Одним из важнейших направлений модернизации современного образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
- повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение опережающего характера всей системы образования;
- обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (направление "Интернетизация образования") и концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В проекте Министерства образования и науки России "Актуальные задачи современной модели образования" от 19.05.2008 г. №3567/0 необходимыми условиями формирования современной модели образования являются:
- модернизация системы образования;
- постоянное обновление технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.
Согласно данным условиям вхождение дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг. При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020" (далее, в данной стратегии - под "Школой" понимается образовательная организация (учреждение) любой организационно-правовой формы, типа и вида, имеющее государственный статус и расположенное на территории Санкт-Петербурга) прописана необходимость внедрения и формирования навыков инновационной деятельности педагогов через конкурсы инновационных продуктов, проектов и программ.
Одним из ориентиров данной стратегии является направление доступности и качества "КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ 2020", по показателям которого, участников инновационной деятельности (Приложение 1) среди педагогов в 2009 году было 28%, а к 2020 году планируется 35%.
Рис. 1
Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод (Рисунок №2), что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающих умением проектировать и достигать запланированного результата.
Рис. 2
Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий (Приложение 2) привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности и взаимодействие с родителями.
Мониторинг - систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ...(Википедия http://ru.wikipedia.org/)
Базой для проведения мониторинга стал ГДОУ детский сад №62 "Золотая рыбка" Приморского района города Санкт-Петербурга.
Проведенный мониторинг показал, что только у 73% родителей воспитанников дома есть компьютер (Рисунок 3). Это немного, несмотря на то, что домашний компьютер давно стал необходимым элементом повседневной жизни и сегодня он не является роскошью, а необходим каждому человеку для познания мира и быстрого
получения нужной информации, а именно ее можно получить подключившись ко Всемирной сети Интернет.
Рис. 3
Проведенное анкетирование родителей воспитанников детского сада показало (Рисунок 4), что доступ к сетям Интернет (Приложение 3) имеет почти каждая семья, у которой есть компьютер 96%, дома или на работе, что позволяет интересующимся родителям осуществлять поиск, подбор и знакомство с необходимой информацией.
Рис. 4
Еще одним из направлений взаимодействия с родителями, после создания сайта ДОУ должны стать рассылки. Рассылка электронной почты это средство массовой коммуникации, группового общения. Заключается в автоматизированной рассылке (Приложение 4) сообщений электронной почты группе адресатов по заранее составленному списку.
Рис. 5
Использование ребёнком компьютера в своей деятельности, а в дошкольном возрасте ведущая деятельность - игра, оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. В условиях компьютерной игры, важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.
Рис. 6
В Таблице 1 представлен пример рекомендаций которые может дать родителям воспитатель по использованию игр на CD дисках (Приложение 5)
Проведенная беседа с педагогами показала следующую статистику (Рисунок 7):
Рис. 7
- не знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии (10%)
- знакомы, но не в полной мере (40%)
- знакомы (50%).
Из чего можно сделать вывод, что большая часть педагогов ДОУ знакомы с термином "Информационно-коммуникативные технологии" и используют их в воспитателоно-образовительной работе с детьми дошкольного возраста и во взаимодействии с родителями.
В результате анкетирования родителей "Какими техническими средствами Вы владеете?" (Рисунок 8) были получены следующие результаты (Приложение 6).
Рис. 8
Использование других ИКТ (Приложение 7)
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей дошкольников, использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число воспитанников детского сада, один или оба из родителей которого имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет с каждым годом.
В то же время информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействие педагога (Приложение 8)и родителей при обучении и воспитании дошкольника. В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать воспитателю необходимые сведения и задавать интересующие вопросы.
Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этой целей списки рассылки и вебинары дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в ДОУ.
Наличие у ДОУ собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, режиме дня, планируемых мероприятиях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ или педагога (Приложение 9) может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.
Кроме этого сайт ДОУ или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации образовательного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов (Приложение 10) родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
ИКТ (Приложение 11) позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успехи своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в воспитании и обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с детьми в группе.
Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны (о чем я еще не сказала) и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей и педагогов оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников.
Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов , что способствует комплексности и взаимной связи образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.
Список литературы
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
5. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
7. DswMedia/strategiya.pdf Стратегия развития системы образования Сенкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 20220".
8. Курсовая работа по данной теме (Приложение 12).