Проект "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"

Разделы: Русский язык


План проекта

Наименование проекта Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся
Основные разработчики Учитель русского языка и литературы МОУ “ООШ №26” Гугунова Светлана Александровна, школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла.
Цели и задачи проекта Цель: создание пространства для формирования у обучающихся речевой компетентности через осознание эстетической ценности языка.

Задачи:

– создать условия для образного восприятия художественного текста;
– научить распознавать изобразительные средства языка;
– сформировать навыки выразительного чтения художественного текста;
– приобщить к осознанному чтению художественной литературы.

Сроки и этапы
  1. Поисковый. Постановка цели и определение путей ее достижения – 2010г.
  2. Аналитический. Вычленение проблем, изучение литературы и выделение приемов работы с художественным текстом – 2010г.
  3. Практический. 2011г. – 2013 учебный год.
  4. Презентационный. Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы – 2013 год
  5. Обобщающий. 2013 год
Перечень основных мероприятий
  1. Подбор и изучение литературы по теме.
  2. Изучение используемых в урочной деятельности
  3. приёмов работы с художественным текстом, с лексическим богатством русского языка, изобразительно-выразительными средствами русской речи.

  4. Организация внеклассной работы – кружок “Дар слова” для обучающихся 5-6 классов.
  5. Проведение школьных конкурсов чтецов.
  6. Создание элективного курса “Школа юного лингвиста”
Исполнители проекта Гугунова Светлана Александровна, обучающиеся 5-9-х классов
Ожидаемые результаты реализации проекта Обучающиеся:

– адекватно воспринимают текст, содержащий изобразительные средства языка;
– распознают изобразительные средства языка, обращают внимание на те элементы высказывания, которые имеют определённую эстетическую и языковую ценность;
– владеют элементарными навыками анализа художественного текста;
– соотносят изучаемые в основном курсе русского языка грамматические понятия с художественными средствами языка (понятиями, связанными с областью проявления эстетического потенциала разных языковых единиц);
– используют изобразительные средства языка в своей собственной речи.

Целевые группы Обучающиеся 5–9 классов, учителя русского языка и литературы и преподаватели других школьных предметов

Актуальность

Привлечение внимания обучающихся к эстетической функции языка – это одно из требований к преподаванию русского языка и литературы в школе. Основы филологического взгляда на художественный текст формируются в курсе русского языка в 5–9 классах. Уровень сформированности проявляется в устной и письменной речи обучающихся.

В современных условиях элементарные сведения об эстетической функции языка проверяются на экзаменах по русскому языку в 9 и 11 классах. Предполагается наличие у школьников не только определённых знаний в области эстетики языка, но и соответствующих умений и навыков, связанных с лингвопоэтическим анализом эстетически оформленного текста.

В учебном процессе художественный текст является объектом особого внимания обычно на уроках литературы. На уроках же русского языка эстетическая направленность языка теряется за трудоёмкой и важной работой по овладению грамотным письмом. Каждый учитель-словесник хорошо знает, что ежегодно на итоговой аттестации проверяются умения обучающихся, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём.

И почти каждый учитель русского языка испытывает неудовлетворение, оттого что за чередой грамматических разборов, правописания словарных слов и напряжённых ожиданий результатов очередного контрольного диктанта дети не видят в родном языке самого главного – удивительного богатства и красоты его, допускают в устной и письменной речи ошибки, искажающие смысл сказанного или написанного.

В письменных работах обучающихся часто встречается:

– несоответствие написанного текста теме;
– искажение фактического материала;
– нарушение последовательности изложения;
– бедность языка;
– однообразие лексического и грамматического строя.

Анализ письменных работ обучающихся обозначил первую проблему, вытекающую из противоречия между теоретическими знаниями и практическими умениями обучающихся: неумение использовать имеющиеся знания в практической деятельности.

На итоговой аттестации ежегодно проверяются умения, связанные с языковым анализом текста, с поиском изобразительно-выразительных средств, использованных в нём. При выполнении этого задания многие обучающиеся испытывают затруднения. Возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к знаниям обучающихся на итоговой аттестации и их фактическими знаниями. Появляется вторая проблема – несоответствие знаний обучающихся предъявляемым требованиям. Таким образом, внимание к эстетической стороне изучаемых явлений языка должно быть на сегодняшний день обязательным компонентом обучения русскому языку в школе.

Устранить противоречия и решить проблемы возможно при изменении подхода учителя-словесника к организации изучения русского языка.

Таким образом, я пришла к осознанию, что одним из требований к преподаванию русского языка в школе является формирование у обучающихся умения распознавать изобразительные средства языка и использовать их в своей речи. Одним из средств формирования этого умения является лингвоэстетический анализ художественного текста.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в том, что процесс обучения строится на принципе интеграции. Грамматические понятия, обязательные для усвоения в основном курсе русского языка, и понятия, характеризующие эстетический аспект художественного высказывания, изучаются на одном учебном материале. В процессе обучения у обучающихся формируется способность создавать грамотные речевые высказывания с использованием изобразительных средств родного языка. Интеграционная работа над изобразительными средствами языка проводится по схеме: восприятие образной структуры текста – лингвоэстетический анализ – репродуктивное использование рассмотренных изобразительных средств в речи (заучивание мини-текста наизусть, знакомство с произведением живописи, близким по содержанию др.) – осознанное использование изобразительных средств в своём высказывании.

Цели и задачи проекта

Цель проекта состоит в формировании у обучающихся речевой компетентности через осознание эстетической ценности языка, лингвоэстетический анализ художественных произведений.

К числу основных задач относятся:

– научить распознавать изобразительные средства языка;
– сформировать навыки анализа художественного текста;
– научить говорить, включая известные образные средства в собственное монологическое высказывание;
– приобщить к осознанному чтению художественной литературы.

Работа с проектом предполагает взаимодействие участников образовательного процесса. Взаимодействие участников образовательного процесса на каждом этапе показано в таблице. (Приложение 1)

Критерии достижения результата

Результативность работы можно оценить по следующим показателям:

– активное развитие у обучающихся языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности.
– сформированность у обучающихся потребности совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.
– положительно оценённый результат за высказывание на ГИА.

Промежуточные результаты

Результат совместной деятельности по формированию грамотного речевого высказывания с использованием изобразительных средств родного языка. (Приложение 2)

Целевые группы

Проект может применяться учителями русского языка и литературы для обучающихся общеобразовательных школ. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5). Он поможет проведению элективных курсов по языку. Работа по овладению навыками лингвоэстетического анализа предусматривает посильную помощь родителей их детям.

Приложение 6

Список использованных источников

  1. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи [Текст]: справочник-практикум / К.А. Войлова. – М., 2006. – 286с.
  2. Голуб И.Б. Основы культуры речи [Текст]: учебное пособие для 8-9 классов / И.Б. Голуб. – М., 2006. – 198с.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности [Текст]: сборник задач и упражнений / А.И. Горшков. – М., 2006. -123с.
  4. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы [Текст] / Г.М. Грехнева. – М., 2007.– 225с.
  5. Елистратов В.С. Словарь русского агро / В.С. Елистратов. – М.: ГРАМОТА. РУ, 2002..
  6. Львова С.И. Программа факультативного курса по русскому языку для 7–9 классов “Знай и люби родной язык” [Текст] / С.И. Львова // Информационный сборник МО РСФСР, 1990. – № 28. – 48-54.
  7. Мастерская “В помощь учителю. Русский язык” Московского центра Интернет – образования [Сайт].– Загл. с экрана. – Режим доступа: http: // www.center. fio. ru/
  8. Николина Н.А. Филологический анализ текста [Текст]: учебное пособие для студентов / Н.А. Николина. – М., 2003.– 316 с.
  9. Постникова И.И. Просто и занимательно о русском языке [Текст] / И. И. Постникова, И.М. Подгаецкая. – М., 2003.– 27 с.
  10. Словесник [Сайт].– Загл. с экрана – Режим доступа: http: // www. Slovesnik.ru/
  11. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурc]. –Загл. С экрана Режим доступа http: // www. megakm. ru/
  12. Фортунатов Ф. Избранные труды [Текст]: в 2-х т.: Учебно– методическое пособие / Ф.Ф. Фортунатов. – М.: Учпедгиз, 1956-1957. – 430 с.
  13. Шанский Н.М. О курсе “Русская словесность” на продвинутом этапе обучения (X-XI классы) [Текст] / Н.М. Шанский. – Русский язык в школе, 1994. – № 3. – С. 35–40.
  14. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи [Текст] / Л.И. Скворцов. – М., 2006.– 85с.
  15. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст] / Н.М. Шанский. – М., 2006.– 91с.
  16. Шанский Н.М. Лингвистические детективы [Текст] / Н. М. Шанский. – М., 2006.– 15с.