Игра на уроке обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движение речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. В последнее время нарушение письма и чтения представляют собой весьма распространенное явление. В настоящее время нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи.

Конспект урока обучения грамоте по теме “Звуки [з,] [з’]”.

Цели и задачи урока:

1. В сфере личностных УУД:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.

2. В сфере регулятивных УУД:

- научить принимать и сохранять учебную задачу; развивать общую и мелкую моторику, формировать правильное дыхание.

3. В сфере познавательных УУД:

- развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; познакомить детей со звуками [з], [з’], отработать правильное произношение этих звуков; закреплять умение пользоваться предлогами в речи и составлять с ними предложения.

4. В сфере коммуникативных УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Список литературы к уроку:

  1. Краузе Е. Артикуляционная гимнастика, Санкт-Петербург: “Корона-Век”, 2009.
  2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению, - М.: “Вико”, 2004.
  3. Узорова О.В.,Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика, - М.: “АСТ Астрель”, 2004.

Оборудование: зеркала на подставках, бумажные платочки, цветные карандаши, сюжетные картинки, футбольные ворота с мячиками из ваты, картинка главного героя-Звукознайкина, таблицы предлогов, картинки артикуляционной гимнастики, картина с изображением леса.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг.момент

2. Постановка цели урока

 

 

 

 

 

 

3. Проведение

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физкульт-
минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок.

Звучат несколько фраз из кассеты “Говорим правильно”

- Как вы думаете, что будем делать на уроке, чем заниматься? (предположения детей)

- Будем правильно говорить, дышать, произносить звуки речи…и, конечно, играть в разные игры.

- К нам в гости пришёл Звукознайкин.(прил.№ 1)

Учитель читает стихотворение о козе.

Учитель: О ком я прочитала стихотворение?

- Назовите в середине этого слова согласный звук?

- А в слове “коза”?

Учитель: Ребята, Звукознайкин научит делать зарядку язычку, чтобы ему легко было произносить звуки.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом (см. приложение  № 2)

1) Упражнения для языка:

- упражнение “Лопаточка”;

- упражнение “Горка”;

2) Упражнение на дыхание.

Учитель: Звукознайкин предлагает нам поиграть в игру “Забей мяч в ворота”.

- Ребята, а вы хотите поиграть в эту игру?

Это упражнение помогает тренировать дыхание. Гол мячиком будем забивать плавной струёй воздуха, а теперь резкой отрывистой струёй. Забейте по 5 голов в ворота.

3) Использование предлогов в речи.

Работа по картинке. (Куда спрятались козлята?)

Работа по таблице с предлогами (в, за, под, на, над, по)

4) Звукобуквенный анализ слова “лес”

Учитель загадывает загадку про лес.

5) Пальчиковая гимнастика.

Учитель: Ребята, наш друг утверждает: для того, чтобы чётко говорить, надо чаще делать пальчиковую гимнастику. Как вы думаете, зачем?

Чтобы развивать свой ум, смекалку, красивое произношение (см. приложение № 3).

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди.
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

6) Артикуляционная гимнастика.

Учитель: Ребята, Звукознайкин приглашает нас в лес. В лесу комаров полным-полно. Большой комар пищит твёрдым голосом: [з], а маленький - [з’]. А теперь отгоним комаров.

Наш друг напоминает о правильной артикуляции звука [з], т.е. о правильном положении губ, языка, зубов при произнесении.

- растяните губы в улыбку

- зубы сближены, но не сомкнуты

- кончик языка упирается в нижние передние зубы

- по середине языка проходит сильная холодная струя воздуха

Поднесите ко рту руку и позвените: [з]

Поднесите руку к горлу, послушайте, как оно звонко поёт,а горло дрожит.

7) Развитие фонематического слуха

Учитель произносит звуки, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [з]:

[З-А-В-З-К-З-М-З-Р-П-З]

Учитель произносит слоги:

ЗА- СА- ЗУ- РО- ТУ- ЗО- ЗА- КО- ЗЫ

Учитель: Добавьте слоги, чтоб получилось слово:

- за - зы -зу

Ва…Мимо…Ве….Гро…Берё…Пол…Про…

Учитель: Замените в слове первую букву на звук [з]

Лов-… Пол-… Шубы-…

- Чем занимались на уроке?

- Что особенно запомнилось ?

- А что больше всего понравилось?

Прослушивают звукозапись.

- Будем учиться правильно говорить.

 

 

 

 

 

 

 

О козе.

Звук [з’]

Звук [з]

 

 

 

Дети выполняют упражнения.

 

 

 

- Да, хотим.

Дети выполняют упражнение на дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы пальчики были сильными.

 

 

Дети выполняют упражнения под руководством учителя.

 

 

 

Мальчики пищат, как большие комары, девочки, как маленькие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети играют с учителем в игры на развитие фонематического слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваза,везу, берёзы, проза.

 

Зов, зубы, зол.

Ход урока (в редакции автора)

Приложения

Приложение № 1

Задание 1.

Назовите первый звук в словах:

аист окна лампа паук

туфли санки улитка дом

Приложение №2

Дети выполняют упражнения перед зеркалом.

Упражнения для языка

Упражнение “Лопаточка”.

Научись расслаблять свой язык и удерживать его широким, как лопата.

Улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его так (можно считать про себя до 5).

Приложение №3

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы – дружная семья (сжимать – разжимать кулаки).
Друг без друга им нельзя (рукопожатия).
Вот - большой! А это – средний.
Безымянный и последний!
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (пальцы на двух руках соединяются поочерёдно).
Будем их соединять.
И движенья выполнять (скрещивание пальцев)..