В работе используется преентация (Приложение 1).
(слайд 2) Нередко из уст школьника можно услышать: «А зачем нам изучать математику? Цифры мы знаем, считать умеем, а ошибки исправит компьютер! В этом «зачем» порой скрывается и нежелание учиться, и непонимание учеником конечной цели обучения. Наша школа часто является школой памяти, а ученик вынужден лишь озвучивать учебник, поскольку умные, но чужие мысли не стали его собственными. В итоге выпускники школы, даже обладая знаниями по предмету, не могут их продемонстрировать, связно и логично изложить, а зачастую испытывают трудности при самом процессе мышления. (слайд 3) Современная школа находится в постоянном творческом поиске. Как справиться с ситуацией тотальной математической безграмотности наших учеников? Безграмотности не только вычислительной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их гражданской позиции, нравственных качеств, развитие их мыслительных способностей. В концепции модернизации общего образования вполне своевременно вводится понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках математики.
Это особенно актуально в связи с переходом общества от индустриального к постиндустриальному. Теперь стало важным, чтобы наши ученики были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. (слайд 4) Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня
(слайд 5) Анализируя поставленные цели, мы можем сказать, что на первый план подготовки личности, ориентированной на самореализацию в процессе общения, выходит необходимость формирования коммуникативной компетенции, что способствует более тесной связи предмета с жизнью. Но на практике учителя математики сталкиваются еще с одной проблемой: математика как учебный предмет не всегда вызывает интерес. (слайд 6) Опыт работы подсказывает, что один из путей разрешения сложившегося противоречия-проблемный подход в обучении математике. При реализации данного подхода учитель создаёт условия для осмысленного, а не формального усвоения знаний учащимися, для формирования их коммуникативной культуры.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития рассмотрено в трудах Бабанского, Гальперина, Лернера. Наиболее полное определение этого понятия даёт М.И. Махмутов, труды которого стали теоретической базой моего опыта.
Обучение называется проблемным не потому, что весь учебный материал дети усваивают путём самостоятельного решения. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность, и выполнение заданий. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором присутствует систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся. (слайд 7) Система методов и приёмов, которые учитель использует при проблемном подходе, очень разнообразна. Выбор средств обучения зависит от целеполагания и материала урока. Но первостепенное значение занимает эвристическая беседа, проблемное изложение материала, постановка и разрешение проблемной ситуации.
Писатель, мыслитель, педагог Л.Н.Толстой утверждал: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием мысли, а не памяти»
(слайд 8) Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок для более рационального развития общеучебных и предметных умений? Завладеть вниманием современных учеников непросто. Их нужно удивить и заинтересовать. Немалая роль при этом отводится технологии проблемного обучения, в частности, использованию проблемной ситуации. (слайд 9) Приёмы проблемного изложения знаний происходит на трёх этапах урока:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- «Открытие» нового знания
(слайд 10) Существует несколько способов постановки проблем на уроке:
- Создание проблемной ситуации
- Проблемный диалог
- Сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
Рассмотрим эти способы. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В её основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
В подводящий проблемный диалог могут входить и репродуктивные задания, и мыслительные (проанализируй, сравни), но ответом на последний вопрос станет формулировка темы или целей урока. И, наконец, третий путь постановки проблемы заключается в сообщении интригующего материала, так называемого «яркого пятна» (это может быть сказка, интересная старинная или практическая задача, различные точки зрения математиков на одну проблему)
(слайд 11) Главное, с чем нужно определиться учителю: какова тема урока (иногда она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание.