Занятие для детей старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотических чувств через ознакомление с родным краем "Моя улица – улица Есенина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: знать название поселка (города), улицы, на которой находится детский сад.

Задачи:

  • познакомить детей с творчеством С.А.Есенина, в честь которого названа улица;
  • уметь ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улице Есенина;
  • обучать способам словообразования с помощью суффиксов (хлеб – хлебный, овощи – овощной и т.д.);
  • учить правильно употреблять в речи глаголы – возможные действия человека (парикмахера);
  • уметь различать предметы по существенным признакам, правильно называть их;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • воспитывать интерес к своему городу, ближайшему окружению.

Ход занятия

I. Вводная часть

Степашка (появляется под музыку). Здравствуйте, ребята. Я приехал из другого города – Москвы. Мне очень понравился ваш поселок (город), а вот название его я забыл.

Ответы детей

– Мне понравился и ваш детский сад, поэтому я к вам и заглянул.
– Как называется улица, на которой он находится, я не знаю.

Ответы детей

– Почему она так называется? Кто такой Есенин?

Ответы детей

– А вы, ребята, хотите узнать об этом человеке?

Ответы детей

II. Информационная часть

Воспитатель. Сергей Есенин – это поэт. Он жил давно, когда еще нас с вами не было. Он писал стихи для взрослых и детей, вот одно из них (читает стихотворение «Белая береза под моим окном...») Когда вы будете учиться в школе, познакомитесь с творчеством Сергея Есенина. Он был известным поэтом, написал много прекрасных стихов о нашей Родине, о природе, поэтому в его честь и назвали улицу. Степашка. А кто из вас, ребята, живет на улице, носящей его имя?

Ответы детей.
Воспитатель предлагает рассмотреть в окно многоэтажный дом или школу).

Воспитатель. Расскажите Степашке, в каком доме вы живете?

Дети описывают свой дом

– А для чего нужны дома?

Дети. Чтобы в них жить.

Воспитатель. А что было, если бы не было домов?

Дети. Людям негде было бы жить.

Воспитатель. Почему в городе есть такие высокие дома, а в нашем поселке нет?

Ответы детей.

Степашка. На вашей улице есть маленькие дома?

Дети. Да, есть.

Воспитатель. А вы, ребята, хотели бы рассказать Степашке, какие еще есть дома на нашей улице Есенина?

Дети. Да.

III. Проблемная часть

Дети подходят к фотографии с изображением продуктового магазина.

Воспитатель. Вы узнали, какое это здание? Для чего нужен магазин, какие продукты можно в нем купить? Кто работает в магазине? Что делает продавец?

Ответы детей.

– Вы знаете, что в магазине много разных отделов?

Ответы детей.

– Отдел, где продают молоко, – молочный отдел. А как называются отделы, где продают хлеб, рыбу, мясо, овощи?

Дети (перечисляют). Хлебный, рыбный, мясной, овощной.

Детям предлагается игра «Разложи по отделам». В роли продавцов различных товаров нужно раскладывать продукты по своим отделам.

Степашка. А для чего надо раскладывать продукты по отделам?

Ответы детей.

– А что было бы, если б все продукты в магазине находились в одном отделе?

Ответы детей

Физкультминутка (для глаз)

Воспитатель. Отправляемся дальше по улице Есенина. (Выставляется фотография парикмахерской). Как называется это здание?

Дети. Парикмахерская.

Воспитатель. А для чего она нужна?

Дети. Чтобы стричься.

Воспитатель. А как называется человек, работающий в ней?

Дети. Парикмахер.

Проводится игра «Назови действия парикмахера» (расчесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, закручивает на бигуди, закрепляет волосы лаком, одеколонит и т.д.)

Воспитатель. А что парикмахеру нужно для работы?

Дети. Инструменты.

IV. Стимулирование детских вопросов

Проводится игра «Отбери нужные предметы и назови их» Предметы находятся в сундучке, дети по одному достают их и рассказывают, для чего они нужны.

V. Символизация

Проводится игра «Мы – парикмахеры». Дети имитируют действия парикмахера.

Воспитатель. А что было бы, если б не было парикмахера на нашей улице?

Дети. Пришлось бы ходить в парикмахерскую далеко, даже ехать.

Воспитатель. Как хорошо, что парикмахерская на нашей улице. Идем дальше по улице Есенина. Перед нами здание аптеки. А для чего нужна аптека?

Дети. Чтобы покупать лекарства.

Воспитатель. А зачем нам лекарства? дети. Чтобы не болеть и быть здоровыми.

Степашка. А я знаю загадки, хотите загадаю?

Я под мышкою лежу,
И что делать, укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

Дети. Это градусник.

Степашка. Правильно. Слушайте следующую.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?

Дети. Это очки.

Степашка. Правильно. А зачем нам градусник и очки?

Дети. Чтобы мерить температуру и лучше видеть.

Воспитатель. Отправляемся дальше по улице Есенина, и что это перед нами? (Выставляется фотография школы.)

Дети. Это школа.

Воспитатель. А для чего нам нужна школа?

Дети. Чтобы в ней учиться.

Воспитатель. А как называются дети, которые в ней учатся?

Дети. Это школьники.

Воспитатель. А как называется человек, который учит детей?

Дети. Учитель.

Воспитатель. Когда вы подрастете, тоже пойдете в школу.

Детям предлагается игра-лабиринт «Дорога в школу».

Воспитатель. Наши зверюшки пошли в школу. Но вот беда, они не могут найти туда дорогу. Помогите им, пожалуйста.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением лабиринтов.

– Мы с вами были в школе, живем в детском саду. Как вы думаете, чем школа отличается от детского сада, чем похожа на детский сад?

Ответы детей.

– Вот видите, какой длинной была прогулка. Как вы думаете, наша улица длинная или короткая?

Дети. Длинная.

Воспитатель. А почему?

Дети. На ней находится много домов.

Воспитатель. Давайте вспомним какие.

Дети. Детский сад, магазины, школа, парикмахерская, аптека.

Воспитатель. Мы с вами еще не дошли до конца улицы Есенина, хотя и встретили на своем пути много интересного. В следующий раз мы продолжим прогулку по нашей улице.

Степашка. Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мне очень понравилось. До свидания, я еще обязательно к вам приду.

В конце занятия проводится музыкальная подвижная игра.

Литература

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3–4 лет. Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005, с.5.