Цель: знать название поселка (города), улицы, на которой находится детский сад.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством С.А.Есенина, в честь которого названа улица;
- уметь ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улице Есенина;
- обучать способам словообразования с помощью суффиксов (хлеб – хлебный, овощи – овощной и т.д.);
- учить правильно употреблять в речи глаголы – возможные действия человека (парикмахера);
- уметь различать предметы по существенным признакам, правильно называть их;
- развивать пространственную ориентировку;
- воспитывать интерес к своему городу, ближайшему окружению.
Ход занятия
I. Вводная часть
Степашка (появляется под музыку). Здравствуйте, ребята. Я приехал из другого города – Москвы. Мне очень понравился ваш поселок (город), а вот название его я забыл.
Ответы детей
– Мне понравился и ваш детский сад, поэтому я к вам и заглянул.
– Как называется улица, на которой он находится, я не знаю.
Ответы детей
– Почему она так называется? Кто такой Есенин?
Ответы детей
– А вы, ребята, хотите узнать об этом человеке?
Ответы детей
II. Информационная часть
Воспитатель. Сергей Есенин – это поэт. Он жил давно, когда еще нас с вами не было. Он писал стихи для взрослых и детей, вот одно из них (читает стихотворение «Белая береза под моим окном...») Когда вы будете учиться в школе, познакомитесь с творчеством Сергея Есенина. Он был известным поэтом, написал много прекрасных стихов о нашей Родине, о природе, поэтому в его честь и назвали улицу. Степашка. А кто из вас, ребята, живет на улице, носящей его имя?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает рассмотреть в окно многоэтажный дом или школу).
Воспитатель. Расскажите Степашке, в каком доме вы живете?
Дети описывают свой дом
– А для чего нужны дома?
Дети. Чтобы в них жить.
Воспитатель. А что было, если бы не было домов?
Дети. Людям негде было бы жить.
Воспитатель. Почему в городе есть такие высокие дома, а в нашем поселке нет?
Ответы детей.
Степашка. На вашей улице есть маленькие дома?
Дети. Да, есть.
Воспитатель. А вы, ребята, хотели бы рассказать Степашке, какие еще есть дома на нашей улице Есенина?
Дети. Да.
III. Проблемная часть
Дети подходят к фотографии с изображением продуктового магазина.
Воспитатель. Вы узнали, какое это здание? Для чего нужен магазин, какие продукты можно в нем купить? Кто работает в магазине? Что делает продавец?
Ответы детей.
– Вы знаете, что в магазине много разных отделов?
Ответы детей.
– Отдел, где продают молоко, – молочный отдел. А как называются отделы, где продают хлеб, рыбу, мясо, овощи?
Дети (перечисляют). Хлебный, рыбный, мясной, овощной.
Детям предлагается игра «Разложи по отделам». В роли продавцов различных товаров нужно раскладывать продукты по своим отделам.
Степашка. А для чего надо раскладывать продукты по отделам?
Ответы детей.
– А что было бы, если б все продукты в магазине находились в одном отделе?
Ответы детей
Физкультминутка (для глаз)
Воспитатель. Отправляемся дальше по улице Есенина. (Выставляется фотография парикмахерской). Как называется это здание?
Дети. Парикмахерская.
Воспитатель. А для чего она нужна?
Дети. Чтобы стричься.
Воспитатель. А как называется человек, работающий в ней?
Дети. Парикмахер.
Проводится игра «Назови действия парикмахера» (расчесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, закручивает на бигуди, закрепляет волосы лаком, одеколонит и т.д.)
Воспитатель. А что парикмахеру нужно для работы?
Дети. Инструменты.
IV. Стимулирование детских вопросов
Проводится игра «Отбери нужные предметы и назови их» Предметы находятся в сундучке, дети по одному достают их и рассказывают, для чего они нужны.
V. Символизация
Проводится игра «Мы – парикмахеры». Дети имитируют действия парикмахера.
Воспитатель. А что было бы, если б не было парикмахера на нашей улице?
Дети. Пришлось бы ходить в парикмахерскую далеко, даже ехать.
Воспитатель. Как хорошо, что парикмахерская на нашей улице. Идем дальше по улице Есенина. Перед нами здание аптеки. А для чего нужна аптека?
Дети. Чтобы покупать лекарства.
Воспитатель. А зачем нам лекарства? дети. Чтобы не болеть и быть здоровыми.
Степашка. А я знаю загадки, хотите загадаю?
Я под мышкою лежу,
И что делать, укажу.
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Дети. Это градусник.
Степашка. Правильно. Слушайте следующую.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
Дети. Это очки.
Степашка. Правильно. А зачем нам градусник и очки?
Дети. Чтобы мерить температуру и лучше видеть.
Воспитатель. Отправляемся дальше по улице Есенина, и что это перед нами? (Выставляется фотография школы.)
Дети. Это школа.
Воспитатель. А для чего нам нужна школа?
Дети. Чтобы в ней учиться.
Воспитатель. А как называются дети, которые в ней учатся?
Дети. Это школьники.
Воспитатель. А как называется человек, который учит детей?
Дети. Учитель.
Воспитатель. Когда вы подрастете, тоже пойдете в школу.
Детям предлагается игра-лабиринт «Дорога в школу».
Воспитатель. Наши зверюшки пошли в школу. Но вот беда, они не могут найти туда дорогу. Помогите им, пожалуйста.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением лабиринтов.
– Мы с вами были в школе, живем в детском саду. Как вы думаете, чем школа отличается от детского сада, чем похожа на детский сад?
Ответы детей.
– Вот видите, какой длинной была прогулка. Как вы думаете, наша улица длинная или короткая?
Дети. Длинная.
Воспитатель. А почему?
Дети. На ней находится много домов.
Воспитатель. Давайте вспомним какие.
Дети. Детский сад, магазины, школа, парикмахерская, аптека.
Воспитатель. Мы с вами еще не дошли до конца улицы Есенина, хотя и встретили на своем пути много интересного. В следующий раз мы продолжим прогулку по нашей улице.
Степашка. Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мне очень понравилось. До свидания, я еще обязательно к вам приду.
В конце занятия проводится музыкальная подвижная игра.
Литература
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3–4 лет. Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005, с.5.