения.
(Если дети не могли обосновать свой вариант решения, то учитель строит беседу по вопросам.)
– Число каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы? (число целых клеток внутри фигуры)
– Сколько их в нашей фигуре? (4)
– Все согласны, что площадь фигуры больше 4 (да, ведь 4 клетки – это часть фигуры).
– Как найти верхнюю границу? (сосчитать целые клетки снаружи фигуры)
– Чтобы легче было считать, обведите фигуру из целых клеток, внутри которых расположена фигура, так, чтобы она была самой маленькой.
– Составьте алгоритм оценки площади фигуры.
(11 слайд)
- НАЙТИ ЧИСЛО а ЦЕЛЫХ КЛЕТОК, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВНУТРИ ФИГУРЫ (НИЖНЯЯ ГРАНИЦА)
- НАЙТИ ЧИСЛО в – МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ЦЕЛЫХ КЛЕТОК, ВНУТРИ КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНА ФИГУРА (ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА)
- ЗАПИШИ ОТВЕТ а < S < в
V. Физкультминутка.
(зарядка для глаз) (12 слайд)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
(13 слайд)
Цель: зафиксировать новый способ действия во внешней речи.
Стр. 50 №5, 6 (1)– задание с комментированием, 6 (2, 3) самостоятельно с последующей самопроверкой.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к анализу решений задач на работу.
Стр. 52 №10 с комментированием у доски.
(14 слайд) Решение уравнения.
Стр. 51 № 9 БЛИЦ-турнир.
(15 слайд)
Придумать задачу, решение которой можно описать следующим выражением:
- а – в : 3
- (а - в) : 3
- а + в 3
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: зафиксировать алгоритм оценки площади; оценить собственную деятельность на уроке и работу одноклассников; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.
– Какова была цель нашего урока?
– Достигли мы своей цели? (Молодцы)
– Что мы успели повторить?
– У кого остались вопросы на конец урока?
– Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?
Литература:
- Л.Г. Петерсон Методические рекомендации к учебнику «Математика» 4 класс – М.: «Ювента», 2011.