Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе – изучение и познание природы; вот их крылья.
Х. Марти
Пояснительная записка
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования.
Человек – единственный экологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии Его особи наделены разумом и чем изощреннее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простым (что съесть, чем обогреться) и над сложным (как сохранить природу) Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Воспитанию этого великого чувства наиболее эффективно способствует школьный предмет – экология. Экология – это новый образ мышления, которому необходимо учиться. Экологическое образование должно строиться исходя из признания его непрерывности. Оно охватывает как начальную, так основную и среднюю школу. Младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Просто необходимо введение в учебно-воспитательный процесс эколого-краеведческого подхода. Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Это предполагает усиление экологической направленности педагогического процесса в школе.
Принципы экологического воспитания:
Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни человека. Экологическое образование отражает нравственные и правовые нормы.
Принцип экологизации предполагает воспитание экологического сознания, понимание характера изменений в природной среде под влиянием антропогенной
Принцип интеграции отражает взаимодействие естественнонаучных, нравственно-эстетических, правовых и социальных аспектов экологического воспитания через взаимодействие теоретической и практической деятельности
Принцип непрерывности вытекает из идеи последовательного формирования экологической ответственности личности на всех этапах школьного образования.
Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического воспитания на основе всех его компонентов, целей, содержания, методов и приёмов, средств воспитания, а так же организацию различных видов деятельности.
Принцип социологизации предусматривает усвоение школьниками социального опыта. Норм и ценностей человека, тесно связанных с экологическим образованием: «Я – житель», «Я – работник», «Я – гражданин».
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов. Реализация данной программы помогает организовать деятельность учащихся, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, формирует у школьников интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства, историческое самопознание, социальную активность. Родной край – земля предков, где развивается культура народа, малая и большая Родина, которая нуждается в заботе и защите. Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств идет при опоре на исторические и природные корни.
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Необходимо у младших школьников сформировать основы экологической культуры: поведение каждого среди людей в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
1. Ценностное основание воспитательной системы
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, пробуждение интереса к природе, развитие личности ребёнка на основе ценностей национальной культуры, региональных и местных традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отчизне и родному краю, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству. Созданная система даёт не только формирование базовых компонентов экологического образования, но и составляет основу развёрнутого педагогического процесса. Реализация модели предусматривает системный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательные формы изучения природы, и выполняет следующие педагогические функции:
- Познавательно-развивающая – способствует расширению и углублению научных экологических процессов и явлений с помощью наблюдений.
- Познавательно-обучающая – предусматривает формирование навыков исследований экологических процессов и явлений с помощью наблюдений.
- Воспитательная функция предполагает формирование личностных качеств учащихся и их отношения к окружающему миру.
- Социально-адаптивная – призвана способствовать самоопределению личности в современном мире.
Цель воспитательной системы: воспитание экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Задачи воспитательной системы:
- Воспитывать экологическую культуру. Вооружить учащихся навыками экологически грамотного поведения в природе.
- Формировать личность, усвоившую духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции. Воспитывать любовь к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина). Развивать в детях чувства красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
- Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
- Обеспечить развития школьника: его склонностей, способностей.
Компоненты экологической культуры |
Обучение |
Воспитание |
Развитие |
Формирование экологических знаний. | Экологически оправданного по ведения в природе. | Экологического мышления. |
Интерес к природе, знания о природе. |
Чувства по отношению к природе. |
Мотивы, определяющие поступки. |
Условия реализации:
1. Взаимодействие педагогов с коллективом учеников и их родителями. 2. Общешкольная деятельность. 3. Работа классного руководителя с детским коллективом. 4. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями. 5. Кружковая работа.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение и принятие таких ценностей, как:
– свобода (реализация права выбора
одного из возможных вариантов проявления своей
активности в сочетании с личной
ответственностью за выполнение принятого
решения);
– требовательность к себе (это путь
познания и развития себя, достижения намеченных
целей);
– любознательность (стремление всё
знать и всему научиться, познавая мир и самого
себя);
– активность (исследовательский подход
к добыванию знаний, настойчивость в поисках
ответа на поставленный вопрос);
– нравственность (доброжелательное и
заботливое отношение к другим людям,
человеколюбие: сочувствие, сострадание,
взаимопонимание, умение прийти на помощь);
– оптимизм (уверенность в себе, своих
силах и возможностях);
– самопризнание (это способствует
эмоциональной уравновешенности, появлению и
осуществлению желания самореализоваться);
– радость ( удовольствие, получаемые
ребёнком от жизни; источником радости может
стать любое дело и сам процесс труда, когда
преодоление препятствий оценивается как победа,
а следовательно приносит удовлетворение).
Реализации задач воспитательной системы «Зелёный дом» помогает следование заповедям юного эколога:
1) Эколог всегда в пути – постоянном поиске.
2) Эколог готов поделиться своими «находками» и
открытиями: показать и рассказать о них.
3) Эколог любит и бережёт природу родного края
(малой и большой Родины) и учит этому других.
4) Эколог уважает труд других людей и сам
трудолюбив.
5) Эколог честен, справедлив, дружелюбен.
2. Механизм функционирования воспитательной системы
Наряду с целевыми ориентирами роль системообразующего фактора играет познавательно – игровая деятельность, которая организуется как «Поход в мир природы» и проходит под девизом «Где уничтожается природа, там иссякает жизнь».
Наш класс не просто класс, а экипаж под названием «Родничок». Расшифровывается это название так: «Родина наша – и человек охраняет красоту». Делится класс-экипаж на три лучика в зависимости от времени года. Каждому лучику даём своё название. Если на дворе осень – название осеннее, например: «Брусничка», «Грибок», «Дождик»; зимой – «Морозко», «Снежинка», Снегирь», весной – «Солнышко», «Ручеёк», «Пчёлка».
Дети являются знатоками природы в своих экипажах – это знатоки деревьев, цветов, птиц, животных, насекомых, водоёмов, погоды, охраны природы и т. д. Родители в 1-2 классах являются дублёрами своих детей – знатоков. Они помогают ребёнку готовиться по своей должности : вести наблюдения за явлениями природы, искать ответы на вопросы в книгах, делать рисунки и сообщения об объектах природы.
В конце каждого месяца назначается день защиты должностей. Тот, кто хорошо подготовился, может рассказать то, что он узнал о своей должности, может показать рисунки, интересные находки. Каждый экипаж оформляет лесной уголок.
В 3-4 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы, их исследуют и добывают факты о том, как рационально использовать природные ресурсы и охранять природу, пишут сочинения и экологические сказки, проекты о защите родного края, оформляют самостоятельно классный уголок «Знай, люби и открывай природу», активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе, выступают перед учащимися 1-2 классов с агитбригадой «Мы – друзья природы», учатся выращивать цветы, озеленять класс, оформляют выставку детского творчества «Природа и фантазия».
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Зелёный дом» является экологическое воспитание, которое затрагивает все направления деятельности класса. В «Зелёном доме» три уровня –«ступеньки, которые проходят учащиеся с первого по четвёртый класс.
|
|
|
Принципы деятельности.
- Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
- Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего – навсего самим стать такими.
- Человеку нужно быть нужным.
- Скажи мне – я забуду.
- Покажи мне – я запомню.
- Позволь мне сделать – я пойму.
- Уважение детского незнания.
Направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе экологического воспитания учащихся и в тесном контакте с родителями. Таким образом, классный руководитель в начальной школе может внести большой вклад в дело воспитания учащихся. Среди направлений воспитательной работы будут следующие:
1. Патриотическое и правовое «Человек без Родины, что соловей без песни».
Задачи: ответственность каждого человека за свои действия по отношению к природе, формирование любви к родному краю, знакомство с законодательными актами в области охраны природы.
Мероприятия:
- Час правовых знаний «Конституции РФ об охране природы», «Урок гражданина».
- Выставка книг об охране природы «Береги, сохраняй, не губи…».
- Классные часы: «Сбережём природу своего края», «Красная книга нашего края», «Правила поведения в природе» (элементарные экологические запреты), «Посмотрите в глаза стрекозе», «Чтобы цветы цвели», «Золотые ключи весны», «Трава у нашего дома», «Зимний день». «В весеннем лесу», «Воскресенье в лесу», «По грибы», фенологические рассказы и экологические рассказы-загадки.
- Праздники «Здесь белоствольная Россия», «Охранять природу – значит охранять Родину», «В гости к осени». Лекции: «Лес – твой друг», «Зелёная аптека».
- Занятия «Как и что наблюдать в природе ?», «Море и его богатства», загадки о природе.
- Уроки доброты: «О редких, исчезающих видах растений», «Природа в опасности».
- Беседы: «Моя личная ответственность за окружающий мир», «Лес – наше богатство».
- Акция «Всемирный день окружающей среды», «4 октября – Всемирный день защиты животных».
2. Нравственно-эстетическое «Красив тот, кто красиво поступает»
Задачи: развитие чувства красоты и доброты в отношении к природе и её объектам, умение выражать красоту природы, проявление гуманных чувств к природе.
Мероприятия:
- Экскурсии в парк, лес, прогулки с наблюдением в природе, экскурсии в краеведческий музей.
- Заочные экскурсии «Земля заповедная».
- Дидактические игры на прогулках и экскурсиях «Узнай дерево по листу», «Что изменилось?».
- Чтение книг писателей-натуралистов К. Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, разучивание стихотворений с поэтическим описанием природы и отгадывание загадок о природе.
- Утренники и праздники: «В гости к осени» (номера художественной самодеятельности), «Цветы, воспетые в песнях», «Голоса природы» (музыкальный час), «Народные промыслы» (фольклорный праздник), «От улыбки радуга проснётся» (праздник-соревнование), «В гостях у Берендея» (праздник-игра), «Что? Где ? Когда?» (посвящён Международному дню защиты животных), «30 марта – День защиты Земли», дни именинников.
- Турниры, викторины, КВНы «15 апреля – День экологических знаний», «Хочу всё знать». Оформление выставок поделок, фотографий, рисунков, сочинений.
- Композиции из цветов (День учителя, 8 Марта, День птиц, 22 марта – Всемирный день воды).
- Конкурс мини-сочинений «Самый красивый уголок Республики Хакасия», «Рощи да леса – всему краю краса», «Сломить дерево – секунда, а вырастить – года», «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец».
- Изготовление плакатов-призывов «Птицы – наши друзья!», «Берегите птиц!», «Подкорми птиц зимой!», «Лес – наше богатство», «Зелёный наряд радует взгляд».
3. Спортивно-оздоровительное «В здоровом теле здоровый дух
Задачи: развитие привычки правильно использовать природные факторы здоровья, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья.
Мероприятия:
- Экскурсии по изучению родного края.
- Игры-соревнования на свежем воздухе, спортивные соревнования «Весёлые старты», дни здоровья.
- Спортивные праздники «День защитника Отечества», «Папа, мама, я – дружная семья!»
- Классные часы «Твой режим дня», «Чистая вода для хвори беда», «Курить – здоровью вредить», «Холода не бойся – по пояс мойся», лекции и беседы о здоровом образе жизни.
- Конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни.
- Проведение диспутов и ролевых игр.
4. Трудовое «Землю солнце красит, а человека – труд»
Задачи: бережное отношение к природе, участие в трудовых делах по уходу за природными объектами, развитие навыков оценки состояния природной среды.
Мероприятия:
- Изготовление и развешивание птичьих кормушек «Зимующим птицам – нашу доброту и заботу», подкормка птиц, изготовление скворечников.
- Уход за комнатными растениями (знакомство с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания).
- Конкурс на лучшее озеленение класса.
- Забота детей о рыбках в аквариуме.
- Проведение акции «Сбережём лес» (сбор макулатуры).
- Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны».
Воспитательная система имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи. В школьной общности класс занимает ведущее место по организации и проведению экологических мероприятий, ему отведена роль проводника в воспитании любви к своей Родине и родному краю.
|
|||||
|
|
|
Важной формой экологического воспитания учащихся являются кружки «Юный эколог» и «Сказки леса», которые способствуют формированию экологических представлений о природе в её единстве, о сущности взаимодействия человека и природы, пониманию важности охраны окружающей среды. Кружки формируются по интересам детей.
Экологический кружок «Юный эколог» ( 1-2 классы)
Цель: углубить и расширить знания учащихся о природе своей местности, показать неповторимость и своеобразие природы через экологический подход.
Задачи:
- развивать интерес к познанию природы родного края в системе природа – человек;
- совершенствовать познавательную и практическую деятельность школьников
- развивать личностные качества, чувство патриотизма, мышление, экологическую и эстетическую культуру, творческие способности.
Организация работы кружка строится на трёх важнейших принципах : краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия на основе окружающей ребёнка природы. Реализация принципа экологической направленности способствует формированию экологической культуры и осуществляется через схему знания о природе и практические умения по её охране. В результате происходит интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Практическая направленность отражается в усвоении знаний и умений в ходе непосредственной деятельности в природе.
При ведущей роли наглядно-иллюстративного метода особую роль занимают экскурсии и учебные прогулки. Занятия проводятся один раз в неделю. Осенний и весенний период полностью посвящены экскурсиям и практическим работам на местности. В учебно-методическом обеспечении основную роль играют игровые приёмы – дидактическая игра, моделирование экологических ситуаций и обсуждение путей их решения.
Планируемые результаты:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности
- умение использовать знания основ экологии в первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод
- понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы
Рощи да леса – родного края краса
Познавательная деятельность |
Практическая деятельность |
Игровая деятельность |
Экология – наука о том, как жить в мире с природой. | Экскурсия «Красота родного края» Экскурсия «Экосистема луга». Очистка прирусловой поймы от мусора. Практикум «Экосистема хвойного леса». | Дидактические игры: «Самое вкусное»; «Кто кого съест»; «Кто сложит длиннее пищевую цепь?»; «На что нужны мыши?» |
Экосистема: живые и неживые компоненты. | ||
Цепи питания. «Как солнышко лису кормит». | ||
Экологические пирамиды. | ||
Влияние лесохозяйственной деятельности человека. |
Земля – заботу любит
Познавательная деятельность |
Проектная деятельность |
Игровая деятельность |
Раны природы Республики Хакасия. (Обзор экологических проблем, загрязнение малых рек, истощение почв и уничтожение флоры.) | Проект «Город, в котором хотел бы жить». Моделирование «Защита рек от загрязнения. | Деловая игра «Эрозия – главный враг почв». |
Разноцветная река. Как человек использует реки. Экологические проблемы рек на примере Енисея. | ||
Чем загрязняется воздух? | Игра «Что дымит?» | |
Почва – единство живого и неживого. |
Растение – земли украшение
Познавательная деятельность |
Практическая деятельность |
Игровая деятельность |
Редкие растения Республики Хакасия «По страницам Красной книги Республики Хакасия». | Изготовление лото и домино «Редкие растения Республики Хакасия». | Игра «Цветы», «Составь букет». |
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте
Познавательная деятельность |
Практическая деятельность |
Игровая деятельность |
Редкие птицы Республики Хакасия. Животные на грани исчезания (кандидаты в Красную книгу Республики Хакасия). | Акции «Домики для птиц». Операция «Покормите птиц зимой». | Игра «Сова». Экскурсия «Зимующие птицы города». |
Жизнь – дана на добрые дела
Познавательная деятельность |
Практическая деятельность |
Игровая деятельность |
Охраняемые территории: заповедники, заказники, памятники природы. Экскурсии «Редкие растения лесостепи родного края». | Проект «Школьный микрозаказник». Наблюдения за жизнью муравьёв. | Путешествие по заповедникам России. |
План работы кружка «Сказки леса» (3-4-й класс)
Цель: развитие творческой деятельности учащихся, активизация нравственно-эстетического воспитания, которое способствует воспитанию любви к родному краю, гордости за его природу.
№ п/п |
Тема занятия. |
Материал. |
Колич. часов. |
Дата. |
||
1. | Сбор природного материала. Экскурсии в лес, на луг. | Береста, шишки, плоды деревьев и кустарников. | 3 | Сентябрь | ||
2. | Композиция «В гости к Бабе Яге» по мотивам сказки «Гуси-лебеди». | Шишки, искривленные сучья, сухие листья, круглая солома. | 3 | Октябрь | ||
3. | На лесной поляне ёжики гуляли… (творческая индивидуальная работа) | Пластилин, семечки. | 2 | Ноябрь | ||
4. | Панно «Сказка о царе Салтане…». Поделки «Корабль», «Царевна-Лебедь». | Круглая солома, перья птиц, бумага. | 4 | Декабрь | ||
5. | Поделка «Старичок-лесовичок». | Еловые шишки, скорлупа грецкого ореха, древесный гриб, береста. | 2 | Январь | ||
6. | Композиция по сказке «Колобок», поделки сказочных персонажей для учащихся 1 класса. | Шишки, плоды, семена деревьев, сухие листья и цветы. | 5 | Январь – февраль | ||
7. | Творческий день. Изготовление сказочных птиц. | Шишки, листья, цветы. | 2 | Февраль | ||
8. | Аппликация «Зимний день». | По выбору детей. | 2 | Март | ||
9. | Аппликация из бересты «На лесной опушке», поделка «Олени». | Береста, сухие листья, папоротник. | 2 | Март | ||
10. | Композиция «Птицы – наши друзья», выставка поделок «День птиц», стихотворения о птицах. | Шишки, жёлуди, перья, мох. | 4 | Апрель | ||
11. | Изготовление объёмных игрушек из бересты «Наши домашние друзья». | Береста, ветки. | 3 | Май | ||
12. | Выставка для родителей и учащихся начальных классов «Сказки леса». | Итоговое занятие в форме презентации. | 1 | Май |
3. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.
К числу таких критериев можно отнести:
1) развитость познавательного потенциала
ребёнка;
2) экологическую и нравственную направленность
личности;
3) сформированность у учащихся нового мышления,
мировоззрения, новой экологической культуры,
способного заботиться о живом существе с
чувством понимания, сострадания и любви;
4) умение применить на практике теоретические
сведения и оценить качество окружающей среды;
5) сформированность у учащихся первоначальных
умений самореализации и самоутверждения;
6) коммуникативная развитость ребёнка
(коммуникабельность, коммуникативная культура
учащихся);
7) развитость креативных способностей
(способность к оригинальному мышлению,
стремление к творчеству);
8) удовлетворённость ученика самим собой и
жизнедеятельностью в классном коллективе.
Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и эффективной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося: общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка успешность в деятельности, уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений: социометрия, социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
– анкетирование;
– тестирование;
– наблюдения;
– беседы.