Данный урок изначально был задуман как урок-проект, ведь именно проектная деятельность помогает развитию личности ребёнка, формированию его социальной компетентности. Кроме того, благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.
При разработке проекта я опиралась прежде всего, на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно объяснять причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала.
Моя задача заключалась в необходимости добиться интеграции содержания образования, развить социальные практики с учётом психофизиологических особенностей детей. Реализация данной задачи позволила преодолеть господство чисто «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что и явилось конечной целью данного урока.
Проектная деятельность была направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Она помогла учащимся раскрыть свои творческие способности, объединить знания, полученные в ходе ученого процесса, приобщает учащихся черпать информацию из Интерната.
Работа над проектом «Нарушения деятельности нервной системы и их последствия» осуществлялась путем пошагового совместного проектирования всеми его участниками. Проектирование – специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого участника оригинальных новых решений, и в тоже время – это процесс коллективного творчества.
Специфика сельской малокомплектной школы такова, что подготовка и реализация подобных проектов требует привлечения так называемых тьютеров. Таковыми стали учащиеся десятого класса, которые осуществляли руководство работой микрогрупп, готовили и проводили все эксперименты. Помогали восьмиклассникам создавать свою часть компьютерной презентации.
Привлечение старшеклассников в качестве тьютеров вполне оправдано и с точки зрения организации образовательного процесса: имея значительный объём знаний по генетике, тьютеры помогали освещать проблемы, поставленные перед микрогруппами с точки зрения генетических изменений в организме человека.
Данный вид совместной деятельности и создал продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Усвоенные же детьми знания задают многочисленные возможности их использования в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, обеспечивая возможность применения школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Третьей составляющей данного урока стало системное обучение учащихся использованию многообразной палитры информационных ресурсов Интернет. Мы с учащимися находились на этапе так называемых целенаправленных проб. На этом этапе обучения работы с Интернет-ресурсами обозначилась стратегическая цель – обучить подростка целенаправленному поиску информации различными способами и научить оценивать информацию с точки зрения её организации и устройства. Приемы обучения – концентрация на самой информации, а именно, ознакомление с учебно-образовательными проектами, поиск дополнительной информации по теме урока. Акцент был сделан также на структурный и содержательный аспекты представления информации. Учащиеся должны были представить наработанную информацию в виде компьютерной презентации.
Позиция учителя – не навязывание подросткам определённого способа действия, а помощь в определении своего собственного, наиболее отвечающего их индивидуальным возможностям, направление учащихся на самостоятельную работу с информационными сообщениями, использование медиаобразовательных умений критического осмысления и интерпретации информации.
Творчество – высшая форма деятельности ученика. Поэтому учащимся удалась компьютерная презентация урока с авторскими разработками таблиц, схем, сопровождающиеся докладами по заданным темам проекта, частично почепнутым из Интернета.
Чтобы оценить эффективность проведённого урока необходимо применить определённую систему контроля, который и рассматривается как обратная связь. Обратная связь служит основанием для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль обеспечивает возможность анализировать свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки.
Таким образом, для того, чтобы получить информацию о результативности урока, необходимо осуществить внутреннюю обратную связь, то есть организовать самоконтоль ученика: осознание учащимися своих познавательных действий и их результатов. Поэтому учащиеся в конце урока получили лист обратной связи «Я – дело – результат». Который позволит им оценить свою деятельность в организации и проведении урока-проекта.
В настоящее время проверка знаний по биологии должна удовлетворять определённым требованиям: проводиться быстро, мобильно, разнообразными методами и приёмами, способствовать повышению самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся. Конкретное время и место проведения проверки определяется содержанием изучаемого на уроке нового материала. Его взаимосвязь с контролируемыми на уроке знаниями позволяет сделать проверку неотделимой от других частей урока. В данном случае проверка проводилась в процессе изучения нового материала: учащиеся по ходу урока, опираясь на уже имеющиеся и получаемые знания, должны заполнить рабочие карточки с различными вариантами заданий. Приведу один из вариантов рабочей карточки.
Рабочая карточка к уроку: «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». Вариант 1. Задание 1.Прослушав сообщение о вреде никотина, сформулируйте вывод, свою точку зрения обоснуйте. Задание 2. В предложенном тексте подчеркните в скобках правильный ответ. Грипп – это острая (вирусная, бактериальная) инфекция. Источником инфекции является больной человек. Особенно он заразен (в первые, последние дни болезни). Путь передачи (бытовой, воздушно-капельный). Вирусы гриппа (малоустойчивы, устойчивы) во внешней среде. Они хорошо переносят (низкие температуры, высокие температуры) и погибают (при кипячении, охлаждении). В период эпидемии применяют (лейкоцитарный интерферон, антибиотики). Задание 3. Работа в парах. Дайте обоснование гигиеническому правилу: нельзя находиться в помещении, в котором курят. Задание 4. Работа в парах. Ответить на вопрос повышенной сложности: Перечислите причины, приводящие к снижению продолжительности жизни. |
Таким образом, в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебный процесс, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Апробация данной технологии, показывает, что с использованием информационных технологий повышается эффективность эколого-биологического воспитания, создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры учащихся.
Необходимо только научить детей отделять главное от второстепенного и не нужного, научить их адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда и в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромной Вселенной.
(слайд 1)
Цели:
- учащиеся должны познакомиться с нарушениями деятельности н. с. и выявить их причины и механизм воздействия на неблагоприятных факторов на различные отделы н. с. и другие системы органов человека;
- научиться «предвидеть» возможные последствия неблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;
- учиться оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе.
Методы проведения урока:
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, эксперимент, сообщения учащихся);
- проблемные: частично-поисковый, исследовательский (работа в парах, оценка результатов анкетирования, проектные работы учащихся).
Оборудование: муляжи головного мозга, сердца, лёгких; компьютерная презентация урока;
для демонстрации опытов: пробирки, спирт, белок яйца, сигарета, окурок, раствор соды с индикатором.
Опережающее задание для работы в группах: (слайд 2)
1 группа: «Наследственные нарушения нервной системы и их причины».
2 группа: «Нарушения, связанные с неблагоприятными экологическими факторами».
3 группа: «Влияние алкоголя на организм».
4 группа: «Влияние никотина на подростка».
Группа тьюторов: подготовка и демонстрация опытов «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя», «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».
Ход урока
I. Постановка целей перед учащимися.
(слайд 3)
Учитель: на уроке мы должны:
- познакомиться с нарушениями деятельности нервной системы и факторами, вредящими здоровью;
- выяснить причины появления вредных привычек, рассмотреть механизм наркотического влияния на организм;
- доказать экспериментальным путём губительность алкоголя и никотина для живых клеток и всего организма;
- научиться предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества;
- дать оценку наличия вредных привычек в нашей школе и предложить меры предупреждения их распространения.
II. Вступительное слово учителя.
(слайд 4)
Валеология утверждает, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы:
- образ жизни, условия труда и проживания – 50%;
- генетика – 20%
- внешняя среда, экология – 17-20%;
- здравоохранение – 8-10%;
Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но всё-таки по большей части наше здоровье зависит от нас, поэтому давайте рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому мы можем противостоять.
Итак, сейчас мы можем с вами оценить исследовательскую работу, проведенную учащимися 8 кл. в микрогруппах.
1-я микрогруппа занималась изучением и подбором материала, связанного с наследственными нарушениями нервной системы, а также влиянием бактериальных и вирусных инфекций на организм человека.
Отчёт микрогруппы. (слайды 5, 6)
2-я микрогруппа изучала нарушения, связанные с влиянием неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека.
Отчёт микрогруппы. (слайд 7)
3-я микрогруппа занималась изучением влияния алкоголя на подростка.
Разобраться в этом сложном вопросе им помогали учащиеся 10 кл., которые более детально изучали данную социальную проблему на элективном курсе «Здоровый образ жизни».
Отчёт микрогруппы (слайды 9-12)
Наши тьюторы охарактеризуют влияние алкоголя на отделы нервной системы, покажут незаметный переход человека от пьянства к алкоголизму.
Для того, чтобы вы убедились в губительном воздействии алкоголя на все структуры человеческого организма ваши наставники продемонстрируют нам опыт, показывающий изменение свойств белков при воздействии на них алкоголя.
Демонстрация опыта «Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».
Цель опыта: показать учащимся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта: в две пробирки налить по 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл. воды, а в другую столько же спирта 80-90%.
Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легко растворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, так как спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда туда поступает алкоголь высокой концентрации?
Учащиеся отвечают.
Представители вашей микрогруппы конкретизируют влияние алкоголя на сердечно – сосудистую систему и расскажут о результатах анкетирования, проведённого в старшем звене нашей школы «Моё отношение к алкоголю». (слайды 13-14)
Учитель: Алкоголь поступает в кровь через несколько минут после его приёма и циркулирует в ней от 5 до 7 часов. Он возбуждает н. с. и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Давайте обратим внимание на причины, которые сподвигают подростков к употреблению алкоголя. Эти причины , были названы в результате проведенного социологического исследования. (слайд 15)
4-я микрогруппа занималась исследованием влияния никотина на подростка.
Наши помощники расскажут нам о составе табачного дыма и об изменениях, происходящих с заядлыми курильщиками, начиная от изменения внешности до самых серьёзных заболеваний лёгких. (слайды 16-18)
Чтобы не быть голословными тьюторы предлагают вам опыты, которые дадут полное представление о сложном составе табачного дыма.
Демонстрация опыта «Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина»
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие смол, кислот, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их, в фильтре окурка тёмно-коричневого цвета осталась часть смол никотина. Образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром исчезает под действием кислот, появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Вопрос учащимся: Как влияют на организм человека, продукты, образующиеся при курении?
Учащиеся отвечают.
Следующий участник микрогруппы более подробно остановится на пагубном влиянии никотина на сердечно- сосудистую и дыхательную систему. (сайды 19-22)
Учитель:
Итак, курение или здоровье- выбирайте сами. В табачном дыму определено около 300 вредных веществ.
Только никотин способен вызвать сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления напряжённой работе сердечной мышцы.
Никотин усиливает свёртываемость крови, это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Это увеличивает риск заболевания инфарктом миокарда.
Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.
5-я микрогруппа изучала проблемы наркомании и токсикомании в современном мире.
Они и расскажут о действии наркотических веществ на организм человека. (слайды 23-32).
Учитель:
Наркомания – необычная болезнь. Это скорее людской порок, тотальное поражение личности, которое сопровождается разрушением физического и психического здоровья.
Её последствия необратимы. Это означает, что те изменения, которые произошли в психике, физиологии, образе жизни человека в результате злоупотребления наркотиками, не оставляют надежды на возврат к нормальной жизни. Редко кому удаётся «соскочить с иглы». По медицинским данным средняя продолжительность жизни наркомана составляет 7-10 лет, если он не умрёт на 6-8 месяце после начала регулярного приёма наркотиков. Сократить этот срок «помогают» сопутствующие, неизменно возникающие заболевания: СПИД, гепатит, туберкулёз, обострение уже имеющихся хронических заболеваний. Кроме того, токсическое воздействие наркотических веществ на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого человека. Так ,что умей сказать нет. (слайды 33-34)
Наркотик – беда 21 века,
Нам надо спасти от неё человека,
Спасти непременно, прямо сейчас,
Иначе погубит,
Погубит всех нас!
Лена Попова 9 класс (слайд 35-36)
Общие выводы урока. (слайд 37)
Здоровый образ жизни уменьшает риск возникновения нарушений нервной системы.
Благоприятная экологическая обстановка уменьшает возможность наследственных нарушений деятельности нервной системы.
Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания ухудшают социальную обстановку в стране, обрекают на гибель или болезни будущие поколения россиян.
Необходима активная пропаганда против вредных привычек.
Учитель:
В заключении учащиеся 8 класса инсценируют шуточный рассказ органов человека о себе, своём самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить:
Сердце.
Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.
Лёгкие.
Ой, мы бедные, сожжённые совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам - страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше ход.
Головной мозг.
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет променял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Всё от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
где был мир идей, теперь там тьма.
(слайд 38)
Учитель:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меры окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе…
(Проводится рефлексия, выставляются и комментируются оценки).
В ходе урока учащиеся заполняют рабочую карточку. (Приложение 1)
В конце урока заполняется «Лист обратной связи». (Приложение 2)