В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на
организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся
систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря
предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением
новых;
– необходимостью использования богатого
творческого потенциала подростков и педагогов в
реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является
краткосрочной, т. е. реализуется в течение I
лагерной смены. При комплектовании особое
внимание уделяется детям из малообеспеченных,
неполных семей, из семей чернобыльцев, из семей,
имеющих родителей-пенсионеров, а также детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной
смены осуществляется в разновозрастных отрядах
по 12 и 13 человек.
Всего в лагере отдыхают 25 обучающихся.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11 лет.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Концепция программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение.
Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.
По результатам анкетирования все воспитанники образовательного учреждения считают, что здоровье важно для будущего поколения.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Здоровята». Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «В здоровом теле, здоровый дух!» Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи.
Цель: создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина через систему коллективно-творческих дел.
Задачи:
- создание условий для организованного отдыха детей, пропаганда здорового образа жизни;
- укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию;
- приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество;
- формирование у школьников навыков общения и толерантности;
- привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
- формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
Перспективный план работы летнего оздоровительного лагеря « Здоровята»
Дата |
Мероприятия на хорошую погоду |
Место проведения |
Мероприятия на плохую погоду |
Место проведения |
1 | КТД «День знакомств» Линейка
– инструктаж об организации лагерной смены; |
На улице. |
КТД «День знакомств» Линейка
– инструктаж об организации лагерной смены; |
Спортивный зал. |
2 | КТД «День лагеря» Выбор
органа самоуправления в отрядах лагеря,
оформление уголков, конкурс на лучшую эмблему
уголка. |
В отрядных комнатах. |
КТД «День лагеря» Выбор
органа самоуправления в отрядах лагеря,
оформление уголков, конкурс на лучшую эмблему
уголка. |
В отрядных комнатах. |
3 | КТД «День рекордов» «Спортивная
программа «Я самый.., я самая..». |
На спортивной площадке |
КТД «День рекордов» «Спортивная
программа «Я самый.., я самая..». |
Спортивный зал. |
4 | КТД «День Земли» Лекторий
«Зелёный наряд Земли». |
Школьная библиотека. |
КТД «День Земли» Лекторий
«Зелёный наряд Земли». |
Школьная библиотека. |
5 | КТД «День спорта и туризма» Фестиваль
игр. |
В отрядных комнатах. |
КТД «День спорта и туризма» Фестиваль
игр. |
В отрядных комнатах. |
6 | КТД «День этикета» «Если
станем дружно жить, не придётся нам тужить –
викторина. |
На школьной спортивной площадке. |
КТД «День этикета» «Если
станем дружно жить, не придётся нам тужить –
викторина. |
Спорт зал. |
7 | КТД «День успехов» «Час
весёлого настроения» – викторина |
На школьной спортивной площадке. |
КТД «День успехов» «Час
весёлого настроения» – викторина Спортивная
эстафета. |
Спортзал. |
8 | КТД «День танца» «Если весело
живётся...» – игра с музыкальными движениями. |
На школьной спортивной площадке. |
КТД «День танца» «Если весело
живётся…» – игра с музыкальными движениями. |
Спортзал. |
9 | КТД «День рыцаря» «Рыцарский
турнир» – спортивная игровая эстафета. |
На школьной спортивной площадке. |
КТД «День рыцаря» «Рыцарский
турнир» – спортивная игровая эстафета. |
Спортзал. |
10 | КТД «День княжны» Конукрсная
игровая программа – «А ну-ка девочки!» |
На школьной спортивной площадке. |
КТД «День княжны» Конукрсная
игровая программа – «А ну-ка девочки!» |
Спортзал |
11 | КТД «День художника» Викторина
– «Радуга». |
В отрядных комнатах. |
КТД «День художника» Викторина – «Радуга». Экскурсия в Третьяковскую галлерею. Конкурс пейзажей. «Летний мотив» |
В отрядных комнатах. |
12 | КТД «День книги» «Папа, мама,
я – читающая семья» – беседа с игровыми
элементами. |
В отрядных комнатах. |
КТД «День книги» «Папа, мама,
я – читающая семья» – беседа с игровыми
элементами. |
В отрядных комнатах. |
13 | КТД «День чудес» «С днём
рождения, ура!» |
Линейка на улице |
КТД «День чудес» «С днём
рождения, ура!» |
Линейка на 1 этаже |
14 | КТД «День открытий» Диспут
«Что такое дружба» |
В отрядах |
КТД «День открытий» Диспут
«Что такое дружба» |
В отрядах |
15 | КТД «День эдоровья» Игра
«Путешествие в страну здоровья» |
На школьной спортплощадке |
КТД «День эдоровья» Игра
«Путешествие в страну здоровья» |
Спортзал |
16 | КТД «День памяти» Линейка
«Нам не нужна война!» |
На улице
В отрядах |
КТД «День памяти» Линейка «Нам не нужна война!» Поездка в музей вооружённых сил. Конкурс рисунков: «Мы за мир во всём мире» Конкурс на лучшее эссе: «Мы за мирное детство!» |
На 1 этаже.
В отрядах |
17 | КТД «День творчества» Интеллектуальная
игра «Тропою сказок» |
В отрядах Актовый зал Творческие мастерские |
КТД «День творчества» Интеллектуальная
игра «Тропою сказок» |
В отрядах Актовый зал Творческие мастерские |
18 | КТД «День музыки» Конкурс:
«Угадай мелодию!» |
Спортзал |
КТД «День музыки» Конкурс:
«Угадай мелодию!» |
Спортзал |
19 | КТД «День России» Беседа:
«Россия многонациональное государство» . |
Кабинет музыки |
КТД «День России» Беседа: «Россия многонациональное государство» . Бассейн Презентация «На что имеем право» Выпуск брошюры: «Права ребёнка в xxi веке» |
Кабинет музыки |
20 | КТД «День профилактики» Игра:
«Знаем правила дорожного движения, как таблицу
умножения!» |
Спортивная площадка. |
КТД «День профилактики» Игра:
«Знаем правила дорожного движения, как таблицу
умножения!» |
Спортивная площадка. |
21 | КТД «День закрытия лагерной смены» Линека. |
На улице |
КТД «День закрытия лагерной смены» Линека. |
На 1 этаже |
Режим работы школьного оздоровительного лагеря:
- 8.00-8.10 – сбор детей
- 8.10-8.20 – зарядка
- 8.20-8.30 – линейка
- 8.30-9.00 – завтрак
- 9.30-13.00 – лагерные мероприятия
- 12.30-13.00 – обед
- 13.30-15.30 – дневной сон
- 15.30-16.00 – полдник
- 16.00-17.00 – игры на свежем воздухе, занятия по интересам
- 17.30-18.00 – уход домой