Модернизация образования ориентирована на личность, которая должна:
– гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях;
– самостоятельно приобретать знания;
– критически мыслить;
– быть коммуникабельным и коммуникативным.
Среди них одними из самых эффективных методов формирования данных компетентностей являются, на наш взгляд, проектный метод и реализация межпредметных связей. С учетом сложности и многогранности поставленных перед школой задач, имеет смысл использование этих технологий комплексно, ибо все они, используя различные методы, способствуют достижению единой цели: формированию личности компетентной, со сложившимся мировоззрением и гражданской позицией.
Метод проектов способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности школьника, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он “переоткрывает” открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, химии), школьник делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, а сам способ своей работы с этим понятием на предметном материале по биологии, химии. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии).
Развитие оригинальности мышления, творчество и одарённость учащихся учителя биологии, географии, химии реализуют через работу научного общества школьников “ Антропогенная среда и здоровье человека”.
Цели деятельности: выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; развитие их интеллектуальных способностей и самореализация в учебно-исследовательской деятельности.
Исходя из поставленных целей вытекают задачи: формирование у школьников представления взаимовлияния человека и природы, знакомство с современными методами исследования, пропаганда знаний посредством участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Работа НОУ проводиться по нескольким направлениям: индивидуальная, групповая, массовая
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, включающей этапы: выявление одаренных школьников, утверждение темы исследования, работа над проектом, независимая экспертиза проекта.
Методы исследований: наблюдение, эксперимент, опыт, проект.
Учитывая, что метод проектов– это высший уровень проблемности в обучении, остановлюсь на том, как учителя МО работают по данной технологии
ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПОРЕКТОВ
- Подготовка к проведению исследования.
- Определение темы.
- Изучение научной литературы.
- Формулировка цели и задач исследования.
- Определение методов исследования.
- Проведение исследования.
- Оформление результатов работы
- Защита результатов исследования.
Убеждены, что работа в исследовательском обществе для учащихся школы имеет практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, они могут представить и представляют свои работы для участия в школьных, районных конкурсах, конференциях. В-третьих, ребята имеют возможность выбрать свой профессиональный путь.
Проекты и материалы, представленные в ходе внеклассных мероприятий становятся частью научно-методической копилки кабинетов химии, биологии, географии их можно использовать в учебном процессе.
А. Н. Колмогоров писал: “…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются хотя бы в маленькой поисковой исследовательской работе”. Это подтверждают результаты выступлений учащихся на конкурсных мероприятиях. Это и есть результат работы по развитию самостоятельности детей, их самореализация, а значит и совершенствование, их ителлектуальности.