ИКТ на уроке русского языка "Перенос слов"

Разделы: Начальная школа


Класс: 1

Программа: «Школа 2100»

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык (первые уроки): 1 класс: Учебник русского языка для четырехлетней школы.- М.: Баласс, 2010.

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. – М.: Баласс, 2010.

Тема: Перенос слов.

Цель: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: карточки со словами, ТСО, запись грамматической сказки, компьютерная презентация к сказке, карточки с цифрами, таблица «Правила переноса слов».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфоэпическая тренировка.

Работа по карточкам.

(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить ударение.)

I вариант: Договор, заржаветь, каталог, комбайнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.

II вариант: Намерение, петля, процент, шофер, досуг, маляр, красивее, газопровод, сантиметр.

1. Взаимоконтроль.

Дети меняются заданиями с целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой, на доске.

2. Хоровое произношение слов по вариантам с выделением ударного слога.

ІІІ. Работа над каллиграфией.

1. Работа по рисунку (тетрадь с.9)

- Догадайтесь, куда спешит улитка?

- Какие буквы живут в этом домике? (Ы, Ъ, Ь)

- Нарисуйте улитку на строчке.

- Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (Ъ, Ь, Ы)

- Есть ли такие заглавные буквы?

- Буквы Ъ, Ь, Ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на соединения с другими буквами.

2. Грамматическая сказка.

(Сказка слушается в записи с показом компьютерной презентации, созданной по рисункам учеников.)

ДВА БРАТЦА

Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали Мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой твердой косичкой – Твердым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали в удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в буквы.

Понравилось братьям в этой стране, и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.

С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.

Хоть и были Ъ и Ь родными братьями, но характеры имели разные. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчить.

Он очень вежлив, Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить.
Он все старается смягчить.

А Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Там, где он появляется. Слышалась четкость.

Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почетное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:

- Друзья! Ваш разговор никчемные слова, - услышав этот спор, сказала А,

- Вы оба хороши, достойны чести, когда стоите в нужном месте.

И указала Мягкому и Твердому знакам их законные места. И с тех пор они никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.

3. Работа в тетради с.9.

- Какую роль в словах играют буквы Ъ и Ь?

- Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные.

- В каких словах букв и звуков поровну?

- Запишите слова, диктуя их по слогам.

- Подчеркните мягкий и твердый знаки.

4. Работа с загадкой.

 Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль – моль)

- Назовите слова с Ъ и Ь. Определите роль мягкого и твердого знаков в этих словах.

- Запишите в тетрадь название слова, подчеркните Ъ и Ь.

(Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова.)

Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.

5. Упражнения для самоконтроля.

- Пусть самая красивая буква из трех (Ы, Ъ, Ь) встретит улитку в домике

(Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.)

Гостей всегда мы рады встретить,
Приветить, чаем напоить
И самым лучшим одарить –
С таким законом надо жить!

- Как вы думаете, будет ли Улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
(Ходьба на месте.)
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
(Поднимание и опускание рук.)
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
(Бег на месте.)
Зернышки покушали,
Тишину послушали.

(Дети тихо садятся на свои места.)

ІV. Словарная работа.

1. Выпишите из стихотворения П.Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, а надо запомнить.

Запись на доске:

На столе у малыша
Три цветных карандаша,
Выбирай себе любой:
Красный, желтый, голубой.
Мальчуган нашел тетрадь,
Стал в ней домик рисовать.

Запись в тетрадь: Карандаш, голубой, желтый, тетрадь, рисовать.

- Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать?

- Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».

- Какие слова отвечают на вопрос, «какой?».

- Назовите слова, отвечающие на вопрос «что делать?»

2. Работа по учебнику с.18 – 19.

- Какие слова составили ученики?

(Корова, собака, мяч.)

- Правописание этих слов надо запомнить.

3. Инсценирование сказки «Почему слово собака нужно писать с буквой о»

- Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.

- Ну, хорошо, - сказала ей, - будем писать тебе «бока».

- Нет, я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака.

- Я не хочу так называться! Я просто хочу писать с «о» бака. А потом просто собака. Так до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)

4. Сравните написание слов:

ночь

 

 мяч

речь

 

 врач

дочь

 

 грач

-Чем отличаются слова?

- Запомните эти написания.

V. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Сколько слогов может быть в слове?

- Как определить, сколько в слове слогов?

2. Игра «Молчанка».

У детей карточки с цифрами 1,2, 3. Учитель называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов.

Обед, что, топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шел, ягода.

VІ. Постановка проблемного вопроса. 

- Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строчке не хватает?

(Мы перенесем это слово.)

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь? Чтобы вы предложили?

- Сегодня на уроке вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.

VII. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа на доске под руководством учителя.

- Запишите предложение: Бродит стадо по лугам.

- Разделите каждое слово на слоги.

(Ученики карандашом проводят вертикальные линии:

Бро/дит ста/до по лу/гам.)

- Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую.

(Показываю запись выполненную заранее:

Бро – дит ста – до по лу – гам.)

2. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро - дит ста - до по лу - гам.

3. Проблемный вопрос.

- Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?

- Почему нельзя?

4. Определите количество слогов в словах и ответьте, можно ли перенести эти слова с одной строки на другую: моя, яма, семья?

Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.

5. Упражнение 18, с.18(по заданиям учебника.)

Физкультминутка

Гриб

Гриша шел – шел – шел.
Белый гриб нашел.
Раз – грибок (наклоны),
Два – грибок (наклоны),
Положил их в кузовок.

6. Работа по таблице «Правила переноса слов».

- Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Нужно переносить

Нельзя переносить

груп – па

кас – са

пись – мо

отъ – ехал

май – ка

зай – ка

су – ббота

алл - ея

ма – льчик

об – ъехал

ле – йка

ча – йка

 

- Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с.21.

7. Упражнение в делении слов для переноса.

Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса.

VIII. Закрепление пройденного.

1. Упражнение 19, с.19 (по заданию учебника).

Дополнительные вопросы:

- Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?

- Разделите устно слова третьего предложения для переноса.

IX. Рефлексия.

Метаграмма:

- Какие слова зашифрованы? О каких словах идет речь?

С ч над морем я летаю, (чайка)
С г в машинах я бываю, (гайка)
С м меня ты надеваешь, (майка)
С л собаку называешь. (Лайка)

- Разделите эти слова для переноса.

- Прочитайте в тетради на зеленой полосе слова и расскажите о правилах переноса.