ЦЕЛЬ УРОКА:
- Приобщение к мировым культурным ценностям через знакомство с культурным наследием коренных народов Севера.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Знакомство с образами природы в сказках и мифах народов Севера.
- Развитие навыков анализа литературного материала, сравнение образов живой природы и героев сказок.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Фотографии животных, растений, объектов природы, рисунки сказочных героев, выставка литературы для детей, игрушки-тотемы (лиса, заяц, белый медведь), отпечатаные экземпляры сказок (3 варианта - Приложения 1-3), цветные карандаши, бумага, раскраски с изображениями животных, конверты с фотографиями для самоконтроля (для каждого варианта задания), игрушечный бубен, магнитофон, аудиокассета с записью "Голоса природы", магнитная доска и магниты для оборудования выставки работ, мешочек Ворона Кутха (конфеты - угощение для детей).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:
1. Глоцер В., Снегирев Г. Чудак Пакайка. Сказки Чукотки. М. Детская литература. 1983. Сказки - Мышка и медведь. Медвежонок и зайчик.
2. Глоцер В., Снегирев Г. Хозяин моря. Сказки эскимоссов. М. Детская литература . 1986. Сказка - Непослушный медвежонок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Мы идем в гости к обитателям уголка живой природы ДЭЦ, несем им угощение и слушаем краткий рассказ учителя о животных - прообразах сказок народов Севера (бурундук, ворон, заяц, мышь, суслик-евражка, сова, песец).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Дети делятся на три команды, у каждой есть свой тотем-игрушка, в каждой команде свой вариант сказки.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Беседа. Дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока ( Прочти, пожалуйста, ...) "Образы природы в сказках народов Севера". Давайте вспомним, какие народы Севера вы знаете. (Ребята вспоминают, называют.) У каждого народа: у чукчей, эвенов, эскимосов, юкагиров, коряков, есть мифы, легенды и сказки, в которых участвуют разные герои: люди, волшебники, животные, растения, предметы быта и сказочные существа. Это люди - охотники, рыболовы, пастухи, китобои, дети, шаманы-колдуны; растения - грибы (мухоморы), ягоды (брусника, морошка); явления и объекты природы - Луна, Солнце, северное сияние, пурга; сказочные существа - похожие на гномов тунгаки <Рис.1>, морской царь Токаюшин <Рис.2>; и конечно животные - киты, белые и бурые медведи, нерпы, зайцы, песцы, вороны (Образ Ворона <Рис.3> занимает особое место в сказках народов Севера. Это - образ трикстера-шутника, проводника Божественной воли на Земле.) В сказках упоминаются предметы быта - нарты, лыжи, гарпун, яранга, бубен, байдара, чаат, скребок для выделки шкур, лук, стрелы. Особенностью сказок является то, что герои их существуют в той среде обитания, в котором живут народы-авторы сказок. Если сказочными героями являются киты, морские охотники и рыбаки, то где живут авторы сказки? (Ответ - у моря.) Правильно! Это эскимосская сказка, а эскимоссы - приморские жители. Если в сказке рассказывается о животных тундры, о пастухах и охотниках на пушных зверей, то где живут авторы сказки? (Ответ - в тундре.) Правильно! Это эвенская сказка, эвены - жители тундры.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
А теперь давайте познакомимся со сказками. У каждой команды есть своя сказка. В каждой команде есть свой тотем-игрушка. Назовите свой тотем. (Называют.)
Эти игрушки - ваши помощники, они знают правильные ответы на задание, которое мы будем выполнять. Ответы находятся в папках под игрушками, и пока это - большой секрет! Прочтите, пожалуйста, сказку и подчеркните животных, растения и явления природы, которые вы встретите, а игрушки-тотемы посмотрят, сможете ли вы разгадать их секреты. (Каждая команда выполняет задание, рассказывает краткое содержание сказки и перечисляет найденные образы природы.) Проверим свои ответы с правильными. Молодцы!
А теперь немного попутешествуем. Представим, что я - шаман-колдун. В руках у шамана волшебный бубен. Шаман бьет в бубен и все встают. Шаман вышел из яранги - руки в стороны. Сел на нарты - присели, руки вперед. Поехал. Вдруг видит, евражка стоит, головой крутит - покрутили головами. Мимо заяц попрыгал - попрыгали на месте. Над головой ворон пролетел - помахали руками - крыльями, покаркали. А там вдали увидали северное сияние - руки вверх, пошевелили пальцами. Шаман ударил в бубен - хлопнули в ладоши. Приехали, однако!
А теперь немного порисуем. Под аудиозапись "Голоса природы" ребятам предлагается на выбор раскрасить животное или самим нарисовать героев сказок. В конце работы оформляется выставка. (Если не успели раскрасить или нарисовать, можно взять работы домой.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Я поняла, ребята, что больше других героев вам понравились ... Можно ли найти лучшего? Ведь каждый из этих героев интересен и несет свой смысл и достоинство. Для народов Севера герои их сказок - это не только животные, растения, это - важная часть их жизни. Авторы не отделяют себя от природы, бережно относятся к ней. Даже убив медведя на охоте, охотники просили у него прощение. Мы могли бы брать пример с них. Давайте беречь природу, как берегли ее люди давным-давно жившие на этой земле!
Спасибо всем за работу! Все молодцы!
А теперь Ворон Кутх принес вам мешочек с угощениями.
Список литературы для выставки.
- Булатов М. Хозяин ветров. Сказки народов РСФСР. М. Детская литература. 1988.
- Глоцер В., Снегирев Г. Хозяин моря. Сказки эскимоссов. М. Детская литератера. 1986.
- Глоцер В., Снегирев Г. Чудак Пакайка. Сказки Чукотки. М. Детская литература. 1983.
- Глоцер В., Снегирев Г. Медведь и девочка. Сказки народов тайги и тундры. М. Детская литература. 1979.
- Грибова Л. Медведь и заяц Тэваси. М. Малыш. 1984.
- Гессе Н.,Задунайская З. Пропавшая песенка. М. Детская литература. 1977.
- Гарф А. В гостях у бабушки Кандики. М. Детская литература. 1977.
- Девочка-лебедь. Сказки. Л. Художник РСФСР. 1984.
- Каплан М., Нагишкина Д. Самый сильный. М. Малыш. 1989.
- Кымытваль А. Как построить ярангу. Сказки, рассказы, стихи. М. Детская литература.1987.
- Лозневой А., Меновщиков Г. Медведь-лежебока. Чукотские сказки. М. Малыш. 1991.
- Любицкая К. Встреча. Рассказы и сказки о северных животных. Магадан. 1978.
- Меновщиков Г. Путешествие ворона Кутха по северным странам: По мотивам ительменских, корякских, чукотских и эскимосских сказок. Магадан. 1985.
- Меновщиков Г. Эскимосские сказки. Магадан. 1980.
- Меновщиков Г. Росомаха и лисица. Эвенкийские сказки. М. Малыш. 1991.
- Меновщиков Г. Достали солнце. Эскимосские сказки. Магадан. 1986.
- Меновщиков Г., Васильев В. Три сына. Ненецкие сказки. М. Малыш. 1991
- Маховский Я. Огненный шар. Магадан. 1981.
- Старостин А. Трусливый олень. Сказки. М. Детская литература. 1982.
- Угрин М. Латней - хозяйка тайги. Юкагирская сказка. Магадан. 1982
- Ясинская Л. Девочка-луна. М. Малыш. 1980.
- Ясинская Л. Северные сказки. Магадан. 1983.
Список использованной литературы.
- Диков Н.Н. История Магаданской области с древнейших времен до конца XIX века. Магадан. 1984.
- Диков Н.Н. Факаультатив по истории Магаданской области (с древнейших времен до конца XIX века) 8-е кл. Пособие для учителей. Магадан. 1990.
- История Чукотки. (под ред. Дикова Н.Н.) М. Мысль. 1989.
- Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М. Наука. 1979.