Рекомендации родителям по преодолению оптической дисграфии

Разделы: Работа с родителями

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: оптическая дисграфия, замены букв, письменная речь


Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии:

Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:

- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);

- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);

- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".

Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.

- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)

Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:

  • сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш - 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п - короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.
  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
  • предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
  • отгадывание буквы, построенной другим;
  • реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;
  • "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;
  • нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре

(- Б, Т, Г, Р, Ф;

 - В, Р, Ь, Ъ, Ф;

- Ж, Х, Т, Г, У, К)

  • лепка смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
  • вырезание букв из бумаги или картона;
  • обводка контуров букв;
  • раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
  • письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);
  • узнавание и последующее называние недописанных букв;
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
  • называние рядом написанных сходных по описанию букв;  
  • на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
  • письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами

Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв:

- развитие ориентировки в окружающем пространстве;

- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;

- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;

- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;

- перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;

- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.

Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Список литературы.

1. Лозбякова М.И. "Учимся правильно и чётко говорить".- М, 2003г.

2. Парамонова Л.Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.

3. Парамонова Л.Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.