Нахождение дроби от числа. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


“О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух…”
А.С.Пушкин

 

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.

Формы работы:

  • устная работа;
  • работа на доске и в тетрадях;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа.

Методы работы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Технологии:

  • игровые;
  • рефлексивные;
  • здоровьесберегающие;
  • информационные.

Основная дидактическая цель –  закрепление знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

Задачи:

  • Учебные:
    • проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме;
    • закрепление изученного – повторение теоретического материала, применение его на практике при решении поставленных задач;
    • контроль за уровнем усвоения материала;
    • отработка умений и навыков самостоятельной работы;
    • развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные:
    • интерес к предмету и воспитание потребности и умений учиться математике;
    • содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности;
    • воспитание у учащихся ответственного отношения к учению;
    • формирование грамотной математической речи.
  • Практические:
    • умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики;
    • умение работать коллективно;
    • вызвать интерес к изучению темы посредством создания игровых проблемных ситуаций.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (4 минуты);
  3. Устная разминка  и теоретический опрос (4 минуты);
  4. Практическая работа (8 минут);
  5. Физкультминутка (2 минуты);
  6. Отработка ЗУН при решении задач (10 минут);
  7. Самостоятельная работа (7минут);
  8. Итог урока, оценки, домашнее задание (3 минуты).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка наличия всего необходимого для  урока.

Постановка цели урока – закрепить умение находить часть от числа, если эта часть выражена обыкновенной дробью, десятичной дробью, процентами.

Учитель: Эпиграф нашего урока “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Начать урок мне хочется со слов Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.

– На сегодняшнем уроке мы тоже попытаемся совершать маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого  вам надо быть настойчивыми и внимательными.
Сегодня каждый из вас на уроке будет идти к своему успеху.

II. Проверка домашнего задания

Самопроверка по готовым ответам и выставление оценки. (Ответы и критерии учащиеся видят на экране компьютера).

№ 486

г) 1/10;
ж) 0,16;
к) 4,41.

№524

Ответ: 32 кг.

№525

Ответ: 648 м3.

№526

Ответ: 1720 пар.

Критерии оценок:

6 заданий – «5»
5 заданий – «4»
4-3 задания – «3»
Менее 3 заданий – «2»

Учитель:Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями. В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать и умножать их.
Соотнесите свои ответы домашней работы с буквами, и вы получите фамилию ученого, который ввел в употребление названия  «числитель» и «знаменатель».

А Д П У Л Н
4,41 1720 1/10 648 0,16 32

Ответ: Плануд

Название “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий монах учёный математик – Максим Плануд
Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.

Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.

III. Устная разминка. Теоретический опрос

а) Устно решить примеры, записанные на доске или на экране компьютера:

15/27 = 5/9;
(1/2)3 = 1/8;
9/12 * 48 = 36;
1/2 * 4/9 = 2/9;
11/15 * 3/5 = 11/25;
17/26 * 13/51 = 1/6;
4/9 * 2 1/4 = 1;
10 * 5 3/10 = 53

Вопросы:

  1. Что значит сократить дробь?
  2. Как возвести дробь в степень?
  3. Как умножить дробь на натуральное число?
  4. Как умножить дробь на дробь?
  5. Как умножить дробь на смешанное число?
  6. Как найти дробь от числа?
  7. Что такое 1%?
  8. Как найти несколько процентов от числа?

б) Установить соответствие между процентами и соответствующими им дробями:

10%            1/2
20%           1/10
25%           3/4
50%            1/5
75%            1
100%         1/4

в) Какая часть фигуры закрашена? Выразите эту часть в процентах. (Показываются соответствующие рисунки на экране компьютера).

IV. Практическая работа

1. Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке

«Эстафета»

Число, полученное в результате выполнения первого номера, есть номер задания, которое надо выполнить следом и т.д.

1. Найдите 1/3 от 18.
2. Найдите 5% от 80.
3. Найдите 250% от 2.
4. Найдите 3/5 от 20.
5. Найдите 0,25 от 8.
6. Найдите 0,75 от 4.

Ответ: 12.   

2. Самостоятельная работа в парах

«Перепутанные таблички»

Учитель: Ребята, ученик  6 класса, Петя Кузнецов очень готовился, чтобы продемонстрировать свои знания по теме “Нахождение дроби от числа”. Но с ним произошло недоразумение. Он придумал карточки с одинаковыми ответами, положил их себе в портфель, а они перепутались, и он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Пете карточки с результатами, которые равны.

Учащимся раздаются карточки с заданиями (одна карточка на парту). Один ученик решает примеры верхней строки, другой – нижней. Потом ребята сравнивают получившиеся ответы и закрашивают клеточки с равными результатами одним цветом. Результаты работы проверяются по готовой таблице, вывешенной на доске. Пары, справившиеся с заданием, получают оценку «5», не справившиеся – берут карточки домой для работы над ошибками.

V. Физкультминутка

Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель показывает и называет числа:  94, 111, 125, 57, 305, 308, 19, 206, 145, 981, 37, 294. Если число делится на 2, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 3 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, а если простое число – приседают на корточки.

VI. Решение задач

Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным.

Б.Паскаль

Задача № 1.

Дидактическая игра

Реквизит:

1. Лист с изображением товара и его цены
2. Вывеска: «Цены снижены на 25%» .
3. Чистые карточки и фломастеры для записи результатов устного счета (30 штук).

Условия игры:

Представьте себе, что Вы пришли в магазин. Вы хотите купить: батон хлеба, мороженное, пирожное. Цены в магазине снижены на 25%, но ценники остались старые.
Какую сумму Вы можете сэкономить на покупке каждого товара при таком снижении цен?

Батон хлеба – 12 руб.; (3 руб.)
Мороженное – 16 руб; (4 руб.)
Пирожное – 24 руб. (6 руб.)

Вопрос: Что бы Вы купили на сумму, сэкономленную от покупки трех пирожных?

Задача № 2. «Режим дня».

Учитель: Ребята, а вы,  соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаете утром, в определенное время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы? Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите. Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время.

На доску вывешивается плакат с записью краткого условия задачи:

Учитель: Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.

Задача № 3. «Интервью»

Задачу задает работник банка (запись на компьютере).
Несколько лет назад сберегательный банк выплачивал доход по срочному вкладу 3% в год от вложенной суммы. Сколько рублей оказывалось на счете через 2 года, если на него положили 10000 руб.?

Решение: (I способ)

3% = 0,03

1) 10000*0,03=300 (руб.) – 3% от 10000 руб.
2) 10000+300=10300 (руб.) – через 1 год
3) 10300*0,03=309 (руб.) – 3% от 10300 руб.
4) 10300+309=10609 (руб.)

Ответ: через 2 года на счете оказывалось 10609 рублей.

VII. Итог урока. Оценки.  Домашнее задание

На дом: придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу по теме: «Нахождение дроби от числа». Решение задачи записать в тетради. Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась учащимся класса, чтобы данные в условии соответствовали реальности.

  • Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?
  • Чему научились, что вспомнили, повторили?
  • Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы неплохо поработали. Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает.
Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”. Задумайтесь над этими словами».

Благодарю всех за урок. Спасибо.