Интегрированный урок по чтению и изобразительному искусству. "Народные промыслы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели и задачи урока:

  • Расширять знания учащихся о народных промыслах и истории игрушек.
  • Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.
  • Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству, прививать уважение к мастерам народного творчества.
  • Развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
  • Познакомить с традиционными элементами дымковской росписи, сформировать навыки выполнения этих элементов.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гипсовые фигурки, свистульки, дымковские игрушки, гуашь, кисти, палочки, скрутки.

Литературный ряд: стихи, заклички, потешки из русского фольклора.

Музыкальный ряд: мелодии русских народных песен.

Ход урока

Звучит русская народная плясовая музыка.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о … Впрочем, тему нашего разговора вы назовете мне сами, после небольшой подсказки. Она спрятана в этой шкатулке. Вот ее мы сейчас и откроем.(в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки)

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь игры и игрушки
Давно вас ждут, друзья!

– Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами об игрушках, побываем на ярмарке, познакомимся с произведениями устного народного творчества, которые сейчас редко встречаются: с веснянками, приговорами и закличками, попробуем своими руками сделать игрушку. Вы любите играть? И у вас у каждого есть, наверное, любимая игрушка. А как выдумаете, когда появилась первая игрушка?

– Очень давно! Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который был должен принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. Фигурки из глины археологи находят на месте славянских поселений – там, где жили наши предки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барышни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время – разные. Посмотрите внимательно на эти игрушки, чем они отличаются одна от другой? (ответы детей по пройденному материалу)

– Правильно, это игрушки разных народных промыслов. Какую форму имеет дымковская игрушка? Одна и та же фигурка: с рожками – олень, без рожек – конь. Форма упрощенная, условная. Силуэт игрушки плавный, мягкий, округленный.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с ДЫМКОВСКОЙ игрушкой.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом
Голубые дали и село большое Дымково назвали
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы – простой узор, но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава.
Заслужили это право!

И о дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от местного праздника «Свистопляска» в честь Хлыновского побоища. Именно к нему приурочивали производство и продажу глиняных свистулек и игрушек. В 19 веке праздник изменяет свое название – это уже не Свистопляска, а Свистунья – развлекательная ярмарка. Новый год начинался 1 марта (14 марта по новому стилю) на Евдокию, ее еще называли «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Хоровые переклички девушек (веснянки) должны были укоротить приход весны. Давайте и мы с вами попробуем приблизить, позвать весну.

  1. Весна, Весна красная
    Приди Весна с радостью
    С доброй радостью,
    С великой милостью:
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С дождями сильными,
    С хлебами обильными.

  2. Весна – красна,
    На чем пришла?
    На кнутике, на прутике,
    на овсяном пучке,
    на пшеничном колоске.

ВЕСНЯНКИ – песенки, которыми в старину встречали весну. И именно дети выходили ее кликать. В закличках и приговорах обращались к птицам, зверям, растениям. Люди верили, что мир природы поймет человека, его заботы и трудности, откликнется и поможет.

  1. Солнышко – ведрышко, выгляни, красное
    Из- за гор – горы!
    Выгляни, солнышко, до вешней поры
    Видело ль ты, солнышко, красную весну?
    Встретило ли, красное, ты свою сестру?
    Видело ли, солнышко, старую ягу,
    Бабу ли Ягу, ведьму ли зиму?
    Как она, лютая, от весны ушла,
    От красной бегла,
    В мешке стужу несла, холод на землю тресла.
    Сама оступилась, под гору скатилась.

Учитель: На все голоса переливаются – свистят соловьиными трелями затейливые свистульки. Свистят все – и взрослые, и дети. Вплетается звонкий свист в праздничный гомон народного гуляния. Ярмарка! Праздник! Веселые игры, торговля, шум, свист символизировал приход весны и всеобщую радость людей.

Кто из вас хочет посвистеть? Берите игрушки. Свистите!

А почему праздник называется «Свистунья»? Послушаем легенду: Однажды к городу Вятке подошли враги и грозила ему неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города получили по свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей – разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружает подоспевшая дружина князя, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают вятичи свой праздник «Свиспопляска – Свистунья»

И ни один из них не обходился без пестрого красочного товара – глиняных игрушек – украшения ярмарки. Мастерицы вкладывали в эти фигурки свое представление о мире, природе, людях. Вылепленные из глины изделия обжигают в печах 2–3 часа, затем постепенно охлаждают, покрывают мелом, разведенным на снятом молоке. И толь тогда игрушку «украшают». Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный, веселый узор. Что же он означает? Кто помнит?

  • Кружочки – солнышки – символ жизни.
  • Точки, крестики – начало жизни человека.
  • Квадратики с точками – засеянное поле. Квадратики – жилища.
  • Линии – покой, воду.

Учитель: Что-то вы, ребята, загрустили. А ну-ка, смотрим слайды и читаем соответствующую потешку.

  1. Кони глиняные мчатся
    На подставках, что есть сил.
    И за хвост не удержаться,
    Если гриву упустил.

  2. Под копытами литыми
    Загудел летящий луг
    Наконец, олень за ними
    Вырывается за круг.

  3. Барашек – свисток
    Левый рог – завиток,
    Правый рог – завиток,
    На груди – цветок.

  4. За оленем кони, кони
    Вновь за тридевять земель
    И пестреет от погони
    Глиняная карусель.

  5. Утка – Марфутка
    Бережком идет
    Уточек – Марфуточек
    Купаться ведет.

  6. Бока крутые
    Рога завитые
    Копыта с оборкой
    На спине Егорка.

  7. Индя, индя, индючок,
    Ты похож на сундучок,
    Сундучок не простой,
    Красный, синий, золотой.

  8. Девица в венце
    Румянец на лице
    Собой хороша,
    Стоит не дыша

  9. Стоит молодушка,
    А с ней коровушка:
    Важная, спокойная
    Буренушка – дойная

  10. Что за конь!
    Только тронь –
    Со всадником вместе
    Ускачет верст за двести.

  11. Яша – дружок
    Дует в рожок,
    Сидит на спинке
    У свинки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель: Ну, что, устали? Давайте отдохнем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учитель:

Ой, беда, беда, беда!
Игрушки наши большие,
Но почему-то не расписные,
Пока ехали сюда, так торопилась,
Что в дороге краска смылась!
Что ж не будет нашей ярмарки?

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел, или просто – игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Работать вы будете гуашью, основной инструмент – кисточки. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я раздам вам еще палочки и скрутки. Давайте посмотрим, как ими работать. (на доске – техника работы)

А теперь ваш черед показать свое мастерство. Работать вы будете под музыку. Приступайте, пожалуйста.

Ребята расписывают силуэты игрушек. Готовые изделия дети прикрепляют к доске на ярмарку.

Учитель: А вот и ваши игрушки на ярмарке. Вы славно потрудились, и я надеюсь, что ваши работы будут радовать глаз у вас дома. Но только помните:

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и зверюшки.
С ними весело играть,
Но не будем забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают,
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем!