Сегодня понятие “инновация” активно “входит” в нашу жизнь и широко внедряется в систему народного образования. Инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения. Использование инновационных технологий призвано упростить жизнь человека, обогатить и расширить его возможности.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед.
Особое место в дошкольном воспитательно-образовательном процессе отводится наглядным формам обучения. Демонстрация реальных предметов, различные картинки, карточки и схемы дают ребенку более полное представление о предмете и явлении, его свойствах и признаках. В нашем детском саду мы постарались значительно расширить рамки наглядного материала за счет использования компьютерных технологий.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.
В последнее время большинство родителей уделяют недостаточно внимания формированию чувственного опыта ребенка, обогащению его представлений об окружающей действительности. Взрослым кажется, что многие вещи являются для детей аксиомой, которую не надо доказывать.
А между тем, педагоги сталкиваются с тем, что ребенок, приходящий в дошкольное учреждение, не знает элементарных вещей, особенно это касается вербального определения явлений окружающего мира. У детей с общим недоразвитием речи такая проблема стоит намного острее из-за снижения познавательной активности. Следовательно, коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственно речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Подкрепить и значительно обогатить эту базу педагогам позволяет компьютер.
В последнее время в нашем детском саду на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий учителями-логопедами стала использоваться мультимедийная аппаратура. На данной аппаратуре мы показывали детям различные фрагменты познавательных фильмов о временах года. Использовались фильмы по тематике “времена года: весна, осень, зима”, рекомендованные для просмотра детям 5-7 лет. Данные фильмы представляют собой набор из 3-х дисков, соответствующих времени года: весна, осень, зима. Каждый диск имеет деления на подгруппы, соответствующие месяцу. Каждая подгруппа делится на фрагменты, длительностью 4-5 минут, посвященных определенному признаку времени года. Использование наглядности в виде познавательного фильма является незаменимым помощником при ознакомлении детей с каким - либо явлением природы, особенно в условиях города, где педагог лишен возможности реально продемонстрировать большинство явлений природы. Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала, даёт возможность педагогу соблюдать нормы СанПина при организации видеопросмотров.
При проведении занятия мы придерживались следующего плана:
1. Организационный момент: Используются варианты: сообщение темы занятия, отгадывание загадок или отбор картинок о соответствующем времени года и т.д.
2. Основная часть.
- просмотр фрагмента познавательного фильма;
- краткое обсуждение содержания (несколько основных обобщающих фраз о чем данный фрагмент).
3. Физминутка (речедвигательные упражнения, подобранные по тематике. Как правило используются физ минутки из программы Нищевой).
4. Более подробное обсуждение просмотренного фильма, подкрепленное картинным материалом. Закрепление знаний в игре.
5. Итог занятия.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
Нашей целью стало систематизировать и внедрить в свой коррекционно-образовательный процесс презентации, дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста. Это позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Для более эффективного использования ИКТ мы обобщили психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
Система логопедической работы с включением ИКТ предполагает:
- использование новых моделей компьютера;
- работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа).
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологи (материалы сайтов: www.pedsovet.org, www.logoped-st.ucoz.ru , www. mosdefektolog.ru, www. loqopedsovet2010.com) Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, речевых развлечениях используем мультимедийные презентации по лексическим темам.
Не секрет, что проблемой современного человека является тотальная занятость. Конечно, большинству взрослых не хватает времени для посещений консультаций, родительских собраний и других мероприятий. При этом родители заинтересованы в положительной динамике коррекционной работы. Следующая наша “находка” позволяет педагогу постоянно быть “на связи” с родителями. Мы создали в социальной сети “В контакте” группу “коррекция 652” и пригласили родителей наших воспитанников. Здесь мы непосредственно общаемся с родителями, отвечаем на их вопросы, сообщаем актуальную информацию. Особо хочется заметить, что интернет группа позволяет нам поддерживать отношения с нашими выпускниками.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Таким образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.
Литература
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. – 125 с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО “Модэк”, 2002.
4. Жукова П.С., Мастюкова Р.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.
5. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. С.47-55.
6. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с.
10. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
11. Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5, стр. 283-285.
13. Материалы сайтов:
www.pedsovet.org
www.logoped-st.ucoz.ru
www. mosdefektolog.ru
www. loqopedsovet2010.com