Тема урока "Птицы зимой". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учебник: «Мир вокруг нас» 1 класс, Плешаков А.А.

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный с материальными технологиями.

Цели урока:

  • Расширить знания ученика о птицах;
  • Закрепить представление о зимующих в наших краях и перелетных птицах; их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
  • Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы.
  • Развивать устную речь; развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание и память.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.

Оборудование:

  • Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные)
  • Картинки с изображением птиц:
    А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
    Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)
  • Видеозапись (презентация “Птицы зимой”, аудиозапись “Голоса птиц”).
  • Макеты и фотографии различных кормушек для птиц;
  • Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
  • Карандаш, ножницы.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Новая тема:
    • Выделение двух групп птиц – перелётные и зимующие.
    • Слушание музыки: «В зимнем лесу».
    • Конкурс загадок.
    • Физкультминутка.
    • Конкурс «Третий лишний».
  4. Работа с учебником.
  5. Практическая работа:
    • Конструируем кормушку для птиц.
  6. Итог урока.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели

– Послушайте аудиозапись и отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить.

Звучит запись «Голоса птиц».

– Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, вспомним, как они называются, где зимуют, чем питаются, и чем мы с тобой можем им помочь в трудную минуту.

2. Вступительная беседа

Трудно сказать, сколько птиц на земле. Если всех пересчитать, то насчитаем примерно 100 миллиардов. Это много?
И все они разные. Есть птицы очень большие, величиной до двух метров (страусы), а есть совсем крошечные – не больше бабочки (колибри).
Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть, которые совсем не умеют летать (пингвины).
Одни птицы хищные, другие питаются насекомыми, семенами, ягодами.
Птиц на Земле очень много, все они разные и живут они по-разному.

3. Новая тема

– Некоторые птицы, очень не любят снег и морозы, а другие совсем не боятся холода.
– Как мы их назовём? (Перелётные и зимующие) (Приложение 1)

Перелётные

– Что значит перелётные птицы? Куда осенью улетают эти птицы?
Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.
– Какие птицы улетают на зиму в теплые края? (Жаворонок, грач, скворец, кукушка, соловей, ласточка, стриж).

Карточки с изображением птиц.

Зимующие

– А все ли птицы улетают в теплые края с наступлением холодов?
– Как мы их назовём?
Птицы, которые с наступлением осени в тёплые края не улетают, называются зимующие. Они живут в наших краях и летом, и зимой. Осели, как говорят. Ещё их называют осёдлыми. Какие птицы зимуют с нами? (Ворона, воробей, дятел, синица, сова, поползни).

Итог: На какие большие две может разделить птиц? (Перелётные и зимующие)
Перелётные – уже улетели в жаркие страны, а зимующие остались с нами.

Аудио пауза (звучит музыка)

– Сейчас мы мысленно совершим прогулку. Мы выйдем на улицу, пройдём по заснеженным дорожкам, зайдем в зимний лес. Погода чудесная. Легкий ветерок колышет макушки деревьев. Поднимем ручки, покачаемся на ветру. Ветерок стих. Лес как будто спит. Но это не так:

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

– Давайте познакомимся с обитателями зимнего леса поближе, тебе помогут голоса птиц и загадки.

Конкурс загадок.

Дятел

– Внимательно послушайте первую загадку. Догадайтесь, кто первым нам встретится в зимнем лесу?

(Аудиозапись «Голоса птиц»).

Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) – аудиозапись

У дятла длинный, липкий язык с твёрдыми зазубринами. Им дятел достаёт насекомых. А ещё дятел питается семена еловых, сосновых шишек.

Синица

Вторая загадка. Отгадаем, кто же это летит к нам.

(Аудиозапись «Голоса птиц»).

Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица).

– У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склёвывают мошек и насекомых. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.

Снегири

– Третья загадка.

Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири).

Обратим внимание на окраску снегирей, у них красная грудка, действительно похоже на яблоки. Снегири любят любые семена (льна, ели, сосны, диких трав) и ягоды (рябины, можжевельника, бузины, черники.

Свиристели

– А сейчас я вас познакомлю с ещё одной зимней гостьей. Почему гостья? Эта птичка прилетает к нам из холодных северных лесов и зимует вместе с нами. Я уже видела эту птицу в нашем дворе.

Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
На рябине на боярке
В платьях сереньких, неярких
Птицы лёгкие сидели
И чуть слышно свиристели!

– Послушайте, как она поёт.

(Аудиозапись «Голоса птиц»)

Воробей

– А этих птичек, я уверена, вы знаете. Отгадайте их по голосу.

(Аудиозапись «Голоса птиц»)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей) (Хором)

– Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнёзда рядом с домами человека, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен, за карнизами окон. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне завидев на полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья. Общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая друг другу о месте кормежки или опасности.

Ворона

Кто-то летит нам навстречу, послушаем, чей это голос?

Аудиозапись «Голоса птиц».

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Это же … (ворона).

– Живут они в нашем краю и зимой, и летом. В тёплые края не улетают – зимующие.
Птицы эти хитроватые, вороватые. Зимой кушают всё, что найдут съестного на улице.

(Иллюстрации птиц вывешиваются на доску).

Итог: (у доски)

– Вспомним, каких птиц мы встретили сегодня?
– Улетают ли эти птицы осенью в тёплые края?
– А какие птицы ещё остаются с нами зимовать?
– Чем питаются эти птицы?

Физкультминутка «Ветер дует»

Конкурс «Третий лишний»

– Сейчас мы проверим, запомнили ли вы, какие птицы зимуют с нами, а какие уже улетели. Разделимся на 2 команды. Каждому я дам карточку с названиями птиц. Нужно найти одну лишнюю, подчеркнуть её, а потом объяснить, почему она лишняя. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Самостоятельная работа по карточкам. Каждый ученик объяснят свой ответ и на доску прикрепляет карточки с названием птиц (к солнышку – перелётные, к ёлочке – зимующие).
Подведение итогов, подсчёт баллов.

4. Практическая часть

Беседа. Работа с учебником

– Птицы могут иногда перенести большие холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой?
Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.

– Как мы можем помочь птицам? (Построить кормушки, подкармливать птиц)
– Откройте учебник на странице 56.
– Посмотрите, здесь изображена кормушка, к ней уже прилетели птицы. Прочитайте, кто это.

– Есть у птиц и природные столовые. Это ягоды рябины, почки, семена шишек.
– Посмотрите, какие кормушки мы с тобой можем изготовить сами.
– Чем мы будем подкармливать птиц? (Семенами)
– Прочитайте текст на странице 57.
– Какие семена тебе знакомы? Рассмотрим их (Семена подсолнечника, пшена, арбуза, тыквы).
– Семена подсолнечника клюют все птицы.

  • Синицы клюют все семена, ещё они очень любят сало. Его можно просто подвешивать на дереве на нитке.
  • Воробьи любят хлебные крошки, семена пшена и тыквы.
  • Поползни клюют семена арбуза и тыквы.
  • Снегири и свиристели любят ягоды, семена. Снегири хорошо едят различные каши.

Изготавливаем кормушку из заготовки

– Мы сейчас изготовим такую кормушку из заготовок.

2 варианта:

  • Нижняя часть от пластиковой бутылки, по бокам два отверстия к ним привязать верёвочку.
  • Пустая упаковка от молока, в ней сделать «окошки» и крепление сверху.

– Наши кормушки готовы!
– Чем мы их наполним? Положи в неё корм для птиц.
– Посмотри, какие кормушки ребята построили для птиц (Приложение 1).

5. Подведение итогов

– Вспомните, о чём мы говорили на уроке?
– Какие бывают птицы?
– Чей голосок вам понравился больше?
– Как вы будете помогать птицам зимой?

6. Домашнее задание

– Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей.