I. Теоретическая часть
1. Воспитание ребенка
Сейчас нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка – семья или школа? Педагоги обычно говорят, что все идет из семьи. Родители не соглашаются, считают, что в школе дети проводят больше времени. Мы их видим только вечером. А иногда даже заявляют: “Дома у нас не ругаются матом, не курят. Этому они у вас в школе научились”.
Так кто же отвечает за успешную социализацию ребенка, за его нормальную учебу, общение и развитие? Однозначного ответа, наверное, сегодня нет.
Раньше, несколько сот лет назад этот вопрос не вставал. Гармоничное развитие ребенка и его успешная социализация обеспечивалась системой обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Можно сказать, что существовал внешне невидимый контроль общества за качества, которые приобретал ребенок.
Однако с развитием цивилизации и традиционной культуры, эта поддержка исчезла. В какой-то мере эти традиции остались в сельской местности, где каждый род и семья на виду. Там, в основном, все знают друг друга, ценят, дорожат и гордятся именем своей семьи. Но в последнее время, к сожалению, грани этих традиций уже стираются и там.
Семья оказалась одинокой с проблемой выбора целей и средств воспитания ребенка и не всегда могла справиться с этой задачей. Один из важнейших общественных институтов, который может помочь семье – это школа: ее педагогический коллектив, социальный педагог и психолог.
Однако родители часто сами не готовы к школе: не готовы прийти в школу, не знают, когда прийти, чтобы узнать о ребенке, чем помочь школе. Не готовы родители и к взаимодействию с учителем. Родители идут в школу выяснять отношения: учитель мало времени уделяет ребенку. Учитель в свою очередь говорит, что ребенок не старается, не учится, ленится. В этой ситуации каждый старается отстоять свой авторитет. Ребенку от этого не легче.
Поэтому тема “Оптимизация общения педагогов с родителями” - актуальная на сегодняшний день. И работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности школьной службы, цель которой – сохранение психологического здоровья детей.
2. Формы взаимодействия с родителями
Существуют две формы взаимодействия с родителями: групповая (школьные собрания) и индивидуальная (беседы).
Целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного “поля” вокруг ребенка, обеспечивающее согласованность действий взрослых (педагогов, родителей).
Причины возможной несогласованности действия родителей и педагогов могут быть разными.
Прежде всего недостаток знаний у родителей о закономерности развития детей, о трудностях, которые могут появиться по мере их роста и взросления, то есть психолого-педагогическая некомпетентность.
Следующее, не всегда осознанные действия родителей, воспитывающих своих детей так, как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. Однако такой подход становится не всегда эффективным.
Для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают его в семье, а в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического “поля”. Это необходимо и для сотрудников школы.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи работы с родителями:
- согласование ценностных основ воспитания - определение того, какие приоритетные ценности хотят привить ребенку взрослые;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей - определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться;
- согласование поведенческих воздействий в отношении детей - определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение, кому и как воздействовать на ребенка дома или в школе, чтобы добиться желаемых результатов.
3. Принципы и методы взаимодействия
Работа с родителями будет эффективной, если она строится с опорой на следующие принципы.
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Если родитель отказывается от взаимодействия, значит, у него есть на это причины.
Второй – это открытость или конгруэнтность – способность правильно оценивать свои переживания и согласовывать с ними свое поведение. Умение избегать негативного переноса на родителей. Это означает, что мы осознаем и принимаем свои чувства. А возникающие обиду, раздражение, злость и страх умеем исключить из процесса взаимодействия. Если родитель испытывает негативные чувства, это не означает, что работа с ним не перспективна.
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию различными способами. Если родитель не приходит на встречу, это означает, что его неправильно позвали.
Опираясь на рассмотренные принципы, нужно начинать работу с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала следует использовать знакомые и привычные способы общения, а по мере возникновения доверия включать менее знакомые методы, постепенно повышая активность родителей. Очередность методов можно представить следующим образом:
- Информационные методы : устные информационные сообщения, информационные тексты.
- Проблемные методы : “круглые столы”, детско-родительские мероприятия.
Информационные тексты дают родителям возможность не только получить возможные знания, но и осознать собственную позицию. Они должны быть краткими. Их можно разместить на стендах или оформить в виде бумажных вклеек в дневники. Это могут быть, например, возрастные особенности учащихся.
Устные информационные сообщения представляют собой короткие выступления на родительском собрании. Сообщение должно быть тщательно подготовлено. Надо себе представлять с какими мыслями или чувствами должны уйти родители с собрания. После этого подумать о содержании, которое позволит точнее реализовать вашу цель. Свое выступление подкрепите эмоциональными примерами. Они привлекут внимание родителей и сыграют свою роль.
Тема сообщения для родителей пятиклассников:
“Взаимодействие семьи и школы”.
“Первые проявления подросткового периода”.
Для родителей седьмых и восьмых классов:
“Возрастные особенности учащихся”.
Круглый стол
Этот метод более действенный, так как он дает возможность проявить активность тем, кто захочет это сделать. Круглый стол, в отличие от ранее рассмотренных форм дает возможность участникам не только получить полезную информацию, но и сравнить ее со взглядами других родителей; по новому оценить своего ребенка, увидеть новые аспекты его поведения. Итогом круглого стола является совместное формирование выводов по обсуждаемой проблеме. Круглый стол является оптимальной формой взаимодействия для создания общего воспитательного “поля” вокруг ребенка.
Детско-родительские мероприятия
Задача детско-родительских мероприятий – показать взрослым возможности ребят в общении, акцентировать внимание на наиболее значимых проблемах. Возможность увидеть одноклассников своего ребенка и понять его место среди них.
Детско-родительские мероприятия не менее важны для детей. Они позволят ребенку увидеть своих родителей с другой стороны – творческой, жизнеутверждающей. Чем больше активности проявляют родители, тем сильнее чувство гордости за них у детей.
Итак, мы рассмотрели активные методы работы с родителями. Главное не форма работы, а собственная активная позиция, которая предполагает высокий уровень самораскрытия, доверия к родителям. Все это позволяет добиться хороших результатов и наладить живой контакт родителей с детьми. Эффективное взаимодействие педагогов с родителями существенно облегчает решение многих проблем, которые возникают в школьной жизни.
4. Родительское собрание
Родительское собрание – это возможность наладить контакт с родителями.
Условно родительские собрания можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы.
Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года в соответствии с составленным планом и в случае возникновения какой-либо актуальной проблемы.
Зачем родители приходят на собрание?
- Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении (убедиться, что их ребенок не хуже других).
- Чтобы получить информацию об усвоении учебных программ, и, возможно, рекомендации на что следует обратить внимание, что необходимо отследить и проконтролировать.
- Чтобы составить свое впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.
- Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.
Родительское собрание обычно воспринимается родителями как формальное мероприятие. На родительском собрании повышается уровень тревожности у родителей: вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются в притаившихся подростков, со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Уровень открытости родителей на собрании минимален.
Группа родителей, с которой взаимодействует педагог, связана между собой только формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам. Родительский опыт у многих различен: у кого-то первый ребенок, у кого-то есть другие дети, кому-то помогают бабушки, кто-то воспитывает детей один. Очень важно понимать, что родители – это разнородная и разноплановая группа взрослых людей с различными взглядами и жизненным опытом. Поэтому важно сочетать формы работы, направленные на сплочение группы родителей, поиск точек соприкосновения и выработку некой общей позиции, с методами, помогающими родителям выражать их собственную точку зрения.
Школа часто формирует у родителей чувство вины, делая их ответственными за поведение и успеваемость их детей. Школьные успехи детей рассматриваются как показатели успешности их родителей: если мой ребенок хорошо учится, значит, и я хороший родитель. Или мы недостаточно хороши как родители, потому что наши дети недостаточно успешны.Задача педагога – создать для родителя ситуацию безопасности, проявляя уважение и принимающее отношение к родителям, безоценочное отношение к родительским мнениям и установкам. Очень важно, чтобы рекомендации и предложения были реалистичными и выполнимыми. Практическая рекомендация содержит ответ на вопрос “как?” Рекомендация не должна формулироваться “от противного”, например: “Не давите на детей”. Такая формулировка не содержит указаний на желаемое поведение. Возможный вариант такой рекомендации: “Чаще выражайте детям свою поддержку и любовь”. Давая родителям рекомендации, следует соблюдать предельную тактичность и осторожность. Для того, чтобы родитель внимательно отнесся к предложенным ему советам, начал им следовать, важно не осуждать его поведение, не давать ему отрицательной оценки. Лучше отказаться от употребления глаголов, означающих долженствование ( “должен”, “следует”, “нужно”, “обязан”), и заменить их более мягкими вариантами (“важно”, “хорошо если”, ”по возможности”, “имеет смысл”).
Необходимо учитывать, что родители рассчитывают свое время, и относиться к этому с уважением. Поэтому, если родительское собрание занимает слишком много времени, это может вызвать агрессивную реакцию со стороны родителей. Родительское собрание – это именно тот случай, когда краткость характеризует педагога с наилучшей стороны.
II. Практическая часть
1. Установление контакта
- Предоставить родителю возможность выговориться (не задавать вопросы, помолчать).
- Оказать эмоциональную поддержку: выразить понимание (“Это действительно обидно …,”, “Вы так много делаете для помощи ребенку…”).
2. Формулировка проблемы и запроса
Проблема – это описание трудностей, которые имеются у ребенка.
Запрос – это обращение за психологической помощью.
- Необходимо получить описание проблем ребенка (агрессивен – это не то; надо конкретно, что он делает: бьет детей, животных; мой ребенок ленивый – в чем это проявляется и как часто?).
- Выяснить у родителя, почему возникла трудность? Донести до родителя проблему ребенка: сначала говорим, что хорошо у ребенка, а потом говорим проблему.
- Чего бы вы хотели? – спрашиваем родителей.
- Я хочу, чтобы ребенок стал более общительный.
- Как вы это поймете, что он стал более общительный?
- У него появятся друзья.
На первом этапе работы запрос родителя переформулируется в диагностический: “Прежде чем помочь, нужно понять в чем причина”.
Запрос должен быть конкретный, сформулированный в утвердительной форме и поддаваться поведенческой оценке. Неудачный запрос: “Хочу, чтобы ребенок перестал плохо учиться”. Нет конкретной цели, неясно, как родитель поймет, что ребенок перестал плохо учиться. Пример удачного запроса: “Результатом работы для меня явится то, что ребенок будет получать четверки и пятерки”.
Локус жалобы – на что и на кого жалуется родитель.
Самодиагноз – что по мнению родителя является причиной затруднений. Самодиагноз и локус жалобы показывают степень ответственности, которую берет на себя родитель.
Для решения проблемы необходимо:
- Установить контакт с родителем.
- Выяснить проблему.
- Выяснить причину (почему возникли трудности).
- Общее понимание проблемы ( я вас понимаю, вы переживаете за ребенка, что у него нет друзей).
Формулировка гипотез о возможных причинах, имеющихся трудностей
Гипотеза
- Завышенная самооценка (диагностика).
- Не сформулированы коммуникативные навыки (наблюдение).
- Гиперопека (диагностика).
- Демонстративность (диагностика).
- Агрессивность (диагностика).
- Не умеет проявлять внимание (наблюдение).
Наблюдение учителя: он умеет общаться, но вы очень о нем заботитесь и он не нуждается в общении со сверстниками.
Девочка не слушается, с бабушкой плохие отношения.
Гипотеза
- Потребность ребенка в контакте с мамой.
- Смешение семейных ролей.
- Не сформулированы коммуникативные навыки.
- Гиперопека.
- Завышенные требования со стороны бабушки.
Для властолюбивых:
- ты не пойдешь в кино с классом.
- дать возможность ему быть главным, похвалить за дело.
Демонстративных надо игнорировать, им санкции не нужны. Показать пример, как другие слушают хорошо.
При неадекватном поведение родителей, надо увести их в кабинет.
Скандалят родители в школе, надо их возвысить: это хорошо, что вы так переживаете, не все так беспокоятся за детей.
Реагируем сначала на чувства, потом на содержание происходящего. Решать задачу надо только в контакте. Взаимодействие педагога и родителя наиболее точно отражается формулой: “Мы вместе помогаем детям”.
3. Рекомендация как метод работы с родителями.
Изначально надо объяснить проблему, потом давать рекомендации.
Критерии эффективной рекомендации:
- Эффективная рекомендация формулируется в утвердительной форме. Если рекомендация формулируется в отрицательной форме, она не дает образца желаемого поведения. Пример неудачной рекомендации: “Не кричите на ребенка”, лучше:
“Разговаривайте с ребенком спокойным голосом”.
- Эффективная рекомендация достаточно конкретна. Пример неконкретной рекомендации: “Уделяйте ребенку больше времени”, лучше: “Чаще хвалите ребенка”, или “Улыбайтесь ребенку”.
- Эффективная рекомендация должна быть реалистичной, то есть необходимо обсудить с родителем возможность ее выполнения.
Работа с рекомендациями строится в несколько этапов:
- Предоставление родителю информации о сущности проблемы.
- Формулировка рекомендаций. Лучше, если рекомендаций дается не много.
- Применение рекомендаций родителем.
- Обсуждение итогов применения рекомендаций (проводится на встрече, назначенный через определенный срок времени).
4. Организующая помощь.
Задача организующей помощи – стимулировать развитие у ребенка навыков самоорганизации и самоконтроля. Организующая помощь означает, что взрослый помогает ученику спланировать свою работу, но ни в коем случае не организует ее за ученика.
Организующие вопросы – это вопросы, которые не дают ребенку готовых ответов, а побуждают его задуматься над планированием собственной деятельности самостоятельно.
Варианты использования организующей помощи родителем:
1. Помощь в планировании выполнения задания.
- Как ты будешь решать эту задачу?
- Что ты сделаешь сначала, а что потом?
- Расскажи, как ты будешь выполнять это задание?
2. Помощь в организации собственной работы.
- Как ты думаешь, что тебе надо сделать?
- С чего ты начнешь?
- Как ты считаешь, сколько времени это займет?
- Как ты распределишь это время?
3. Помощь в осуществлении самоконтроля.
- Необходимо не указывать на недостатки и ошибки, а помогать находить эти ошибки самостоятельно. Это можно сделать следующими способами:
- Указание на наличие ошибки (указывается количество ошибок, строки и т.д.)
- Помогать понять обучающую роль ошибок.
- Привлечение ребенка к оценке собственной работы (удалось ли тебе достичь собственных целей?)
- Оценка ребенком выполнения задания по нескольким параметрам ( скорость, точность, правильность).
- Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через приобретение самостоятельности.
- Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений.
- Содействовать формированию положительного образа Я. Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что за воспитание ребенка в ответе семья и школа. Только совместные взаимодействия педагогического коллектива и родителей помогут ребенку в решении его проблем и сохранении психологического здоровья. Эффективное взаимодействие с родителями существенно облегчает решение многих проблем, которые возникают в школьной жизни.