Цели: совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся, поисково-исследовательского метода, аналитического мышления, развитие памяти, кругозора.
Задачи: отработать умения строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости (карте); находить объекты на карте; формирование умения применять свои знания на практике; развивать интерес к изучению естественно-математических наук.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
«Дорогу осилит идущий, а математику –
мыслящий».
«Математика – царица всех наук…»
III. Актуализация знаний
См: Новый материал
– Под каким углом пересекаются координатные
прямые х и у, образующие систему
координат на плоскости? (Под прямым углом)
– Как называют каждую из этих прямых?
(Координатные прямые – x и y).
– Как называют точку пересечения этих прямых?
(Начало координат).
– Как называют пару чисел, определяющих
положение точки на плоскости? (Координата)
– Как называют первое число? (Абсцисса)
– Как называют второе число? (Ордината).
– Расскажите, как найти абсциссу и ординату
точки на координатной плоскости.
– Как построить точку по ее координатам?
Координатные четверти.
IV. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем строить
координатные оси, отличать точки по заданным ее
координатам, определять координаты точек,
отмеченных на координатной плоскости.
См : http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21d426ee-0e03-4a6b-b269-73de94491fa4/view/
V. Работа над задачей № 1393
Постройте координатные прямые х и у и отметьте точки:
А (2; 8); В (3; – 4); С (– 4; 5); Д (– 3; – 7); Е (0; 5); М (0; – 5); К (5; 0); N (– 5; 0).
– Какие точки лежат в первой четверти?
– Какие точки лежат в третьей четверти?
Четвертой четверти? (Какие у них абсциссы и
ординаты?)
– Какие точки лежат на координатной прямой Х?
– Какие точки лежат на координатной прямой У?
VI. Закрепление изученного материала
– Укажите четверть, в которых абсцисса точки
принимает отрицательные значения, а ордината –
положительные значения.
– В какой четверти абсцисса и ордината принимает
только положительные значения?
Физкультминутка
– Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра.
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
VII. Повторение изученного материала
№ 1392. Возьмите географические карты и назовите широту и долготу городов:
Москва – …(),
Киев – …(),
Берлин – …() .
См: Физическая карта восточного полушария Земли
Работа по вариантам. Постройте фигуры на координатной плоскости последовательно соединив точки.
I Вариант (кораблик)
А (2; 0); В (4; 3); С (0; 9); Д (– 1; 9); Е (– 4; 9); F (– 3; 8); M (– 4; 7); N (– 1; 7); H (– 1; 3); K (– 5; 3); P (– 3; 0); S (2; 0).
II Вариант (утка)
А (3; 0); В (1; 2); С (3; 5); Д (1; 7); Е (– 3; 6); F (– 5; 7); M (– 3; 4);
N (– 6; 3); H (– 3; 3); K (– 5; 2); P (– 5; – 2); S (– 2; – 3); R (–
5; – 4); L (1; – 4) W (3; – 3); T (6; 1); Y (3; 0);
Глаз (– 1; 5).
Самостоятельная работа. Часть 1
Исторические сведения
Идея задавать положение точки на плоскости с
помощью чисел зародилась в древности – прежде
всего у астрономов и географов при составлении
звездных и географических карт, календаря.
Уже в II в. древнегреческий астроном Клавдий
Птолемей пользовался широтой и долготой в
качестве координат.
В XVII в. французские математики Рене Декарт и Пьер
Ферма впервые открыли значение использования
координат в математике.
Описание применения координат дал в книге
«Геометрия» в 1637 г. Рене Декарт, поэтому
прямоугольную систему координат часто называют
декартовой. Слова «абсцисса», «ордината»,
«координаты» первым начал использовать в конце
XVII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц.
VIII. Подведение итогов урока
– Сколько чисел нужно знать, чтобы задать
положение точки на координатной плоскости?
– Как называют пару чисел, определяющих
положение точки на плоскости?
– Как называют первое число?
– Как называют второе число?
– Где мы сталкиваемся с координатной плоскостью?
См: Слайд-резюме№1,
Справочник
IX. Домашнее задание
Придумать рисунок на координатной плоскости (по желанию)
Список литературы:
1. Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд Математика 6 – М: Мнемозина, 2010 г.
2. А.С. Чесноков, К.И Нешков Дидактические
материалы по математике для 6 класса – М:
Классикс стиль, 2011.
3. Д.Ф. Айвазян Математика 6 класс:
поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я и др. в
3-х частях, Волгоград: Учитель АСТ, 2007.
4. В.В.Выговская Поурочные разработки
по математике к учебному комплекту НЯ. Виленкина.
6 класс, – М., «ВАКО», 2008.
5. Математика, тесты для промежуточной
аттестации 5-6 класс, Ростов-на-Дону, «Легион-М» 2009.