Урок-ярмарка "Удивительный мир русский язык". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип: урок – ярмарка.

Цель: Закрепить ЗУН учащихся о существительном и прилагательном.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для закрепления знаний об имени прилагательном, существительном, подвести к четкому пониманию грамматических признаков имени прилагательного и существительного
  • Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Приемы ТРКМ: “Верные и неверные утверждения”,“Корзина идей”, синквейн

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра слайдов, Арка “Ярмарка”, жетоны, аудиозапись песни “Разноцветные ярмарки”, в исполнении В. Леонтьева.

Ход урока

I. Вызов.

Создать ситуацию успеха на уроке. (Приложение 1)

Дети:

Здравствуйте скажем руками.
Здравствуйте скажем глазами.
Здравствуйте скажем ртом:
“Здравствуйте!”
Станет радостней кругом.

Слайд 2

Бывают чувства у людей?
У рыбок, птичек и зверей?
Влияет без сомненья
На всех нас настроение.

II. Осмысление.

Учитель. Давайте улыбнемся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

– На доске буквы: А Р Я М А Р К. Соберите слово.
– Что означает слово ярмарка? Подберите к этому слову синонимы. (Базар, рынок.)

Слайд 3

У нас сегодня тоже ярмарка. Как вы думаете, что можно продавать и покупать на уроке русского языка? (Знания.)

(Под звуки песни В. Леонтьева “Разноцветные ярмарки” в класс входят скоморохи.) Приложение 2.

1. Добрый день, гости званные, желанные!
мы, купцы заморские, люди торговые.
Собрались мы на ярмарку на веселую, на старинную.
Давай проходи и других приводи!
Хоть сам я не пригож
Но товар привез хорош!

2. По всему белому свету
Пролегли от городов пути – дороженьки.
Как по этим путям – дороженькам идет слава
Про язык русский.
А как ты думаешь, что, сидя в этом классе,
Можно о русском языке сказать?

1. Все не все, мало ли много!
На ярмарке все можно!
Покупайте, продавайте!
И жетоны набирайте.

2. Тогда с аукциона и начнем!
Всем, кто приходит и всем, кто есть
Объявляем важную весть:
– Приехали к вам купцы заморские из далекой сторонушки
Удивительный мир русского языка продавать.

1. Здесь у нас аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше лучше знает,
Тот жетоны получает.

Учитель. Товар на аукционе называется лотом.

Я продаю, а вы покупаете. Мы должны на уроке повторить знания, умения и навыки.

А какая тема урока определите вы сами.

Откройте тетради, посмотрите на слова в минутке чистописания и определите тему урока. (Портфель, коричневый.)

Тема: “имена существительные и имена прилагательные”.

Выбирайте любой лот (дети выбирают цифры).

1. Прием “корзина идей”.

Поработайте в паре и вспомните все грамматические признаки имени существительного и прилагательного. (Каждая пара называет свой признак, а учитель составляет корзину идей.)

Существительное
– предмет
– кто? Что?
Часть речи
Изменяется по числам, падежам
Имеет постоянные призн: род, склонение
Подчиняет имя прилагательное
 Прилагательное
 признак предмета
Какой? Какая? Какое?
часть речи
 изм. по родам, числам, падежам
согласуется с существительным
 

Вот сколько мы знаем грамматических признаков о существительных и прилагательных и теперь попробуем применить знания на практике.

2. “Корректор”!

Кто такой корректор?

Человек, который исправляет ошибки. Проверьте текст на наличие ошибок.

Кислое и полезная клюква растет в болотах. Собирают ее поздний осенью. Самая, хорошея, сладкая ягода бывает весной, когда она полежит зиму под снегом. Весеннею краснаю клюкву парят в горшочьках и пьют с ней чай. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы!

(Проверка, сколько ошибок запишите цифрой) кислая, поздней, хорошая, весеннюю, красную горшочках. (6)

3. Замените, одним словом с шипящим на конце:

Двенадцать часов ночи – … полночь
Картина природы – … пейзаж
Глухое место – … глушь
Строительный материал – … кирпич
Рябчик, утки, глухари, тетерева – … дичь
Человек, выступающий в цирке – … циркач
Ювелирное украшение, которое прикалывают на платье или костюм – … брошь
Белый душистый цветок, расцветающий весной – … ландыш

Проверка. Прочитайте слова с ь , без него.

4. Продолжите:

  • Чтобы определить падеж имени существительного надо: ….
  • Чтобы определить склонение имени существительного надо: …
  • Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного надо: …

Физкультминутка.

5. Определите склонение имен существительных:

1-й ряд – 1 скл, 2-й ряд – 2скл, 3-й ряд – 3 скл.

Мудрость, лисица, надежда, зимовщик, медаль, трамвай,

сирень, белизна, плащ, салют, умница, доблесть, радио;

Сирота, кофе, какао, милашка, агент, профессор, львица, мышь.

Проверка.

6. Допишите окончания имен существительных, укажите склонение и падеж: (по рядам).

А) Ехал в трамва . , встал с постел . , застрял в болот . , писал в тетрад . , подарил Зо . .

Б) Котлеты из морков . , ехал по пустын . , родился в август . , летел в неб . , стоял на площад . .

В) гуляли в парк . , родился в июл . , жил в Муром . , рисовал в альбом . , железная дорога в Сибир

7. Синтаксический разбор предложения.

Солнечный луч? заиграл (на) оконном стекле.

8. Прием ТРКМ “Верные и неверные утверждения”.

У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите “+”, если не согласны “-”, если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

– Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
– Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
– Верите ли Вы, что род– это непостоянный признак?
– Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
– Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
– Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
– Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
– Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
– Верите ли Вы, что род у имени прилагательного во множественном числе можно определить?
– Верите ли Вы, что все имена существительные склоняются?
– Верите ли вы, что имена прилагательные изменяются по числам и падежам?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

9. “Мудрые мысли.

Учитель. Сегодня мы много повторяли. Чтобы эти знания прочно вошли в ваше сознание, я предлагаю вам заполнить тест.

(Раздать листы каждому.)

1. В какой группе собраны имена существительные одного склонения?

А) зелень, шампунь, камень
Б) гость, дядя, дедушка
В) лень, ленивец, ленивица
Г) озеро, ботинок, солнце

2. У какого имени существительного во множественном числе будет окончание – а?

А) чашка
Б) гнездо
В) портфель
Г) комната

3. Какое имя существительное имеет следующие признаки: м.р., 2 скл., в ед.ч., в П.п.?

Мороз – Синий нос барина чуть живого в городе из повозки выпустил.

А) Мороз
Б) в городе
В) барина
Г) из повозки

4. Где все признаки имени прилагательного указаны правильно?

Ветви лиственницы обвисли под тяжестью грузных клестов.

А) во мн.ч., в м.р., в В.п.
Б) во мн.ч., в м.р., в Р.п.
В) во мн.ч., в В.п.
Г) во мн.ч., в Р.п..

5. В каких падежах стоят имена существительные?

Заколол мужик гуся, сложил его в мешок и понес помещику.

А) И.п., Р.п., В.п., Д.п.
Б) И.п., В.п., В.п., Д.п.
В) И.п., Р.п., П.п., Д.п.
Г) И.п., Р.п., Р.п., Д.п.

III. Рефлексия.

Давайте посмотрим, кто больше продал товара? Жетоны обмениваются на “золото”.

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

– В завершении нашего урока попробуем проявить свое творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке. Попробуем составить синквейн.

(У детей памятки по составлению синквейна.)

Памятка.

  1. В первой строчке тема одним слово (падеж).
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных).
  3. Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы).
  4. Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

– И еще раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке.

Вы помните, что слово “синквейн” французского происхождения и обозначает “пять”.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на “отлично”.

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Приложение 3.