Образы природы в сказках народов Севера

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Приобщение к мировым культурным ценностям через знакомство с культурным наследием коренных народов Севера.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Знакомство с образами природы в сказках и мифах народов Севера.
  • Развитие навыков анализа литературного материала, сравнение образов живой природы и героев сказок.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Фотографии животных, растений, объектов природы, рисунки сказочных героев, выставка литературы для детей, игрушки-тотемы (лиса, заяц, белый медведь), отпечатаные экземпляры сказок (3 варианта - Приложения 1-3), цветные карандаши, бумага, раскраски с изображениями животных, конверты с фотографиями для самоконтроля (для каждого варианта задания), игрушечный бубен, магнитофон, аудиокассета с записью "Голоса природы", магнитная доска и магниты для оборудования выставки работ, мешочек Ворона Кутха (конфеты - угощение для детей).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:

1. Глоцер В., Снегирев Г. Чудак Пакайка. Сказки Чукотки. М. Детская литература. 1983. Сказки - Мышка и медведь. Медвежонок и зайчик.

2. Глоцер В., Снегирев Г. Хозяин моря. Сказки эскимоссов. М. Детская литература . 1986. Сказка - Непослушный медвежонок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Мы идем в гости к обитателям уголка живой природы ДЭЦ, несем им угощение и слушаем краткий рассказ учителя о животных - прообразах сказок народов Севера (бурундук, ворон, заяц, мышь, суслик-евражка, сова, песец).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Дети делятся на три команды, у каждой есть свой тотем-игрушка, в каждой команде свой вариант сказки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Беседа. Дорогие ребята! Тема сегодняшнего урока ( Прочти, пожалуйста, ...) "Образы природы в сказках народов Севера". Давайте вспомним, какие народы Севера вы знаете. (Ребята вспоминают, называют.) У каждого народа: у чукчей, эвенов, эскимосов, юкагиров, коряков, есть мифы, легенды и сказки, в которых участвуют разные герои: люди, волшебники, животные, растения, предметы быта и сказочные существа. Это люди - охотники, рыболовы, пастухи, китобои, дети, шаманы-колдуны; растения - грибы (мухоморы), ягоды (брусника, морошка); явления и объекты природы - Луна, Солнце, северное сияние, пурга; сказочные существа - похожие на гномов тунгаки <Рис.1>, морской царь Токаюшин <Рис.2>; и конечно животные - киты, белые и бурые медведи, нерпы, зайцы, песцы, вороны (Образ Ворона <Рис.3> занимает особое место в сказках народов Севера. Это - образ трикстера-шутника, проводника Божественной воли на Земле.) В сказках упоминаются предметы быта - нарты, лыжи, гарпун, яранга, бубен, байдара, чаат, скребок для выделки шкур, лук, стрелы. Особенностью сказок является то, что герои их существуют в той среде обитания, в котором живут народы-авторы сказок. Если сказочными героями являются киты, морские охотники и рыбаки, то где живут авторы сказки? (Ответ - у моря.) Правильно! Это эскимосская сказка, а эскимоссы - приморские жители. Если в сказке рассказывается о животных тундры, о пастухах и охотниках на пушных зверей, то где живут авторы сказки? (Ответ - в тундре.) Правильно! Это эвенская сказка, эвены - жители тундры.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

А теперь давайте познакомимся со сказками. У каждой команды есть своя сказка. В каждой команде есть свой тотем-игрушка. Назовите свой тотем. (Называют.)

Эти игрушки - ваши помощники, они знают правильные ответы на задание, которое мы будем выполнять. Ответы находятся в папках под игрушками, и пока это - большой секрет! Прочтите, пожалуйста, сказку и подчеркните животных, растения и явления природы, которые вы встретите, а игрушки-тотемы посмотрят, сможете ли вы разгадать их секреты. (Каждая команда выполняет задание, рассказывает краткое содержание сказки и перечисляет найденные образы природы.) Проверим свои ответы с правильными. Молодцы!

А теперь немного попутешествуем. Представим, что я - шаман-колдун. В руках у шамана волшебный бубен. Шаман бьет в бубен и все встают. Шаман вышел из яранги - руки в стороны. Сел на нарты - присели, руки вперед. Поехал. Вдруг видит, евражка стоит, головой крутит - покрутили головами. Мимо заяц попрыгал - попрыгали на месте. Над головой ворон пролетел - помахали руками - крыльями, покаркали. А там вдали увидали северное сияние - руки вверх, пошевелили пальцами. Шаман ударил в бубен - хлопнули в ладоши. Приехали, однако!

А теперь немного порисуем. Под аудиозапись "Голоса природы" ребятам предлагается на выбор раскрасить животное или самим нарисовать героев сказок. В конце работы оформляется выставка. (Если не успели раскрасить или нарисовать, можно взять работы домой.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Я поняла, ребята, что больше других героев вам понравились ... Можно ли найти лучшего? Ведь каждый из этих героев интересен и несет свой смысл и достоинство. Для народов Севера герои их сказок - это не только животные, растения, это - важная часть их жизни. Авторы не отделяют себя от природы, бережно относятся к ней. Даже убив медведя на охоте, охотники просили у него прощение. Мы могли бы брать пример с них. Давайте беречь природу, как берегли ее люди давным-давно жившие на этой земле!

Спасибо всем за работу! Все молодцы!

А теперь Ворон Кутх принес вам мешочек с угощениями.

Список литературы для выставки.

  1. Булатов М. Хозяин ветров. Сказки народов РСФСР. М. Детская литература. 1988.
  2. Глоцер В., Снегирев Г. Хозяин моря. Сказки эскимоссов. М. Детская литератера. 1986.
  3. Глоцер В., Снегирев Г. Чудак Пакайка. Сказки Чукотки. М. Детская литература. 1983.
  4. Глоцер В., Снегирев Г. Медведь и девочка. Сказки народов тайги и тундры. М. Детская литература. 1979.
  5. Грибова Л. Медведь и заяц Тэваси. М. Малыш. 1984.
  6. Гессе Н.,Задунайская З. Пропавшая песенка. М. Детская литература. 1977.
  7. Гарф А. В гостях у бабушки Кандики. М. Детская литература. 1977.
  8. Девочка-лебедь. Сказки. Л. Художник РСФСР. 1984.
  9. Каплан М., Нагишкина Д. Самый сильный. М. Малыш. 1989.
  10. Кымытваль А. Как построить ярангу. Сказки, рассказы, стихи. М. Детская литература.1987.
  11. Лозневой А., Меновщиков Г. Медведь-лежебока. Чукотские сказки. М. Малыш. 1991.
  12. Любицкая К. Встреча. Рассказы и сказки о северных животных. Магадан. 1978.
  13. Меновщиков Г. Путешествие ворона Кутха по северным странам: По мотивам ительменских, корякских, чукотских и эскимосских сказок. Магадан. 1985.
  14. Меновщиков Г. Эскимосские сказки. Магадан. 1980.
  15. Меновщиков Г. Росомаха и лисица. Эвенкийские сказки. М. Малыш. 1991.
  16. Меновщиков Г. Достали солнце. Эскимосские сказки. Магадан. 1986.
  17. Меновщиков Г., Васильев В. Три сына. Ненецкие сказки. М. Малыш. 1991
  18. Маховский Я. Огненный шар. Магадан. 1981.
  19. Старостин А. Трусливый олень. Сказки. М. Детская литература. 1982.
  20. Угрин М. Латней - хозяйка тайги. Юкагирская сказка. Магадан. 1982
  21. Ясинская Л. Девочка-луна. М. Малыш. 1980.
  22. Ясинская Л. Северные сказки. Магадан. 1983.

Список использованной литературы.

  1. Диков Н.Н. История Магаданской области с древнейших времен до конца XIX века. Магадан. 1984.
  2. Диков Н.Н. Факаультатив по истории Магаданской области (с древнейших времен до конца XIX века) 8-е кл. Пособие для учителей. Магадан. 1990.
  3. История Чукотки. (под ред. Дикова Н.Н.) М. Мысль. 1989.
  4. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М. Наука. 1979.