Детям с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышление, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями.
В поведенческих реакциях детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются различные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений, которые носят полярный характер. Среди них выделяют гиперактивныхдетей, которых легко распознать с самого раннего детства. В раннем возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные, неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Во время занятия дети этой группы вскакивают с места, хватают различные предметы, не слушают педагога, но реагируют на замечания взрослых. В присутствии посторонних лиц они еще больше возбуждаются, много говорят, неадекватно смеются, еще хуже и невнимательнее выполняют отдельные задания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении окружающей обстановки они возбуждаются еще сильнее. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых — склонность к резким аффективным вспышкам.
Другая группа детей демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У пассивныхдетей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются дать ответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью.
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи и т.д.
От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться. Естественно при существующем у них состоянии развитие предметных действий это процесс трудный. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления – родители одевают, раздевают, кормят. Однако имеются и семьи, в которых пытаются ставить определенные требования и достигают известных успехов. Поэтому умственно-отсталые дети имеют разный уровень овладения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Как показывает опыт, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение дети с нарушением интеллекта обнаруживают порой полную беспомощность к самообслуживанию, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой они требуют от воспитателя большого терпения и внимания. Я поставила перед собой задачу не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, раздеваться и одеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослого. Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно-отсталому ребенку, доставлял ему радость, обязательно учитываю его индивидуальные особенности и возможности. Стараюсь не торопить ребенка, досадовать на его медлительность или напротив, излишнюю поспешность. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушением интеллекта в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания использую дидактические игры на занятиях, в повседневных режимных моментах.
В занятия включаю следующие этапы:
1. Создание положительно-эмоционального
отношения к навыку;
2. Игра с куклой или другими игрушками
(обыгрывание навыка с персонажем);
3. Демонстрация действия воспитателя (показ на
себе и комментирование каждого действия);
4. Совместные действия воспитателя с ребенком;
5. Действие ребенка по подражанию действиям
взрослого;
6. Самостоятельные действия ребенка.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Главная особенность состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры и занятия дают положительный результат при соблюдении дидактических принципов. Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его учитываю, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком, выполняю на занятиях только, что не может ребенок сделать самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, т.к. она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу.
Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.).
Принцип поэтапности. Стараюсь, чтобы смена частей занятия была обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки), а при повторных показах (в третий-четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию.
Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри нас микроорганизмами – личная гигиена. Для этого у каждого ребенка свой шкафчик, полотенце, кровать. В первое время пребывания ребенка в группе знакомим с его картинками и предметами, объясняя их назначение. Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания наиболее подходящая форма обучения – это использование дидактических игр. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, развитие их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр детей учим решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактические игры в педагогический процесс, отбираю те, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат. Дидактические игры разделяют на три основных вида: игры с предметами (игрушки, природный материал), настольно-печатные и словесные. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки, нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которая переноситься затем на сверстников, также рассматриваются сюжетные картинки, где изображены мальчик (девочка). Например, чтобы научить детей мыть руки использую предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта возникают трудности, но с помощью коррекционного воздействия можно добиться положительных результатов.
Варианты дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Именно через игры дети могут усваивать те или иные навыки. С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Готовим обед для кукол»
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.
Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.
«Вымой кукле руки»
Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.
Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
«Мыльные перчатки. Пузырики»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
«Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.
«Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
«Волшебный шнурок»
Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.
Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).