Слайд 2.
Цели урока.
- Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения.
- Конструировать простое предложение по заданной схеме.
Слайд 3.
Организационный момент.
Повторение изученного.
Игра «Кто я?» - инсценировка теории заранее подготовленными учениками.
- Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
- Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
- Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
- Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
А как называют предложение с 2 грамматическими основами? - Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют?
- Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?
Слайд 4.
Объяснение нового материала.
Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
- Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
- Указать, какими частями речи они выражены.
- Дать характеристику предложению.
Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Слайд 5.
Синтаксический разбор простого предложения.

1. По цели высказывания:
- повествовательное,
- побудительное,
- вопросительное.
2. По эмоциональной окраске:
- восклицательное,
- невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
- простое,
- сложное.
4. По наличию второстепенных членов:
- распространённое,
- нераспространённое.
Слайд 6.
Работа по теме.
Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.
Из предложения
![]()
взять сказуемое.
Из предложения
![]()
взять определение.
Добавить подлежащее из предложения
![]()
Взять существительное, выступающее в роли дополнения:
![]()
Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
Слайд 7.
Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…
Слайды 8-10.
Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.
1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.
Слайд 11.
- Как можно озаглавить данный текст?
- Какова основная мысль текста?
- Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ? Какими близкими по значению словами его можно заменить?
- Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
- Найдите в предложении №1 слова, в которых звуков больше, чем букв, букв больше, чем звуков.
- В каких словах буква Г обозначает звук В? (№1) Звук К (№4)? Звук Г (№7,8)?
Слайд 12.
- Выполните синтаксический разбор предложения №5.
- Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7
- Найдите в тексте восклицательное предложение, побудительные предложения
- В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?
Слайд 13.
- Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложениях
- №2,3 - глаголы с Ь после шипящих
- №8 – слова с приставками, которые не изменяются на письме
- №5 - слова с проверяемой безударной гласной в корне, слова с непроверяемой гласной в корне №7 – слова с непроизносимой согласной в корне слова
Слайды 14-18.
Работа с текстом.
Какого известного русского художника по праву называют певцом русского леса?
Иван Иванович Шишкин – певец русского леса, великий художник. И.И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Живописец раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.
Его большие полотна рассказывали о жизни рощ, дубрав, полей, сосен. Художник безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, обнажённые корни, валуны, пятна солнечного света.
И.Шишкин половину своей долгой и трудолюбивой жизни провёл в любимом сосновом лесу.
Слайды 19-21.
Работа в парах.
Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.
Слайд 22-23.
Рассказ по картине.
Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.
Слайд 24.
О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.
Слайд 25.
Проверочная работа.
Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.
Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.
- ___________
- ___________
- ___________
- ___________
Слайды 26-27.
Итоги урока. Домашнее задание.
Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
На память об уроке у вас останутся фигурки - ёлочки и солнышки со стихотворением о природе, которое написала ученица 7 класса Жукова Светлана. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Родная природа.
Голубые речки,
Светлые полянки.
Местная плотина -
Города краса.
На полях цветут ромашки,
Незабудки - у ручья.
Колодец у тропинки,
В нём чистая вода.
А в тенистом парке
Есть заросший пруд.
Хорошо тут летом
Соловьи поют!
Желающие могут написать своё стихотворение о природе.