Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В работе дана структура урока открытия нового знания в 4 классе по теме “Правописание не с глаголами” по программе “ Начальная школа 21 века” . В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Научить любому умению, будь то умение кататься на велосипеде, умение читать и писать, умение управлять самолетом, при помощи слов, объяснением, невозможно. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа учеников. Причем не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового учебного материала, а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала. Существенно поменялась роль учителя. Учитель не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.
Цели урока
Образовательные:
- расширить знания детей о служебных частях речи;
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
- положительный и отрицательный смысл глаголов);
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда;
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение слушать товарищей;
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
Оборудование:
- блокноты у каждого ребёнка;
- цветной магнит;
- фломастеры;
- интерактивная доска;
- презентация.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.
Прочитайте. (Дети хором читают)
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)
Учитель: Что хотел сказать нам поэт?
Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного
II.
Языковая разминкаУчитель: Напишите первое предложение себе в тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его. Определите, какой частью речи является слово учите?
Дети: Глаголом
Учитель: Сравните свою запись с образцом. (Обращается к презентации. Слайд №3) Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?
Дети: О глаголе
III. Актуализация новых знаний
Учитель: Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №4)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?
Дети: не
Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?
Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.
Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?
Дети: Предлоги, частицы, союзы.
(Обратиться к эталонам с прошлых уроков)
Учитель: Какой частью речи является не?
Дети: Частицей
Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №5)
Дети: Не с глаголами пишется отдельно.
Учитель: Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.
Дети: Правописание частицы не с глаголами. (Тема записывается на доске)
Учитель: Прочитайте поговорки. (Обращается к презентации. Слайд №6)
Потчевать велено, а (не)волить грех.
Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
Плохо можется, коли (не)здоровиться.
Учитель: Напишите, выделенные глаголы, маркером у себя в блокнотах раскрывая скобки.
Поднимите блокноты. Варианты ответов вывешиваются на доске. Например: |
||
Не волить | Неволить | ? |
Не навидеть | Ненавидеть | ? |
Не здоровиться | Нездоровиться | ? |
IV. Выявление места затруднения
Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.
Учитель: В чём ваше затруднение?
Дети: Мы не знаем правило.
Учитель: Где мы можем найти и прочитать правило?
Дети: В учебнике.
V. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Прочитайте тему нашего урока. (На доске)
Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №7)
Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.
Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81
2. Вывести алгоритм действий. (Обращается к презентации. Слайд №8)
Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
(Обратиться к презентации. Слайд №9)
Существует ли такое слово в русском языке? Да.
Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.
Вывешиваем на доску.)
Существует ли такое слово в русском языке? Нет.
Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. (Это эталон.
Вывешиваем на доску)
Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?
Дети: Нет
Учитель: Как надо поступить в данном случае?
Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №10)
VI. Реализация построенного проекта
Учитель: А сейчас потренируемся. Посмотрим задания, которые нам предлагает автор учебника. Выполним упражнение 2 в печатной тетради на стр. 32. Работаем по алгоритму. Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно. Комментированное письмо с проговаривание по цепочке. Записать в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, ( не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать
(Обращается к презентации. Слайд №11)
VII. Первичное закрепление
Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.
Прочитай. Запиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.
Оправдался
– Что ты в школе … |
И д…вч…нок |
Натворил? |
(Не) др…знил |
– Я (не) дрался, |
И ч…рнила |
(Не) с…рил, |
(Не) разлил, |
И (не) бегал, |
(Не) валялся |
И (не) прыгал, |
На п…лу, |
И н…гами я |
Я ст..ял себе |
(Не) дрыгал, |
В углу. (В. Орлов) |
VIII. Самостоятельная работа
Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.
Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.
(Обратиться к презентации. Слайд №12) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть
IX. Включение в систему знаний. Повторение.
Выполнить упражнение 3 на стр. 82. Выписать из рассказа слова в три столбика. В первый слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.
в поле |
выходим |
не даёт |
с землёй |
соединяется |
не отстанет |
с тобой |
дойти |
не придёшь |
до того |
посмотреть |
|
у нас |
удаляется |
|
на неё |
отодвинется |
|
от нас |
пойдём |
|
на себя |
||
на шаг |
||
за нами |
||
на расстоянии |
Комментированное письмо. Один ученик у доски.
X. Рефлексия
Учитель: Какова тема урока?
Дети: Правописание не с глаголами.
Учитель: Чему мы учились? (Обращается к презентации. Слайд №13)
Дети: Учились правильно писать не с глаголами.
Учитель: Научились?
Дети: Да
Учитель: Оцените себя.
Детям предлагается лесенка. У кого нет ошибок в упражнении 2 стр. 81, ставят себя на верхнюю ступеньку, у кого одна, две ошибки на среднюю ступеньку, у кого больше двух на третью Каждый выходит с магнитиком и ставит свой магнитик на нужную ступеньку.
XI. Домашнее задание
Упражнение 4 на стр. 83 в учебнике. Запомнить слова. Подготовиться к словарному диктанту.
Упражнение 4 на стр. 33 в печатной тетради. (Обращается к презентации. Слайд №14)
Составить с каждым из глаголов словосочетание.
Учитель: Что такое словосочетание?
Дети: Два слова связанных по смыслу.
Учитель: Запишите домашнее задание в дневники.