Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движение речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими. В последнее время нарушение письма и чтения представляют собой весьма распространенное явление. В настоящее время нередки случаи сочетания дефектов устной и письменной речи.
Конспект урока обучения грамоте по теме “Звуки [з,] [з’]”.
Цели и задачи урока:
1. В сфере личностных УУД:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.
2. В сфере регулятивных УУД:
- научить принимать и сохранять учебную задачу; развивать общую и мелкую моторику, формировать правильное дыхание.
3. В сфере познавательных УУД:
- развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях; познакомить детей со звуками [з], [з’], отработать правильное произношение этих звуков; закреплять умение пользоваться предлогами в речи и составлять с ними предложения.
4. В сфере коммуникативных УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Список литературы к уроку:
- Краузе Е. Артикуляционная гимнастика, Санкт-Петербург: “Корона-Век”, 2009.
- Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению, - М.: “Вико”, 2004.
- Узорова О.В.,Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика, - М.: “АСТ Астрель”, 2004.
Оборудование: зеркала на подставках, бумажные платочки, цветные карандаши, сюжетные картинки, футбольные ворота с мячиками из ваты, картинка главного героя-Звукознайкина, таблицы предлогов, картинки артикуляционной гимнастики, картина с изображением леса.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент 2. Постановка цели урока
3. Проведение урока
4. Физкульт-
5. Итог урока. Рефлексия. |
- Ребята, сегодня у нас не совсем
обычный урок. Звучат несколько фраз из кассеты “Говорим правильно” - Как вы думаете, что будем делать на уроке, чем заниматься? (предположения детей) - Будем правильно говорить, дышать, произносить звуки речи…и, конечно, играть в разные игры. - К нам в гости пришёл Звукознайкин.(прил.№ 1) Учитель читает стихотворение о козе. Учитель: О ком я прочитала стихотворение? - Назовите в середине этого слова согласный звук? - А в слове “коза”? Учитель: Ребята, Звукознайкин научит делать зарядку язычку, чтобы ему легко было произносить звуки. Дети выполняют упражнения перед зеркалом (см. приложение № 2) 1) Упражнения для языка: - упражнение “Лопаточка”; - упражнение “Горка”; 2) Упражнение на дыхание. Учитель: Звукознайкин предлагает нам поиграть в игру “Забей мяч в ворота”. - Ребята, а вы хотите поиграть в эту игру? Это упражнение помогает тренировать дыхание. Гол мячиком будем забивать плавной струёй воздуха, а теперь резкой отрывистой струёй. Забейте по 5 голов в ворота. 3) Использование предлогов в речи. Работа по картинке. (Куда спрятались козлята?) Работа по таблице с предлогами (в, за, под, на, над, по) 4) Звукобуквенный анализ слова “лес” Учитель загадывает загадку про лес. 5) Пальчиковая гимнастика. Учитель: Ребята, наш друг утверждает: для того, чтобы чётко говорить, надо чаще делать пальчиковую гимнастику. Как вы думаете, зачем? Чтобы развивать свой ум, смекалку, красивое произношение (см. приложение № 3). На одной ноге постой-ка, 6) Артикуляционная гимнастика. Учитель: Ребята, Звукознайкин приглашает нас в лес. В лесу комаров полным-полно. Большой комар пищит твёрдым голосом: [з], а маленький - [з’]. А теперь отгоним комаров. Наш друг напоминает о правильной артикуляции звука [з], т.е. о правильном положении губ, языка, зубов при произнесении. - растяните губы в улыбку - зубы сближены, но не сомкнуты - кончик языка упирается в нижние передние зубы - по середине языка проходит сильная холодная струя воздуха Поднесите ко рту руку и позвените: [з] Поднесите руку к горлу, послушайте, как оно звонко поёт,а горло дрожит. 7) Развитие фонематического слуха Учитель произносит звуки, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [з]: [З-А-В-З-К-З-М-З-Р-П-З] Учитель произносит слоги: ЗА- СА- ЗУ- РО- ТУ- ЗО- ЗА- КО- ЗЫ Учитель: Добавьте слоги, чтоб получилось слово: - за - зы -зу Ва…Мимо…Ве….Гро…Берё…Пол…Про… Учитель: Замените в слове первую букву на звук [з] Лов-… Пол-… Шубы-… - Чем занимались на уроке? - Что особенно запомнилось ? - А что больше всего понравилось? |
Прослушивают звукозапись. - Будем учиться правильно говорить.
О козе. Звук [з’] Звук [з]
Дети выполняют упражнения.
- Да, хотим. Дети выполняют упражнение на дыхание.
- Чтобы пальчики были сильными.
Дети выполняют упражнения под руководством учителя.
Мальчики пищат, как большие комары, девочки, как маленькие.
Дети играют с учителем в игры на развитие фонематического слуха.
Ваза,везу, берёзы, проза.
Зов, зубы, зол. |
Ход урока (в редакции автора)
Приложения
Приложение № 1
Задание 1.
Назовите первый звук в словах:
аист окна лампа паук
туфли санки улитка дом
Приложение №2
Дети выполняют упражнения перед зеркалом.
Упражнения для языка
Упражнение “Лопаточка”.
Научись расслаблять свой язык и удерживать его широким, как лопата.
Улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его так (можно считать про себя до 5).
Приложение №3
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы – дружная семья (сжимать – разжимать кулаки).
Друг без друга им нельзя (рукопожатия).
Вот - большой! А это – средний.
Безымянный и последний!
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (пальцы на двух руках соединяются поочерёдно).
Будем их соединять.
И движенья выполнять (скрещивание пальцев)..