Цели:
- Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Многочлены»;
- развивать логическое мышление;
- развивать устойчивое внимание на уроке путем решения задач;
- формировать умение сравнивать, находить ошибки при умножении многочлена на многочлен;
- формировать у учащихся познавательный интерес к алгебре.
Оборудование:
- мультимидийный проектор;
- листы с печатной основой;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме «Многочлены», подготовимся к контрольной работе. Мы с вами отправляемся через реку знаний по маршруту путешествия, показанного на карте (презентация).
II. Устный опрос.
Начало путешествия: Лес наук. Чтобы его пройти надо вспомнить теорию.
1. Что такое многочлен? Приведите пример.
2. Какой многочлен называют многочленом стандартного вида?
(Если каждый член многочлена является одночленом стандартного вида и этот многочлен не содержит подобных членов, то его называют многочленом стандартного вида.)
Задание: Представить многочлен в стандартном виде (слайд 3):
x2y + yxy
11a5 - 8a5 + 3a5 + b
3t2 - 4m – 6m – 3t2 + 7c
3. Что такое степень многочлена?
(Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов.)
Задание: Вместо * поставьте такой одночлен, чтобы получился многочлен 5-й степени (слайд 4):
x4 + 2x3 - x2 + *
x6 – 3x5 + 5x + *
3x5 + 2x – 11 + *
a3b2 + ab2 + a2b + *
4. Правило сложения и вычитания многочленов, когда перед скобками стоит знак “+” или “-”.
(Если перед скобками стоит знак “+”, то члены, которые заключены в скобки, записываются с теми же знаками; если перед скобками стоит знак “-”, то члены, заключенные в скобки, записывают с противоположными знаками.)
5. Правило умножения одночлена на многочлен.
(Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.)
Задание: Умножьте (слайд 5):
- x(-y + 2 - 3x)
-4x3(x2 - a)
(m5 - m3 - 1)2m4
-3z(-5z3 + 2z2 - z + 1)
6. Правило умножения многочлена на многочлен.
(Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член первого многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.)
7. Что значит разложить на множители многочлен? Какие способы вы знаете?
(Разложить на множители – это значит, представить многочлен в виде произведения двух или нескольких многочленов. Способы: вынесение общего множителя за скобки, группировка).
III. Мы приблизились к Реке знаний.
Нужно перебросить мостик через неё, чтобы переправиться на другую сторону. Для этого надо выполнить задание:
Выполнить умножение (слайд 6):
а) (b +10)( b- 4) |
Ответы: а) b2 +6b - 40 |
б) (y + 6)( y- 10) |
б) y2 – 4y - 60 |
в) (а – 3)( а + 8 ) |
в) а2 +5а – 24. |
У ребят на партах листы с печатной основой, на которых выполняется работа.
IV. На нашем пути исследовательская лаборатория, передохнем и выполним задание творческого характера (слайд 7;8):
Расставьте в выражении 2x - 3x - 5 скобки так, чтобы получилось:
а) 15 – x
б) - 4x – 10
в) 5 – x
г) 2x2 - 13x + 15.
Ответы записываем на листах.
Ответы:
а) 2x - 3(x - 5 );
б) 2(x -3x - 5);
в) 2x - (3x - 5);
г) (2x - 3)(x - 5).
V. Продолжим наше путешествие. Мы оказались в пустыне умножения (слайд 9;10).
Археологи отправили нам сохранившиеся кусочки папируса и попросили расшифровать их. Помогите им.
- (4a – 3)(2a + 5) = 8a2 – … + 20a … 15 = 8a2 … 14a – … ,
- ( 3x – 5)(5x + 4) = 15x2 – … + 12x … 20 = 15x2 … 13x – … .
- (2а – 4)(3a + 8) = 6a2 – … + 16a … 32 = 6a2 … 4a – … .
Ответы записываем на листах. Проверяем верность выполненного задания (слайд 10).
VI. Следующий пункт нашего путешествия: Лабиринт умножения.
Вы попали в лабиринт, чтобы выбраться, вам надо решить уравнения (слайд11):
- 1 вариант: (2x + 4 )(3x – 3) – 6x2 = 0
- 2 вариант: (x +4 )(4x – 12) – 4x2 = 0
Решаем на листах с последующей проверкой.
VII. Пройдя лабиринт, мы попали на остров ошибок.
Остров ошибок. Найдите и выделите ошибку в записи (слайд 12;13)
- 1 вариант: а) (2а – 1)(3а + 2) = 6а2 – 3а + 4а + 2 = 6а2 + а + 12;
- 2 вариант: б) (3x – 2)(3x – 1) = 9x2 – 6x – 3x – 2 = 9x2 – 9x – 2;
- 3 вариант: в) (– 5x +1)(2x – 3) = -10x2 +2x +15 x – 3;
- Дополнительно: г) (2а – 5)(3 – 4а) = 6а – 15 – 8а + 20а = 18 а – 15;
Решаем на листах с последующей проверкой.
VIII. Наш путь подходит к концу, мы успешно преодолели все препятствия и достигли конечного пункта «База оценок» (слайд 14;15).
I вариант |
II вариант |
1. (х+4)(х-5) |
1.(х-4)(х+8) |
2. (а+3)(а-3) |
2 (х-5)(9-х) |
3. (а-1)(а-3) |
3. (2а-1)(3а+7) |
4. (5у2+1)(3у2-1) |
4. (3х2 -1)(2х2 +1) |
5. (х+3)(х2 -х-1) |
5. (а+2)(а2 -а -3) |
6. -6(а+4)(а-1) |
6. -8(у-1)(у+5) |
7. b (3 b+1)(2 b-5) |
7. 5m(m-2)(m+3) |
8. (х+1)(х+2)(х+3) |
8. (а-1)(а-4)(а+5) |
На листах задания по вариантам. Решать можно на свободном месте листа, ответ вписываем в таблицу. За восемь правильных ответов- “5”, семь-шесть правильных ответов -“4”, пять-четыре правильных ответов- “3”.Чтобы после сдачи листов, проверить ответы, дублируйте их в тетрадях.
IX. Итог урока. Объявление оценок. Домашнее задание. (карточки с подготовительным вариантом контрольной работы).
Использованные источники:
- Гриценко О.В., Федотова О.Ю. Итоговый урок по теме «Многочлены» сайт « Фестиваль педагогических идей».
- Канина Г.В. Урок-игра «Умножение многочлена на многочлен» сайт « Фестиваль педагогических идей».
- Юсупова Э.Ф. Урок «Произведение одночлена и многочлена» сайт « Фестиваль педагогических идей».
- УМК Макарычев Ю.Н. и др.под редакцией С.А. Теляковского (Москва, Просвещение, 2002г. и последующие издания).