В.А. Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Каждый человек с удовольствием занимается тем, что ему интересно. Игровым элементам на уроке в этом отношении принадлежит заметная роль. Часто можно наблюдать, как ученик, равнодушно и пассивно работающий на обычных уроках, вдруг преображается, становится активным во время игры.
Опыт проведения уроков с элементами игры подсказывает, что они должны иметь место в процессе обучения. Цель каждой игры – развитие внимания, памяти, мышления, сообразительности, обобщения и закрепления знаний и навыков, полученных на уроках.
Игра должна проходить интересно, красочно, ей должно сопутствовать хорошее настроение. По результатам игры часто можно выставить некоторым ученикам оценки. Но оценки должны быть такими, чтобы в дальнейшем ученики не боялись игры и ждали следующую игру с радостью.
В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования. Стремление выиграть, набрать больше очков это – движущая мотивация деятельности ребенка.
Воспользовавшись опытом работы учителя географии Ворониной С.В. (ЦО “Вертикаль” №1748), я провожу на своих уроках игру “Кто хочет стать отличником”. Это одна из форм фронтального опроса. Игра проходит после изучения одной или нескольких тем, время игры 8–10 минут. Ребятам предлагается пять вопросов по изученному материалу. Форма опроса может быть в тестовой форме (с выбором ответа) или в форме вопроса, где требуется однозначный ответ. Каждый вопрос – 1 балл, время на ответ – не более 30 секунд. В игре участвует 5–6 человек. Для каждого участника свой набор вопросов по данной теме (т.е. одна презентация – один ученик). Остальные участники учебного процесса в это время про себя отвечают на эти же вопросы, чтобы в любую минуту проанализировать ответ и помочь отвечающему ученику.
По результатам игры ученику выставляется оценка, соответствующая набранным баллам.
Перед выставлением итоговых оценок за триместр в этой же игровой форме проводится зачет по теории.
Такую работу лучше начинать с 5-го класса, так как :
- Учащиеся не боятся такой формы опроса, происходит адаптация к обучению в средней школе, исчезает ситуативная тревожность
- Ребята учатся работать с учебником, выделять главную мысль, “читать” текст
- Воспитывается умение слушать и анализировать ответы одноклассников
- Растет мотивация к обучению
- Повышается интерес к предмету
- Происходит самореализация своих возможностей
- Развиваются творческие способности и мышление (ученики начинают сами придумывать вопросы по теме, составлять устные упражнения, подбирать логические задачи)
- Развиваются коммуникативные компетенции (переживание за одноклассника, моральная поддержка, радость за успех других ребят).
Таким образом, по итогам года накапливается банк теоретических вопросов в игровой форме. Далее эти задания можно использовать в классах старшей ступени и при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Учащиеся старших классов с удовольствием включаются в игру и повторяют материал необходимый для подготовки к экзаменам.
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов фронтального опроса презентацию “Сложение”. Приложение 1