Что такое скульптура

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип: Изучение нового материала.

Вид урока: Беседа.

Цель урока: Ознакомить учащихся с видом изобразительного искусства – скульптурой.

Задачи:

  1. Выявить, что такое скульптура: основные художественные свойства скульптуры.
  2. Способствовать развитию речи и творческого воображения.
  3. Стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
  4. Тренировать наблюдательность: научить не только смотреть, но и видеть.
  5. Воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.

Знания: Знание основных художественных свойств скульптуры.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Методы беседы и рассказа.

Зрительный ряд:

  • Поликлет. Диадумен. Мрамор. Середина 5 в. до н. э.
  • Микеланджело. Святой Матфей. Мрамор. 1503.
  • Микеланджело. Ночь. Надгробие герцога Джулиано. Мрамор. 1520-1534.
  • Лебедева С. Д. Портрет балерины Семеновой М. Т. гипс.
  • Коненков С. Т. Стрибог. Дерево. Начало 20 в.
  • Скопас. Менада. Мрамор. 4 в. до н. э.
  • Роден О. Граждане Кале. Бронза. 1884-1888.
  • Ника Самофракийская. Мрамор. 3 в. до н. э.
  • Раненая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала. 7 в. до н. э.
  • Эхнатон и Нефертити. 14 в. до н. э.
  • Рельеф из гробницы Харемхеба в Саккара близ Мемфиса. Древний Египет.
  • Врубель М. А. Весна. Майолика. Начало 20 в.
  • Статуя Аменхотепа 3. Бронза. 19 в. до н. э.
  • Венера Милосская. Мрамор. 2 в. до н. э.
  • Рельеф Пергамского алтаря. Мрамор. 2 в. до н. э.
  • Шубин Ф. И. Портрет канцлера А. М. Голицына. Мрамор. 1775.
  • Скульптурные группы Благовещение и Мария и Елизавета. 13 в.
  • Рисунки Леонардо да Винчи к статуе Лодовико Сфорца и ее миниатюрная
  • бронзовая модель. 16 в.
  • Шубин Ф. И. Портрет канцлера А. М. Голицына. Мрамор. 1775.
  • Богородская игрушка. Дерево.
  • Ватагин В. А. Медведь. Дерево.
  • Марц А. В. Гиены.

План урока:

    1. Орг. момент.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Новая тема. Беседа.
    4. Заключительное слово учителя.
    5. Рефлексия. Сочинение.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как Пигмалион, который был искусным скульптором, создал статую прекрасной девушки Галатеи. Статуя была так великолепна, что Пигмалион влюбился в нее и упросил богиню любви и красоты Афродиту оживить изваяние. Богиня выполнила просьбу, и Пигмалион женился на возлюбленной.

Миф о Пигмалионе не только воспевает чудесную силу искусства скульптора. Он говорит о том, что древние люди верили, будто в каменной статуе обитает душа изображенного – бога. Человека, животного. Так что же это за искусство, способное вдохнуть жизнь в камень, - искусство скульптуры?

Само слово скульптура в переводе означает вырезать, высекать. Скульптора подобны волшебникам: они могут не только сотворить фигуру из глины или камня, но и «оживить» ее своим талантом.

Скульптура окружает нас повсюду. Площади городов украшают памятники, которые увековечивают память о важных событиях или выдающихся людях. Любуясь декоративной скульптурой старинных парков и фонтанов, мы переносимся в уютный мир дворянской усадьбы, соприкасаемся с живым дыханием времени… А еще, она живет в каждом нашем доме: это и глиняные игрушки, созданные народными умельцами, и небольшие фарфоровые статуэтки, и декоративные панно из дерева или металла.

О том, как создается скульптура, как ее смотреть и понимать, о самых выдающихся произведениях скульптуры мы и поговорим на этом уроке. И на этом уроке нам с вами предстоит ответить на несколько вопросов.

3. Новая тема. Беседа.

Итак, запишем: Скульптура – искусство лепки и вырубания.

А, что же это значит?

Характер выразительности скульптуры зависит от того, каким методом пользовался скульптор при ее создании. Есть скульптура, которая как бы спрятана в каменном блоке, и скульптор освобождает ее из толщи камня.

Микеланджело. Святой Матфей.

Мы можем представить, как работал Микеланджело, если внимательно рассмотрим его неоконченную статую «Святой Матфей». Скульптор начинает обрабатывать мраморную глыбу спереди. Скалывая с нее кусок за куском, он словно выводит будущую статую из толщи камня на поверхность. На наших глазах происходит чудо: застывшая каменная масса превращается в человеческую плоть, еще скованную, не совсем оформленную, но уже готовую освободиться из «плена». Скульптора, который высвобождает статую из камня, еще называют ваятель, так как он ваяет, творит.

Скульптуры другого типа создаются с помощи лепки. Когда скульптор прибавляет к комку глины или гипса все новые слои, и в результате возникает фигура (Лебедева «Портрет балерины Семеновой М. Т.).

- А мы с вам на уроках скульптура пользуемся каким методом?

Учащиеся: Методом лепки.

- Чем скульптура отличается от живописи?

Учащиеся: Художник пишет красками на листе, на холсте. Предметы на картине не потрогаешь, не обойдешь со всех сторон. А скульптуру можно потрогать, обойти со всех сторон.

Учитель. Каждый вид изобразительного искусства с нами разговаривает на определенном языке. Скульптура с нами разговаривает при помощи реального объема. К ней можно прикоснуться и ощутить выпуклость формы, шероховатость камня, холодную гладь металла или тепло дерева.

- Что можно изобразить на картинах?

Учащиеся: На картинах можно изображать людей, деревья, сказочные фантазии, животных. Все, что угодно.

- А что можно изобразить в скульптуре? Что вы видите на стенде?

Учащиеся: Это в основном люди и животные.

Учитель: Да, возможности скульптуры более ограничены. Казалось бы, произведения скульптуры должны быть однообразными. Но на самом деле это не так, ведь образ человека многогранен. И в этом легко убедиться, сравнив два произведения.

Посмотрите на скульптуру «Диодумен» (атлет, повязывающий на голову ленту). Ее создал в середине 5 в. до н. э. знаменитый греческий скульптор Поликлет. Что вы можете сказать о нем?

Учащиеся: Он сильный, мужественный, немножко усталый.

Учитель: Атлет стоит горделиво, осознавая свое достоинство. Гимн во славу человека – вот что можно сказать об этой статуе.

А вот другой пример: сказочный старичок «Стрибог». Эту скульптуру вырезал из дерева русский скульптор Коненков в начале 20 века. Это тоже изображение человека, только мысли и настроение оно рождает совсем другие. Что вы можете сказать о нем?

Учащиеся: Он добрый, старенький, одновременно веселый и грустный.

Учитель: Стрибог – древнеславянское божество, его ноги и посох напоминают корни дерева, волосы и длинная борода – изгибы ствола.

- Можно ли по скульптуре определить настроение?

Давайте попробуем сделать это на примере следующих работ:

1. Скопас. Менада.

Учащиеся: Настроение веселое. Она как бы движется, танцует. И танец ее очень быстрый.

Учитель: Менада – это девушка, которая сопровождала во время празднества самого веселого

греческого бога Диониса. И по ее скрученному по спирали телу можно судить, что танец, который она танцует – стремительный.

2. Роден. Граждане Кале.

Учащиеся: Настроение этих людей грустное, печальное, даже горестное.

Учитель:   В 1884 году скульптор получил заказ на памятник шестерым гражданам Кале.

Старинная французская хроника повествует о том, что в 16 веке, в пору Столетней войны, кале осадили английские войска. Изнуренным голодом жителям противник поставил условие: осада будет снята, если шесть самых уважаемых граждан явятся к английскому королю с ключами от городских ворот. Шесть патриотов вызвались идти на верную смерть. Король Эдуард по просьбе своей супруги сохранил им жизнь.

Роден показал граждан Кале в момент испытания, когда они в длинных холщевых рубахах, с веревками на шее предстали перед врагом. Каждый готов к смерти, каждого охватывают горькие раздумья. Один отрешенно смотрит в землю, размышляя о бессмысленности и трагичности своей судьбы. Другой, еще молодой обхватил руками голову, он почти в отчаянии. Третий рукой прикрыл глаза, как бы защищаясь от предстоящих страданий. Безмолвное отчаяние и боль всех персонажей прорываются наружу в поднятой руке их товарища. Словно вопрошающего Небо о справедливости происходящего. Чуть поодаль от всех стоит человек средних лет, у него ключ от города. Он держится гордо и независимо, смотрит прямо перед собой, а его волевое лицо выражает решимость достойно принять испытания.

3. Микеланджело. Ночь.

Учащиеся: Настроение тихое, грустное, печальное. Эта женщина спит.

Учитель: Эта скульптура называется «Ночь». Это самая трагическая фигура в капелле Медичи. Немолодая женщина, словно растратив жизненные силы, забилась в тревожном сне. Ее поза мучительно неудобна, голова поникла. Маска (символ покоя) и сова (символ ночной жизни) – атрибуты изнемогшей «Ночи».

Философский смысл фигуры «Ночи» сам Микеланджело раскрыл в своих стихах:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный.
Не жить, не чувствовать – удел завидный,
Прошу, молчи, не смей меня будить.

-Как смотреть скульптуру?

Обычно картину мы рассматриваем с одного места. А вот свободно стоящую, или, как ее еще называют, круглую скульптуру, нужно смотреть со всех сторон. Ведь с разных ракурсов мы можем увидеть что-то новое, неожиданное в замысле ее творца.

Одна из самых знаменитых скульптур Древней Греции - Ника Самофракийская (3 в. до н. э.). Крылатая богиня победы словно сходит с небес на греческий военный корабль, возвещая победу греческого флота над египетским в одном из сражений. Глядя на нее спереди, мы видим величавый торс, широко расправленные за спиной крылья… А если мы посмотрим на богиню сбоку: Ника словно сопротивляясь шквалам ветра, делает широкий шаг вперед. Ветер треплет края ее одежд, намокших от соленых брызг и прилипших к телу. Именно с этой точки раскрывается главный смысл произведения – преодолевающая все преграды, страстная воля к победе.

Когда зритель обходит скульптуру, он видит, как изменяются ее контур и силуэт – при определенном освещении, особенно поздно вечером или ночью, скульптура видится сплошным темным пятном, без деталей. Выразительности контура и силуэта скульпторы придают большое значение. Представьте, что мы не видим деталей Ники Самофракийской, а только ее силуэт на светлом фоне. Но мы все равно ощутим ее напряжение и силу. Значит, мастер точно выразил движение с помощью пластики, и силуэт стал «говорящим», раскрывающим замысел произведения.

- Что такое рельеф?

Существует и другой вид скульптуры – рельеф. Рельеф (от латинского relevo – выступ, выпуклость, подъем) можно назвать рисунком глиной или выпуклой картиной. Скульптор словно налепливает картину на плоскости, изображая все, что доступно графике или живописи, но не доступно круглой скульптуре. Например, море, деревья, облака, здания. Предметы интерьера и т. д.

Изображение в рельефе отстоит от плоскости фона на разную высоту. В горельефе (от французского haut – высокий) фигуры выступают более чем наполовину своего объема и кажутся выпуклыми. Горельефами украшены фронтоны древнегреческих храмов, фриз Пергамского алтаря. В барельефе (от французского bas – низкий) изображение выступает менее чем наполовину объема, кажется плоским. Барельефов много на памятниках Древнего Египта, Греции, Ассирии и Средневековой Европы. (Раненая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала 7 в. до н. э). Колонны многих храмов Древнего Египта сплошь покрыты врезанным рельефом, очень похожим на рисунок, где вместо линии – прорезанные углубления-борозды. (Эхнатон и Нефертити 14 в. до н. э.) В Древнем Египте встречался и углубленный рельеф, где изображение располагалось ниже фона композиции (Рельеф из гробницы Харемхеба в Саккара близ Мемфиса. Древний Египет).

- Зачем скульпторы рисуют?

Учащиеся: Чтобы не сделать ошибок при создании скульптуры из камня или дерева.

Учитель: Да, вы правы. Прежде, чем приступить к созданию скульптуры, мастер наносит на бумагу очертания будущего произведения, постепенно шаг за шагом прорисовывает его в разных поворотах, уточняя необходимые детали.

Известно, что великий Микеланджело делал множество эскизов для своих скульптур. Однажды он почти все их сжег, чтобы потомки не знали, сколько труда он вкладывал в каждое свое произведение.

А его соотечественник и современник Леонард да Винчи работал над конной статуей миланского герцога Лодовико Сфорца почти 16 лет. За это время он создал десятки набросков лошадей, тщательно изучая их внешний вид. По этим рисункам мы можем судить о грандиозности замысла Леонардо да Винчи, так и оставшегося, к сожалению, невыполненным.

- Из чего можно сделать скульптуру?

Учащиеся: Из камня, глины, дерева, пластилина.

Учитель: Скульптуру создают из разных материалов: мягких – пластилина, глины, воска или твердых – мрамора, гранита, известняка, песчаника, дерева, слоновой кости.

Когда рождается замысел будущего творения, мастеру важно не упустить момент озарения. А мелькнувший образ быстрее всего воплотить в глине. Чтобы глиняная форма не разрушилась, нужен прочный каркас. Его сплетают из проволоки и осторожно обкладывают глиной. Чтобы она не растрескалась, изделия обжигают в специальных печах. Но даже после этого они довольно хрупкие. Поэтому созданные в глине образцы, или модели «переводят» в камень и металл.

В 15-16 веках на острове Майорка научились изготавливать изделия из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Отсюда ремесло майолики распространилось в другие страны. По сырой глине наносят особые краски-глазури, которые после обжига сверкают яркими цветными переливами. Непревзойденные шедевры в майолике создавал русский художник конца 19 – начала 20 веков М. А. Врубель. В мастерской подмосковной усадьбы Абрамцево появились на свет его сказочные персонажи. (М. А. Врубель. Весна.)

Основной материал для скульптуры – камень. С незапамятных времен именно из него высекали скульптуры для храмов и гробниц. В твердых породах камня – базальте или граните – не проработать мелких важных деталей. (Статуя Аменхотепа 3. Базальт. 19 в. до н. э.)

А большинство скульптур средневековых соборов Европы выполнено из более мягкого известняка. Это не случайно: в больших стенах ваятель стремился показать множество подробностей, передать мимику, жесты, детали одежды каждого святого… (Скульптурные группы Благовещение и Мария и Елизавета с южного портала Реймского собора. 13 в.).

Со времен Древних Греции и Рима мрамор стал одним из самых любимых материалов скульпторов. Мрамор словно светится. Горит изнутри, если на него падают солнечные лучи. Он бывает разных оттенков – от белоснежного до желтоватого. Один из лучших сортов мрамора – паросский – за его способность пропускать свет на определенную глубину называли в древней Греции лихнитом (светильником). Тонкие пластины из него даже использовали вместо оконного стекла. Именно из такого мрамора выполнена знаменитая скульптура Венера Милосская.2 в. до н. э.

Мрамор прекрасно подходит для портретов, так как особенно хорошо передает тепло человеческого тела. Шубин Ф. И. Портрет канцлера А. М. Голицина.

Дерево – материал «живой», теплый. В скульптуре из дерева опытные мастера всегда «обыгрывают узор древесных волокон. Из дерева создавали храмовую скульптуру в Древнем Египте, в средневековой Европе. Но особо любят дерево русские народные умельцы. Из мягкой осины вырезают знаменитых богородских медведей, зайцев, лошадок. (Богородская игрушка).

- Кого еще, кроме человека изображают скульпторы?

Учащиеся: Животных.

Учитель: Многие художники-скульпторы любили изображать животных. И таких скульпторов называют – анималистами.

Изучая природу, скульпторы создают прекрасные произведения искусства, воспевающие силу, красоту и совершенство самых разных представителей животного мира.

Ватагин В. А. Медведь. Дерево.

Марц А. В. Гиены.

4. Заключительное слово учителя.

Скульптура любого времени созвучна эпохе: она воплощает его идеалы и вкусы. Каждое

новое поколение скульпторов учится у своих предшественников. В наши дни создаются самые разные произведения: и традиционные, следующие натуре, и экспериментальные, «бунтарские», выполненные из необычных материалов. Лучшие из них отберет Время. Задача зрителя, любящего искусство, - научиться понимать творения скульптуры.

5. Рефлексия. Сочинение.

Написать сочинение «Если бы я был скульптором» по плану:

  1. Из какого материала я бы создал скульптуру. Почему.
  2. Образ скульптуры: характер, настроение и т. д.
  3. Где бы я установил свою скульптуру: в парке, у реки, на площади, у какого-то здания и т. д.