Класс: 1
Программа: «Школа 2100»
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык (первые уроки): 1 класс: Учебник русского языка для четырехлетней школы.- М.: Баласс, 2010.
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. – М.: Баласс, 2010.
Тема: Перенос слов.
Цель: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: карточки со словами, ТСО, запись грамматической сказки, компьютерная презентация к сказке, карточки с цифрами, таблица «Правила переноса слов».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфоэпическая тренировка.
Работа по карточкам.
(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить ударение.)
I вариант: Договор, заржаветь, каталог, комбайнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.
II вариант: Намерение, петля, процент, шофер, досуг, маляр, красивее, газопровод, сантиметр.
1. Взаимоконтроль.
Дети меняются заданиями с целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой, на доске.
2. Хоровое произношение слов по вариантам с выделением ударного слога.
ІІІ. Работа над каллиграфией.
1. Работа по рисунку (тетрадь с.9)
- Догадайтесь, куда спешит улитка?
- Какие буквы живут в этом домике? (Ы, Ъ, Ь)
- Нарисуйте улитку на строчке.
- Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (Ъ, Ь, Ы)
- Есть ли такие заглавные буквы?
- Буквы Ъ, Ь, Ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на соединения с другими буквами.
2. Грамматическая сказка.
(Сказка слушается в записи с показом компьютерной презентации, созданной по рисункам учеников.)
ДВА БРАТЦА
Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали Мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой твердой косичкой – Твердым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали в удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в буквы.
Понравилось братьям в этой стране, и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.
С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.
Хоть и были Ъ и Ь родными братьями, но характеры имели разные. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчить.
Он очень вежлив, Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить.
Он все старается смягчить.
А Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Там, где он появляется. Слышалась четкость.
Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почетное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:
- Друзья! Ваш разговор никчемные слова, - услышав этот спор, сказала А,
- Вы оба хороши, достойны чести, когда стоите в нужном месте.
И указала Мягкому и Твердому знакам их законные места. И с тех пор они никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.
3. Работа в тетради с.9.
- Какую роль в словах играют буквы Ъ и Ь?
- Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные.
- В каких словах букв и звуков поровну?
- Запишите слова, диктуя их по слогам.
- Подчеркните мягкий и твердый знаки.
4. Работа с загадкой.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль – моль)
- Назовите слова с Ъ и Ь. Определите роль мягкого и твердого знаков в этих словах.
- Запишите в тетрадь название слова, подчеркните Ъ и Ь.
(Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова.)
Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.
5. Упражнения для самоконтроля.
- Пусть самая красивая буква из трех (Ы, Ъ, Ь) встретит улитку в домике
(Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.)
Гостей всегда мы рады встретить,
Приветить, чаем напоить
И самым лучшим одарить –
С таким законом надо жить!
- Как вы думаете, будет ли Улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(Ходьба на месте.)
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
(Поднимание и опускание рук.)
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
(Бег на месте.)
Зернышки покушали,
Тишину послушали.
(Дети тихо садятся на свои места.)
ІV. Словарная работа.
1. Выпишите из стихотворения П.Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, а надо запомнить.
Запись на доске:
На столе у малыша
Три цветных карандаша,
Выбирай себе любой:
Красный, желтый, голубой.
Мальчуган нашел тетрадь,
Стал в ней домик рисовать.
Запись в тетрадь: Карандаш, голубой, желтый, тетрадь, рисовать.
- Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать?
- Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».
- Какие слова отвечают на вопрос, «какой?».
- Назовите слова, отвечающие на вопрос «что делать?»
2. Работа по учебнику с.18 – 19.
- Какие слова составили ученики?
(Корова, собака, мяч.)
- Правописание этих слов надо запомнить.
3. Инсценирование сказки «Почему слово собака нужно писать с буквой о»
- Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.
- Ну, хорошо, - сказала ей, - будем писать тебе «бока».
- Нет, я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака.
- Я не хочу так называться! Я просто хочу писать с «о» бака. А потом просто собака. Так до сих пор пишут.
(По О.Соболевой)
4. Сравните написание слов:
ночь |
мяч |
|
речь |
врач |
|
дочь |
грач |
-Чем отличаются слова?
- Запомните эти написания.
V. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
- Сколько слогов может быть в слове?
- Как определить, сколько в слове слогов?
2. Игра «Молчанка».
У детей карточки с цифрами 1,2, 3. Учитель называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов.
Обед, что, топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шел, ягода.
VІ. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строчке не хватает?
(Мы перенесем это слово.)
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь? Чтобы вы предложили?
- Сегодня на уроке вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
VII. Ознакомление с новым материалом.
1. Работа на доске под руководством учителя.
- Запишите предложение: Бродит стадо по лугам.
- Разделите каждое слово на слоги.
(Ученики карандашом проводят вертикальные линии:
Бро/дит ста/до по лу/гам.)
- Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую.
(Показываю запись выполненную заранее:
Бро – дит ста – до по лу – гам.)
2. Заучивание правила.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро - дит ста - до по лу - гам.
3. Проблемный вопрос.
- Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?
- Почему нельзя?
4. Определите количество слогов в словах и ответьте, можно ли перенести эти слова с одной строки на другую: моя, яма, семья?
Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.
5. Упражнение 18, с.18(по заданиям учебника.)
Физкультминутка
Гриб
Гриша шел – шел – шел.
Белый гриб нашел.
Раз – грибок (наклоны),
Два – грибок (наклоны),
Положил их в кузовок.
6. Работа по таблице «Правила переноса слов».
- Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ
Нужно переносить |
Нельзя переносить |
груп – па кас – са пись – мо отъ – ехал май – ка зай – ка |
су – ббота алл - ея ма – льчик об – ъехал ле – йка ча – йка |
- Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.
7. Упражнение в делении слов для переноса.
Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса.
VIII. Закрепление пройденного.
1. Упражнение 19, с.19 (по заданию учебника).
Дополнительные вопросы:
- Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?
- Разделите устно слова третьего предложения для переноса.
IX. Рефлексия.
Метаграмма:
- Какие слова зашифрованы? О каких словах идет речь?
С ч над морем я летаю, (чайка)
С г в машинах я бываю, (гайка)
С м меня ты надеваешь, (майка)
С л собаку называешь. (Лайка)
- Разделите эти слова для переноса.
- Прочитайте в тетради на зеленой полосе слова и расскажите о правилах переноса.