В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим.
- Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализацией ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа » есть такие слова: «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы…».
Мой инновационный проект посвящён именно воспитательной работе.
Цель и задачи моей воспитательной работы:
- Создание единого образовательного пространства, где главным критерием является развитие личности ребёнка на основе ценностей национальной культуры, традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отечеству и родному краю.
- Формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.
- Воспитание любви к родному краю, к своей стране России.
Принципы моей воспитательной системы:
- Целостность педагогического процесса – единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
- Приоритетность исторического и культурного наследия России, народных промыслов, традиций и обрядов через духовные ценности.
- Системность, преемственность и непрерывность в развитии и воспитании с учётом возрастных особенностей школьников.
Содержанием моей воспитательной системы является урочная и внеурочная формы работы. Я хотела бы рассказать об одной из форм внеурочной деятельности – об экскурсионной.
Экскурсионная деятельность – форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсионной деятельности – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями.
Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.
Экскурсии на производство, где учащиеся знакомятся с производством разных изделий, которые окружают детей в повседневной жизни. А также экскурсии на производство, рассказывающие о народном промысле русского человека.
Краеведческие экскурсии – рассказывают об истории улицы, зданий, об известных людях данного края и их жизнедеятельности. О классификации экскурсии подробно описывается в научно-практической разработке.
В стандартах второго поколения результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Правильно спланированная экскурсионная деятельность поможет учителю придти к такому результату.
Приоритетной целью своей внеклассной работы я считаю знание своей Родины, своих истоков, своих народных традиций и промыслов. Поэтому мы с ребятами, помимо стандартных поездок в музеи, театры, зоопарк и др. много выезжаем на различные экскурсии, посвящённые народным промыслам. И в основном, это производства с обязательным мастер-классом.
Я разработала содержание и темы наших выездов на экскурсии с учётом возрастных особенностей младших школьников:
1 класс:
- Обзорная экскурсия по Москве. Знакомство с нашим городом Москва.
- Бабенская игрушка. Как изготавливали игрушки из дерева.
- Музей « Забавушка ». История деревянной игрушки.
- Выезд на звероферму.
2 класс:
- Музей «Танк – Т-34».
- Снегири.
- Музей Пограничника.
- Приокско-террасный заповедник.
3 класс:
- Гжель. Майолика.
- Гжель. Синяя.
- Музей ёлочной игрушки г. Клин.
- Парк Птиц.
4 класс:
- Павлово-Посад. Музей платка.
- Сергиев-Посад. Музей матрёшки.
- Жостово. Подносы.
- Федоскинская шкатулка.
В каникулы мы с учениками стараемся выезжать в различные города России, знакомясь с историей нашей страны, её жителями, традициями, обычаями, обрядами. Мы уже побывали в городах:
- Великий Устюг.
- Карелия. Петрозаводск.
- Ярославль.
- Кострома.
- Углич. Мышкин.
- Нижний Новгород.
- Ростов. Переславль-Залесский.
- Муром. Гусь-Хрустальный.