Содержание.
I. Обоснование актуальности проекта и её
новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
I. Актуальность проекта и её новизна
В современном ритме жизни мы, обыватели, забываем об истинных ценностях жизни, и порой не задумываемся о том, что останется от нас в назидание последующим поколениям людей. А главную миссию сохранения социальной памяти, преемственноcти поколений несут музеи.
Где и когда возникла идея собирания социальной памяти в мировой культуре? Истоки музейного дела восходят к эпохе Высокого Возрождения (XV-XVI в.в.), тогда музей представлял собой коллекционирование предметов культуры и природы. Лексическое значение слова «музей» (от греческого слова museion – «храм муз») за все это время постоянно претерпевало изменения. Вначале музей ассоциировался с философским учреждением. Традиция собирания различных предметов культуры и природы возникла в древнегреческой культуре в храмах и музеях, где основную часть составляли индивидуальные подношения в благодарность богам и военные трофеи. Предметы быта, культуры других государств накапливаясь превращались в коллекции и вызывали у посетителей храма живой интерес к иной экзотичной цивилизации. Поэтому в странах Старого Света первые музеи возникли на основе частных коллекций светских и духовных правителей. В эпоху Возрождения музейные собрания становятся объектом научного изучения и учебного процесса. Появляются университетские музеи. Основными учредителями музеев являлись представители высших слоев и интеллектуальная элита. В России использование музейных коллекций «натуралиев» начинается в 20-х гг. 18 века.
Яркий пример Кунсткамера, созданная императором Петром, позже переданная Петербургской академии наук.
Многие воспринимают музей как статичное учреждение, но это в корне ошибочное мнение. Ведь музейные коммуникации охватывают все социальные слои, отражают идеологию общества. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории.
Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Мы, преподаватели , можем выступить хранителями ценностей человечества, а главное, выполнить свою миссию и передать их следующим поколениям.
Создание виртуального музея во многом может способствовать социализации школьников через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.
Виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширяет рамки традиционного музея и может представлять собой синтетическую конструкцию, объединяющую “музей – экспозицию”, “музей – мастерскую”, “музей-театр”, “музей – игровое пространство, досуговый центр”, «музей – креативная лаборатория.
На сегодняшний день наиболее востребованная и, бесспорно, перспективная область музейной деятельности – работа с детьми и подростками.
Актуальность этой проблемы для нашей страны очевидна и заключается в невостребованности у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.
В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным». Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.
Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения обеспечивать популяризацию историко-культурного наследия нашего народа.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: ознакомление учащихся с историей культуры и искусства через знакомство с музеями страны.
Задачи проекта:
- Приобщить учащихся к миру искусства через посещение музеев.
- Развивать чувство прекрасного через показ фото-слайдов.
- Развивать устную речь через рассказы о музеях.
- Помочь сделать первый шаг к самостоятельному изучению и посещению музеев города Черногорска и Республики Хакасии.
- Формировать гражданские качества личности через осознание культурных и исторических ценностей страны.
Ожидаемый результат: расширение кругозора учащихся о музеях страны, истории культуры и искусства.
III. Содержание проекта
1. Подготовительный этап – август 2010.
2. Экспериментальный этап – сентябрь 2010-май 2011,
сентябрь 2011-май 201.
3. Обобщающе-аналитический этап – май 2012.
1. Подготовительный этап
1.1. Изучение литературы по теме «Музеи».
Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции.
Музейные среда и атмосфера помогают ребенку испытать эти ощущения, тем самым, способствуя становлению его личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовную культуру, то есть процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности. Исходя из этого понятия и основываясь на вышесказанном, музей выступает как институт социализации личности ребенка.
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.
В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно-педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности.
2) Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях.
Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.
3) Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них – возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др.
4) Общение – установление взаимных деловых или
дружеских контактов на основе общих интересов,
связанных с тематикой музея, содержанием его
коллекций. Музей предоставляет широкие
возможности как для общения с музейной
информацией, так и для содержательного,
интересного и неформального межличностного
общения. Оно может быть организовано в форме
встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в
какой-то нетрадиционной форме. Встреча –
собрание, устраиваемое с целью знакомства и
общения с интересными людьми на тему, связанную с
профилем музея.
5) Отдых – организация свободного времени в
соответствии с желаниями и ожиданиями музейной
аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в
музейной среде.
1.2. Создание проекта. «Мир музея».
Планируемый проект дополняет проект «Планета книголюбов».
1.3. Составление плана мероприятий на 2010-2011и 2011-2012 уч. г.г.
Год |
2010-2011 |
2011-2012 |
Ответственные |
Месяц |
Мероприятие |
Мероприятие |
|
сентябрь | Хакасский республиканский
краеведческий музей. Городской Черногорский Музей Истории. Археологическая песочница. |
Музей РЖД г.Абакан | классные руководители, родительский комитет |
октябрь | Городской Черногорский Музей Истории | Экскурсия в г.Красноярск: – зоопарк «Роев Ручей»; – краеведческий музей; – завод новогодних игрушек; – дельфинарий. |
классные руководители |
ноябрь | Московский Кремль. | Архитектура г.Санкт- Петербурга. Чудесные мосты. | классные руководители |
декабрь | Дом-музей А.С. Пушкина Государственный музей А.С. Пушкина. |
По залам Государственного Эрмитажа. | классные руководители, учащиеся |
январь | Государственная Третьяковская галерея. | Петергоф. Фонтаны, парки и дворцы. | классные руководители |
февраль | Московский государственный музей С. А. Есенина. | По любимым местам Л.Толстого. | классные руководители, учащиеся |
март | Музей кукол «Кукольный дом». | Поездка в г.Санкт- Петербург с учащимися. | классные руководители |
апрель | Мемориальный музей космонавтики. | История Байконура. Космодром. | классные руководители, учащиеся |
май | Центральный музей Великой
Отечественной войны. 18 мая – Международный день музеев. |
Мемориал Великой отечественной войны в г. Черногрске и г.Абакане. | классные руководители |
2. Экспериментальный этап – сентябрь 2010г.– май 2011г; сентябрь 2011г.– май 2012г.
Сегодня музей не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры и важнейшим институтом социализации детей и подростков.
В 2010-2011 учебном году предполагается ознакомление детей с различными видами музеев, таких как:
1) Хакасский республиканский краеведческий музей.
Хакасско-Минусинская котловина – один из древнейших очагов человеческой цивилизации на севере азиатского континента, где на протяжении многих тысячелетий складывались своеобразные культурно-исторические ландшафты с многочисленными вкраплениями древних памятников. В музее собраны коллекции разнообразных произведений древнего искусства. Среди представленных экспонатов: монументальные каменные изваяния эпохи неолита (III тыс. до н.э.), каменные плиты с петроглифами, копии наскальных рисунков, таштыкские маски, художественные изделия из камня, кости, бронзы, найденные при раскопках древних курганов Хакасии. Этнографические коллекции включают в себя предметы быта и одежду коренного населения, серебряные предметы и украшения, одежду, атрибуты шаманов, одежду и предметы быта русскоязычного населения.
2) Городской Черногорский Музей Истории.
В 1978 году вышло постановление Хакасского обкома КПСС и Исполнительного комитета областного совета народных депутатов от 18 октября за №15/62 «О мерах по дальнейшему развитию музейного дела в области», на основании которого Исполком Черногорского Горсовета принял 20.04.1980 года решение «Об организации и открытии городского музея» (Маценко Л. Поддержка наша и опора. // Черногорск . 11октября 2005).
Начинался музей с небольшой комнаты в филиале городской библиотеки. В эту комнату было снесено все то, что осталось от музея школы №3. А это пара лаптей и кое-какие бумаги бессистемного хранения.
Создавался музей города, на это и делала ставку Валентина Васильевна Антонова. Первое направление определилось легко-шахтерское. И она и весь штат в её лице начала сбор материалов. В это лето 1980 года Валентина Васильевна прошла более тысяч адресов, это десятки километров, в жару и холод, в снег и дождь. Но ничто не могло воспрепятствовать увлеченной энтузиастке, и материал был собран очень интересный, можно сказать бесценный.
3) Московский Кремль.
Очень интересная экскурсия по одному из самых больших музеев мира – Московскому Кремлю. Здесь имеется возможность увидеть все основные его достопримечательности, а также государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей и многое другое.
4) Дом-музей А.С. Пушкина. Государственный музей А.С. Пушкина.
Великолепный, очень изящный путеводитель по музею. Заглянув сюда, можно пройти по Москве пушкинского времени, побывать в квартире А.С.Пушкина на Арбате, рассмотреть собранные здесь сокровища.
Сегодня Государственный музей А.С. Пушкина ГМП является одним из крупнейших литературных музеев и культурных центров России и Европы. В основе уникального собрания музея – материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта, историей литературы и пушкиноведения, художественные коллекции произведений искусства конца XVIII – начала XIX века, мемориальные вещи и бытовые предметы эпохи.
5) Государственная Третьяковская галерея.
Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI – начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах.
В состав федерального государственного учреждения культуры Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская Галерея (ФГУК ВМО ГТГ) входят: Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина, Выставочный зал в Толмачах.
6) Московский государственный музей С. А. Есенина.
Экспозиция музея создана в 1995 году к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где долгие годы жил отец поэта, Александр Никитич, работавший старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н.В.Крылова. Именно сюда в 1911 году приехал юный Сергей Есенин из родных рязанских мест, и этот дом стал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописан с 1912 по 1918 годы. Москва – город особый в судьбе С.А. Есенина. "Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва", – писал поэт в 1922 году.
Центром экспозиции является мемориальная комната, которая, благодаря стеклянной стене, превращается в комнату-витрину, создавая иллюзию присутствия в ней. С помощью необычного художественного решения в экспозиции создана атмосфера, в которой рождалась Поэзия. В музее акцент сделан на московском периоде жизни и творчества С.А.Есенина, а также прослеживается весь его творческий путь. Экспозиционный показ завершается темой "Есенин как часть мировой культуры", где творчество поэта представлено наряду с творчеством выдающихся деятелей мировой культуры. Экскурсии по музею сопровождаются аудио- и видеопрограммами с демонстрацией редкой кинохроники начала 20 века и кинокадров, запечатлевших поэта и его окружение. Тематическая экскурсионная программа музея рассчитана на разные категории посетителей, включая экскурсии на иностранных языках
7) Музей кукол «Кукольный дом».
«Кукольный дом» – это не совсем обычный музей. Его уникальная коллекция, создававшаяся в течение многих лет, – это не просто дорогие антикварные куклы или редкие экспонаты. Коллекция «Кукольного дома» – это прежде всего куклы и их кукольные судьбы, которые тесно связаны с судьбами людей, начиная с раннего детства. Поэтому в «Кукольном доме» особенно уютно, просто и легко.
«Кукольный дом» – единственный музей, который экспонирует кукол не в строгих стеклянных витринах, а в уникальных кукольных интерьерах, кукольных домиках. Парадоксально, но в музее царит совершенно не музейная атмосфера. Тихая сказочная музыка, таинственный свет волшебного фонаря, поблескивание бисерной люстры, шуршание роскошной мантии Короля
Кукольного Королевства и тысячи добрых и бесхитростных кукольных глаз вокруг... – все это сложно назвать просто музеем. Скорее это и есть милый и гостеприимный, жизнерадостный и беззащитный «Кукольный дом» – уникальная частичка огромного Кукольного мира.
8) Мемориальный музей космонавтики.
Мемориальный музей космонавтики расположен в цокольной части монумента "Покорителям космоса" – уникального памятника Москвы, воздвигнутого в честь запуска Первого искусственного спутника Земли по проекту архитекторов М.О. Барща, А.Н. Колчина и скульптора А.П. Файдыша-Крандиевского и открытого 4 ноября 1964 года. Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П. Королеву. Музей был торжественно открыт 10 апреля 1981 года, к 20-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В фондах музея бережно хранятся образцы космической техники, личные вещи деятелей ракетно-космической отрасли, архивные документы, кино- и фотоматериалы, предметы нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время музей и прилегающая Аллея Героев космоса открыты после реконструкции. Значительно расширенная и обновленная экспозиция позволяет демонстрировать полномасштабную ракетно-космическую технику. В специальных зонах размещены интерактивные экспонаты, которые включают в себя тренажеры, идентичные тренажерам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина: тренажер транспортного космического корабля сближения и стыковки, виртуальный тренажер международной космической станции, тренажер пилота поискового вертолета. В музее находится выполненный в миниатюре Центр управления полетами, где можно наблюдать Международную космическую станцию в реальном времени и осуществлять переговоры с экипажем, интерактивная кабина "Буран" с системой подвижности и панорамным стереоизображением, интерактивный познавательный и обучающий класс, выполненный в виде кают-компании.
9) Центральный музей Великой Отечественной войны.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – федеральное государственное учреждение культуры Российской Федерации, главный объект мемориального Парка Победы на Поклонной горе в Москве.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945гг. является уникальным мемориальным комплексом, призванным увековечить память о героизме и мужестве, проявленным нашими соотечественниками в годы Великой Отечественной войны. Музей ведет научную, культурно-просветительскую работу, организует мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи – школьников и студентов, оказывает информационную помощь посетителям.
В галереях и выставочных залах Музея регулярно устраиваются тематические выставки (так, в 2006 работали выставки «Советское стрелковое оружие в Великой Отечественной войне», «Защитникам Москвы посвящается» и др.).
В 2011-2012 учебном году предполагается ознакомление детей с г. Санкт-Петербургом (реально и виртуально), а также с музеями Республики Хакасия.
1) Архитектура г.Санкт-Петербурга. Чудесные мосты.
За два с половиной столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды – Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей – площадей, улиц, набережных, парков. Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных ансамблей.
Санкт-Петербург, или как его зачастую называют «Северная Венеция»,представляет собой город, построенный на островах. Центральная частьего переплетена сетью каналов и рек, через которые перекинутомножество красивых мостов. ИсториямостовСанкт-Петербурга– это история всего города. Есть вПетербурге мостыс названиями цветов. Обращаясь к истории, мы узнаем, что такие названия мостамдавались в 18 веке.
2) По залам Государственного Эрмитажа.
Эрмитаж в Санкт-Петербургеявляется одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них – Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).
В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),"Золотая кладовая", Отдел нумизматики.
3) Петергоф. Фонтаны, парки и дворцы.
Петродворец – всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль.
Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица – Петербург.
Пётр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело – Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.
4) Поездка в г.Санкт-Петербург с учащимися.
5) История Байконура. Космодром.
Байкону'р (с каз. Байк/он/ыр – плодородная земля). Космодром «Байконур»– первый и крупнейший [1] в мире космодром, расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 км2.
Космодром имеет большое международное значение. С космодрома возможны запуски различных типов ракет-носителей. Один из трёх космодромов планеты, наряду с космодромами Мыс Канаверал в США и Цзюцюань в Китае, предназначенных для запуска аппаратов с космонавтамина борту. ОрбитаМКС была подобрана с учётом широты Байконура – с него производятся основные запуски.
«Байконур» начал строиться 12 февраля 1955 года (принятое 12 февраля 1955 года постановление Правительства СССР о строительстве полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет), стал космодромом в 1957. В 1970-1980-х являлся крупнейшим космодромом Советского Союза. После распада СССР в начале 1990-х космодром отошёл Казахстану. Арендуется Россией до 2050 года. Парламент Казахстана ратифицировал соглашение о продлении договора аренды до 2050 года в апреле 2010 года (соглашение было подписано президентами РФ и РК ещё в 2004 году) [2].
С космодрома «Байконур» был осуществлён запуск первого искусственного спутника Землиипервый полёт человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз»,орбитальные станциисерий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия» – «Буран», межпланетные космические аппараты,искусственные спутники Земли.
3. Обобщающе-аналитический этап – май 2012 г.
1) Промежуточный анализ работы за 2010-2011
учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость
проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по
результатам первого этапа проекта.
2) Анализ работы над проектом за 2010-2012г.г.
IV. Продолжительность реализации проекта
Сентябрь 2010 г. – май 2012г.
V. Перспективы дальнейшего развития
1. Контроль за индивидуальным развитием
познавательного интереса, уровнем развития
устной речи через рассказы о музеях и информационной
грамотности учащихся начальных классов.
2. Составление плана работы на 2011-2012 учебный год.
3. Дать рекомендательный список музеев
Республики Хакасия учащимся для посещения в
каникулярное время.
4. Преемственность учащихся начальных классов
при переходе в среднее звено.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1998. – 412 с.
- Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.: Ассоциация музеев России, 1998. – 190 с.
- Ванслова Е.Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
- Воронин А.А. Музеи как креативное пространство культуры //Философские исследования. – 1994.– №I. – С.69-84.
- Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев/ – СПб.: РГЭМ, 2001. – 262 с.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология/– М.: Аспект-Пресс, 2000. – 591 с
- Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380.
- Психология. Словарь. – М., 2001.
- Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
- Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.
- Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб., 1997.
- Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2003