“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
А.И.Куприн
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе.
Разнообразный лексический и фразеологический материал, на уроках русского языка, позволит в полном объёме сформировать у ученика представление о значении словарного слова, его употреблении в речи, развивать языковую интуицию.
На уроках русского языка необходимо использовать фрагменты текстов из художественной литературы, произведений устного народного творчества – это позволит учителю решать на уроках русского языка не только образовательные, но и воспитательные задачи.
К.Д.Ушинский неоднократно напоминал педагогам о том, что “хороший учитель как будто только и делает, что повторяет, а между тем он быстро движется вперёд”.
На уроках русского языка надо помогать ученикам вырабатывать умение пользоваться орфографическими и пунктуационными правилами и свободно применять их на практике в различных ситуациях, быстро и правильно ориентироваться в требованиях к заданиям (что и как нужно выполнять), самостоятельно развивать внимание, память, наблюдательность.
Цели урока:
– повторить и обобщить знания о предложении, находить главные члены предложения; развивать умение распознавать парные звонкие и глухие согласные, формировать умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом слове; формировать умение различать глаголы по числам и временам, отрабатывать умения распознавать однокоренные слова в тексте и выделять корень; развивать мышление, обогащать словарный запас.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
2. Чистописание.
Слайд № 2.
– Как вы понимаете пословицу?
3. Работа по теме урока.
а. Листочек с загадками. Читаем, вставляем пропущенные буквы, записываем отгадки.
– Какие слова лишние? Почему? На какое правило эти слова?
жёлудь – жёлуди
варежка – варежечка
б. Найдите в листочке словарные слова, запишите. Слайд № 3.
Словарь: медведь, заяц, воробей, морковь. (Ударение, безударная гласная).
– Какое лишнее слово? Почему?
в. Листочек с веточками сосны и ели. Слайд № 4.
– Какие деревья изображены? Расскажите.
– Читаем текст. Подчёркиваем главные члены предложения.
– На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражено подлежащее?
– На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражено сказуемое?
Мы идём по лесу. На тропинке попадаются сосновые шишки. Сосна уже давно сбросила их. А на ели ещё красуются зрелые шишки.
Слайд № 5.
4. Работа с учебником. Страницы 32-33, упражнение № 5.
Читаем задание. Вставляем пропущенные буквы, объясняем их написание, отгадываем загадки. Записываем в тетрадях.
А вот кто-то важный на беленькой ножке. Он с красной шляпкой, на шляпке горошки. Мухомор.
Слайд № 6.
Я стою на ножке толстой под коричневою шапкой с бархатной подкладкой. Белый гриб.
Слайд № 7.
Слайд № 8. Релаксация.
Многие из вас ходили в лес, собирали и подосиновики, и крепыши белые, и весёлые лисички и рыжики и разноцветные сыроежки, и мохнатые волнушки, и растущие кучками на старых пнях опята. Конечно, вы обращали внимание и на мухоморы с будто раскрашенными шляпками.
Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях. В разнообразном мире грибов есть и редкие виды. Только в нашей стране 20 редко встречающихся грибов занесены в Красную книгу.
Пойдёте в лес по грибы, не вырывайте их вместе с грибницей, не нарушайте моховой ковёр под деревьями. Не давайте оскудеть нашим грибным богатствам.
У нас на празднике выступал известный писатель.
Слайд № 9.
Опасно ходить поздним вечером по лесным дорожкам.
Слайд № 10.
5. Итог:
– На какие правила встретились слова?
– Какие значимые части слов выделили в названиях грибов?
– В каких предложения подчеркнули главные члены, указали время и число глаголов?
– Как построено второе предложение? Как ты думаешь, предостережение, заключённое в сказуемом, адресовано конкретному человеку или каждому?
6. Слайд № 11,12
.Ученик:
Пришла зима.
С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Ученик:
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.
Ученик:
А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
7. Работа с учебником. Страницы 32-33, упражнение №6.
Выпиши из текса:
– разные названия снежинок; слайд № 13.
– родственные слова к слову снег; слайд № 14.
8. Домашнее задание.
Страница 26 упражнение № 28.
Запиши предложение-скороговорку, подчеркни главные члены предложения. Укажи, какой формой глагола выражено сказуемое.
Работа в паре. Кто сумеет, не сбившись, быстро проговорить скороговорку?
9. Итог урока.
Слайд № 15.
Литература:
- Учебник “Русский язык” 3 класс. Л.Я.Желтовская. Часть 2. Издательство “Астрель”. Москва. 2010 . Планета знаний.
- “Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи”. 3 класс. Т.Г.Рамзаева, Л.П.Савушкина. Тетрадь №1. Издательство “Дрофа”, Москва, 2005.
- Поурочные разработки по русскому языку. О.Д.Дмитриева, Е.П.Фефилова. “ВАКО”, Москва, 2005.
- Энциклопедия. Что такое? Кто такой? Том № 1. Издательство “Педагогика”, Москва, 1990.
- Интернет ресурсы.
- Хрестоматия. Стихи и рассказы о родной природе. Николай Коростелов. Москва “АСТ – ПРЕСС книга” 2001.