Метод проектов является прогрессивной формой современной технологии воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Основатель проектного метода – американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи считал, что обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Метод проектов осуществляет организацию исследовательской деятельности, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности посредством решения задач исследовательской деятельности и задач развития детей дошкольного возраста.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а впоследствии и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Принципы реализации проектов:
- системность;
- сезонность;
- учёт личности;
- учёт возрастных особенностей;
- взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи.
Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Этапы проектного метода:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью /взрослому, педагогу/;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать /принадлежности, оборудование/;
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Классификация проектов:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике (игровые – «Игра – путешествие по морю», творческие – «На арене цирка», познавательные – «Ознакомление со свойствами и качествами металла»);
- по срокам реализации (краткосрочные от одного занятия до одного дня, средней продолжительности, долгосрочные или длительные от одной недели до трёх месяцев и года).
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, затем результаты оформляются в виде газеты, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ героев сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы, например, дизайн группы, витражи, например, проект «Рядом железная дорога» (Приложения);
- творческие: оформление результата в виде праздника, например, в практике нашего ДОУ это проект «День Земли».
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные (в изобразительном, словесном, музыкальном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
Примерный план работы педагога по подготовке проекта.
- Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей.
- Разработка плана движения к цели: педагог, старший воспитатель обсуждает план с родителями.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор накоплений материала.
- Включение в план-схему занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формирует проблему (цель). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формирует задачу. |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. |
1. Объединение детей в рабочие группы. 2. Распределение амплуа. |
3 этап | 1. Практическая помощь по необходимости. 2. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
1. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 1. Подготовка к презентации. 2. Презентация. |
1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения и воспитания.