Организация научно-исследовательской работы учащихся в рамках координационного центра Российской научно-социальной программы "Шаг в будущее"

Разделы: Общепедагогические технологии


Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества,
тот никогда не забудет блаженного мгновения.
Он будет жаждать повторения.
П.А.Кропоткин

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному, целостному становлению личности учащихся. Это выдвигает перед педагогами проблему новых профессиональных восхождений.

Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.

Написание проектной, исследовательской работы формирует готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.

Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научными исследованиями, будет только в том случае, когда в процессе этой работы учащийся воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать свою работоспособность.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения.

Ежегодно муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия города Урюпинска Волгоградской области принимает участие в Российской научно-социальной программе для молодёжи и школьников "Шаг в будущее". На базе МОУ гимназии работает координационный центр программы "Шаг в будущее". С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России - научной и инженерной выставки, научной конференции молодых исследователей, научно-технической олимпиады "Космонавтика и ракетная техника", соревнования юных исследователей "Шаг в будущее, ЮНИОР", которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

Программа "Шаг в будущее" пользуется заслуженным авторитетом и известностью, поскольку представляемые на ней работы отличаются высоким научным и профессиональным уровнем. В жюри программы участвуют выдающиеся учёные из МИРЭА, РХТУ им. Д. И. Менделеева, МГУ, МГТУ и других университетов. Не случайно, из лауреатов программы "Шаг в будущее" формируются национальные делегации России на Соревнование молодых учёных Европейского Союза, выставку Intel ISEF в США, Лондонский молодёжный научный форум и другие международные научные мероприятия.

В рамках программы учащиеся представляют свои работы в координационный центр на симпозиумы:

  • инженерные науки в техносфере настоящего и будущего,
  • естественные науки и современный мир,
  • математика и информационные технологии,
  • социально-гуманитарные и экономические науки.

Строгое жюри на месте отбирает лучшие научно-исследовательские работы и рекомендует их для участия в программе "Шаг в будущее, ЮГ России" в городе Ставрополь или Астрахань. Затем победители и призёры отправляют свои работы на отборочный конкурс в Москву. Учащиеся, получившие приглашение на конференцию, выступают в течение двух дней с докладами о своих научных результатах перед учёными, специалистами и своими сверстниками. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы экспертов и присутствующих. Если учащиеся принимают участие в выставке, то они подготавливают экспозицию, которую размещают на стенде в выставочном зале. В процессе работы выставки учащиеся демонстрируют свой проект и отвечают на вопросы членов жюри, корреспондентов, фотографов, гостей выставки. В рамках программы проводится интеллектуальный конкурс по технологии развития памяти и логики, а так же предметные олимпиады.

Интерес к научно-исследовательской работе растёт, ежегодно увеличивается число участников программы "Шаг в будущее":

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество участников 1 2 4 5 13 17 18 21

Большинство учащихся становится победителями и призёрами программы "Шаг в будущее", кандидатами в состав национальных делегаций. Восемь учащихся МОУ гимназии стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана по итогам программы "Шаг в будущее".

Какие бы знания мы ни пытались передать молодому поколению, они, скорее всего, останутся невостребованными, если не будут подкреплены практическими исследованиями. Вопрос выживания человечества определяет не только важность практических знаний, но умение проводить собственные исследования, умение логически мыслить и принимать единственно правильные решения. Этому можно и нужно учитывать, потому что от этого зависит будущее цивилизации.

Презентация.

Список использованных источников

1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование - №3, 2003 г.

2. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г.

3. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

4.Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

5.Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

6. www.researcher.ru