Метапредметный подход в развитии творческой деятельности одаренных школьников

Разделы: Внеклассная работа


Модернизация образования ориентирована на личность, которая должна:

– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
– самостоятельно приобретать знания;
– критически мыслить;
– быть коммуникабельным и коммуникативным.

Среди них одними из самых эффективных методов формирования данных компетентностей являются, на наш взгляд, проектный метод и реализация межпредметных связей. С учетом сложности и многогранности поставленных перед школой задач, имеет смысл использование этих технологий комплексно, ибо все они, используя различные методы, способствуют достижению единой цели: формированию личности компетентной, со сложившимся мировоззрением и гражданской позицией.

Метод проектов способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности школьника, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он “переоткрывает” открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, химии), школьник делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, а сам способ своей работы с этим понятием на предметном материале по биологии, химии. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии).

Развитие оригинальности мышления, творчество и одарённость учащихся учителя биологии, географии, химии реализуют через работу научного общества школьников “ Антропогенная среда и здоровье человека”.

Цели деятельности: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие их интеллектуальных способностей и самореализация в учебно-исследовательской деятельности.

Исходя из поставленных целей вытекают задачи: формирование у школьников представления взаимовлияния человека и природы, знакомство с современными методами исследования, пропаганда знаний посредством участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Работа НОУ проводиться по нескольким направлениям: индивидуальная, групповая, массовая

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, включающей этапы: выявление одаренных школьников, утверждение темы исследования, работа над проектом, независимая экспертиза проекта.

Методы исследований: наблюдение, эксперимент, опыт, проект.

Учитывая, что метод проектов– это высший уровень проблемности в обучении, остановлюсь на том, как учителя МО работают по данной технологии

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПОРЕКТОВ

  1. Подготовка к проведению исследования.
  2. Определение темы.
  3. Изучение научной литературы.
  4. Формулировка цели и задач исследования.
  5. Определение методов исследования.
  6. Проведение исследования.
  7. Оформление результатов работы
  8. Защита результатов исследования.

Убеждены, что работа в исследовательском обществе для учащихся школы имеет практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, они могут представить и представляют свои работы для участия в школьных, районных конкурсах, конференциях. В-третьих, ребята имеют возможность выбрать свой профессиональный путь.

Проекты и материалы, представленные в ходе внеклассных мероприятий становятся частью научно-методической копилки кабинетов химии, биологии, географии их можно использовать в учебном процессе.

А. Н. Колмогоров писал: “…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются хотя бы в маленькой поисковой исследовательской работе”. Это подтверждают результаты выступлений учащихся на конкурсных мероприятиях. Это и есть результат работы по развитию самостоятельности детей, их самореализация, а значит и совершенствование, их ителлектуальности.

Презентация