Теоретическая часть урока
Цель урока: показать роль слова и языка в жизни общества; показать роль слова и языка в жизни общества; отобразить образность и сущность слова "вода"; объяснить исследовательский аспект в области использования воды.
Задачи урока: прививать любовь и бережное отношение к родному языку и слову; воспитывать культуру речи.
Оборудование: выставка всех видов минеральной воды; одноразовые стаканы; проектор для показа слайдов.
Преподаватель литературы (рассказывает о целях и задачах урока); рассказывает о встрече с Н.Д. Солженицыной, где был задан вопрос: "Литература в школе нужна?" Ответ был таков: ":Литература всегда играла огромную формообразующую роль для каждой нации. Если уберем ее из школы, то начнем растить роботов, полуграмотных людей. Литература позволяет людям общаться друг с другом на уровне, достойном человеческого существа. Литература - абсолютно необходимая часть воспитания ЧЕЛОВЕКА. Любая страна без литературы обречена:". Для того, чтобы доказать, что литературное слово необходимо во всех аспектах, на всех практических занятиях, мы проводим данный урок.
Какова роль литературного слова, словесности и языка?
(Учащиеся рассказывают о высказываниях русских классиков и теоретиков о роли слова, словесности и языка): "Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому" (М.В. Ломоносов". ":Богатство языка есть богатство мыслей:" (Н.М. Карамзин). "Определяйте значения слов: и вы избавите свет от половины его заблуждений" А.С. Пушкин. "В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно:" Н.В. Гоголь. "Изучать родной язык необходимо:чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей" Н.Г. Чернышевский. "В мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. Слово - одежда всех фактов, всех мыслей" А.М. Горький.
А.С. Пушкин определил язык "как материал словесности", так как язык - сложное явление и по своему устройству, и по своей роли (функциям) в обществе. Подходить к языку можно с разных сторон. Говоря о языке как материале словесности, Пушкин имел в виду еще одну очевидную и очень важную его сторону, или, лучше сказать, ипостась (сущность): язык заключает в себе возможности духовного, художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления.
Как вы понимаете смысл слов "язык", "слово"?
- Язык - одно из самых великих творений человечества; важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. В нашей повседневной жизни язык всего-навсего лишь средство для достижения какой-нибудь цели, привычная система речевых навыков.
- Слово - единство отвлеченных и конкретных, общих и индивидуальных, нейтральных и эмоционально окрашенных значений, и его нельзя заменить никакой вещью. Мир слов - многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, вселенная. Слова как элементы поэтической речи имеют не только смысловую (семантическую), но и эстетическую информацию; они не только сообщают что-то разуму, но и, обращая наше внимание на себя, воздействуют на чувства своей необычностью, неповторимостью, образностью, звуковой организацией, ритмом. Поэтическое слово дает "ощутительное" изображение предмета или явления, делает такое изображение сосредоточенным, очищенным от второстепенных, случайных деталей.
Обратимся к началу десятой главы повести Н.В. Гоголя "Страшная месть": "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои:". Эти строки мы читаем как стихи. Напевная ритмическая проза напоминает ритм старинных украинских дум и очень эмоциональна. Произнеся эти строки, я чувствую величавое течение реки. Но если заменить эту фразу, в которой слова ритмически подчеркнуты, другой, обычной: "Днепр очень красив в тихую погоду, когда он плавно течет сквозь леса и горы", то вспоминаются слова А.М. Пешковского, исследователя поэтического языка: "Гоголевский текст поет, а разговорный скрипит". Но самое существенное в данном поэтическом отрывке - это образный смысл слова.
Что подразумевается под образным словом "вода"?
- Оказывается, возникновение данного образного слова тесно связано с древним мифом. Мифология - это особый вид устного народного творчества на ранних ступенях развития человечества. Тесная связь этого слова и мифа проявилась в том, что язык - главное орудие мифологического мышления. Миф исчезает, но не бесследно: он оставляет языку богатую образность, давая начало поэтическому и фразеологическому употреблению слова.
Что означает слово "вода"?
- Вода - колыбель земной жизни, могущественная первобытная стихия, извечно противостоящая огню, олицетворение женского начала в природе, великий символ зачатия, рождения и возрождения, очевидный знак чистоты и очищения, но также и зыбкая эмблема бесформенности, неопределенности, ненадежности и опасности. Вода в форме росы, дождя, ручья, родника, реки, озера, моря или океана фигурирует в огромном количестве мифов, причем
символика ее тоже далеко не однозначна. Самая удивительная по красоте легенда, связанная с озером, рождена на русской земле. Она повествует о чудесном граде Китеже, опустившемся на дно озера Светлояр при нападении на Русь несметных полчищ Батыя. Века спустя люди, побывавшие на берегах Светлояра, уверяли, что собственными ушами слышали приглушенный колокольный звон, доносившийся со дна озера. Наши предки свято верили в существование утопического города праведников, где царит мир и социальная гармония. Сказочный город Китеж - град, процветающий на дне глубокого озера, - знаменательный символ чудесного спасения и романтическая аллегория подводного рая.
В религии вода символизирует очищение от грехов и духовное возрождение к новой жизни. У христиан эта символика наиболее ярко проявляется в таинстве крещения, свершаемом при помощи насыщенной ионами серебра святой воды, якобы очищающей и облагораживающей энергетику человека.
В геральдике вода повсеместно изображалась в виде волнистой голубой (иногда белой) линии, хотя в XVIII- XIX веках в Европе, в том числе и в России, была довольно популярна и другая эмблема, на которой вода струится из опрокинутого кувшина. Именно ее мы и видим сейчас в историческом гербе Воронежа. Более богатую по содержанию эмблему содержит герб Великого Устюга: здесь в зеленом поле запечатлен то ли Нептун, то ли абстрактный Владыка вод, мирно отдыхающий на берегу водоема и выливающий в него реки из двух красных кувшинов.
Сам человек немало потрудился над смертоносной символикой воды, ибо в эпоху средневековья палачи использовали ее для пыток и казней. Приговоренных к смерти иногда заживо варили в кипятке или топили в зашитом мешке. На Руси это называлось "посадить в воду". В послепетровской России, в страшное десятилетие царствования Анны Иоанновны Кровавой (1730-1740), в моду вошел новый вид смертной казни: арестованного патриота, осмелившегося протестовать против засилья немцев и бесчеловечного режима "бироновщины", выводили раздетым на мороз и обливали водой до тех пор, пока человек не превращался в ледяную статую. В годы Великой Отечественной войны за отказ сотрудничать с фашистами такой ледяной казни был подвергнут гордый и мужественный советский патриот генерал Дмитрий Карбышев.
Чрезвычайно многогранной предстает символика воды в фольклоре. Прежде всего, следует отметить, какую удивительную метаморфозу претерпел в этом пласте народной культуры очистительный символизм воды.
Приведите примеры фразеологизмов, где компонентом была бы вода, расшифруйте их иносказательный смысл для того, чтобы показать не только их многообразие, но и разнородность.
Мы говорим: - А понимаем:
- как в воду опущенный - имеющий унылый вид;
- как с гуся вода - ничем не проймешь, все нипочем;
- как рыба в воде - в своей среде, сфере, свободно, непринужденно;
- как две капли воды - полное сходство;
- вывести на чистую воду - разоблачить, уличить кого - либо.
Народные изречения другой конструкции:
- хлеб да вода - молодецкая еда;
- лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой;
- под лежачий камень вода не течет.
Это - пословицы, смысл которых ясен без пояснений. Указанные словесные формулы заключают в себе давние житейские наблюдения, взгляды русского народа. А вот азербайджанцы утверждают, что проточная вода не загрязнится. Армяне иронизируют: рыба еще в воде, а он сковородку на огонь ставит. Вьетнамцы подмечают закономерность: вода в реке - рис на рынке. Узбеки философически замечают: воду, что рядом течет, не ценишь. Мы можем вслед за древнегреческим мудрецом воскликнуть: нельзя в одну и ту же воду (реку) войти дважды, или в соответствующих случаях ввести в свою речь библейское выражение темна вода во облацех. Фразеологическое богатство, связанное с образом "вода" и используемое в речи, мы рассмотрим в аспекте: "свое" и "чужое", то есть, что создано русским народом, русской литературой и что создано творчеством других народов, других литератур.
"Свои" обороты: вилами по воде писано; седьмая вода на киселе; лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой; без воды - ни туды и ни сюды. Их национальная принадлежность установлена, доказана фактами русской жизни, ее обычаями, а потому - и образами, использованными при построении фразеологизма. Вилами на воде писано - здесь вилы обозначают вовсе не орудие крестьянского труда, а круги - так они называются и доныне в ряде диалектов русского языка. Кисель, пирог - традиционные блюда русской кухни, а потому они являются "героями" и ряда других исконно национальных оборотов. Если оборот пришел в нашу речь из литературного творчества, мы знаем тогда и конкретного автора, например: без воды - ни туды и ни сюды, или отдыхаем - воду пьем, заседаем - воду льем слова из "Песенки водовоза! В.И. Лебедева - Кумача, исполненной в кинокомедии "Волга - Волга".
"Чужие" обороты: выражение "вместе с водой выплеснуть и ребенка" пришло из немецкого языка (данный образ, закрепившийся благодаря М. Лютеру: "Не следует ребенка вместе с водой выплескивать из ванны"), а оборот рыба еще в воде, а он сковородку на огонь ставит, сложился в речи армянского народа. Оборот в мутной воде рыбку ловить возник на основе одной из басен Эзопа. Хитроумный рыбак, закинув сети, стал с шумом мутить вокруг них воду, в которую и попала оглушенная и ослепленная рыба. Оборот темна вода во облацех (воздушных) - цитата из библейского текста. В романе "Новь" Тургенева есть такое место. Дьякон спросил однажды Гарасю: как, мол, он объясняет выражение: темна вода во облацех? - на что Гарася должен был, по указанию самого отца дьякона, ответствовать: "Сие есть необъяснимо". Как характеристика чего-то непонятного, недоступного нашему разумению этот библеизм употребляется и доныне.
В астрологии одна двенадцатая часть зодиакального круга отведена знаку Водолея, именуемому также Домом Сатурна (отрицательного) и изображаемому в виде двух волнистых линий, одна под другой. Влажное влияние Водолея распространяется на всех рожденных в период с 21 января по 19 февраля. Это самый святой знак, а его подопечные, по уверению астрологов, самые милые и скромные люди на земле. По характеру они сверхчувствительны, любвеобильны и легкоранимы, но упорно стремятся делать добро, даже тогда, когда их об этом не просят. В современной промышленной эмблематике не только вода, но и многие другие жидкости чаще всего маркируются значком в виде капли. В финансовой сфере важнейшее значение имеет водяной знак, служащий главным средством защиты денежной купюры от подделки.
Слово - наследие очеловеченного мира. Мир расцветает словом, как до некоторых пор не распустившийся бутон вдруг оказывается цветком, восхищающим своей красотой. Но слово не умирает как цветок, а живет (цветет), пока жив народ, хранящий его в своей памяти. Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Литературное слово - могучее средство самовыражения, потребности, свойственной каждому человеку, а для этого необходимо хорошо знать свой язык. Познавая слово, мы познаем себя. На протяжении всей своей истории люди обожествляли воду, называя ее символом жизни, так как без нее ничто живое на Земле не может существовать. А теперь поговорим о практической значимости воды.
Практическая часть урока
Мы продолжаем формировать позитивный образ воды. Готовясь к этому уроку, мы обратились к опыту работы нашего кружка "Юный химик". Членами кружка были выполнены два экологических проекта:
- "Роль питьевой воды в жизни человека";
- "Сточные воды промышленных предприятий города Электрогорска".
Вода - одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни и, которое на всем ее протяжении становится его незаметным, но незаменимым спутником. Человек начинает свой день, прогоняя остаток сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как наиболее удобным и эстетичным путем передвижения. И в силу своей повседневности и обыденности она для людей становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить, как не замечают и не ценят воздух, которым дышат. Но стоит, хотя бы на несколько часов, иссякнуть благодатной струе из водопровода, и сразу же возникает масса непреодолимых для современного человека неудобств и проблем. Только тогда вдруг обнаруживается, что без нее, как без воздуха, действительно, просто невозможно жить.
Всем хорошо известно чувство жажды. Это сигнал о "пожаре" в организме и требование "затушить" его водой. Оно появляется с потерей в организме примерно 2% влаги, при потере 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние, если же дефицит превысит 12% - неизбежная гибель. Если происходит обезвоживание, то в организме уменьшается объем клеточной жидкости. А это в конечном итоге приводит к увеличению содержания холестерина в крови.
Без воды невозможен обмен веществ в организме - она доставляет к клеткам кислород, питательные вещества, и она же выводит из организма шлаки. Без воды невозможна работа мозга, нервной и сердечно - сосудистой системы. Вода выступает в качестве смазочного материала в суставах. Нехватка воды в позвоночных дисках - главная причина остеохондроза.
Талая вода обладает необыкновенной целебной силой. Она улучшает клетки, так как вода, которая содержится в клетках организма, имеет такую же структуру, как и талая вода. Поэтому она легко усваивается организмом. Талая вода способствует омоложению организма и продлевает жизнь, замедляет процесс старения, так как препятствует уменьшению содержания воды в клетках, которое происходит с возрастом.
Тем, кто страдает головными болями, гипертонией рекомендуют пить чаще талую воду. Она повышает сопротивляемость организма, как к вирусным заболеваниям, так и к раку. Минимальная доза, которая оказывает эффект - это 4-6 гр. воды на 1 кг. веса. Талая вода имеет ту же кристаллическую решетку, что и вода клеток организма. Только такая вода усваивается клетками и никакая другая. У нас есть рецепт приготовления талой воды.
Проблемы питьевой воды волнуют учащихся и преподавателей училища. С целью изучения свойств питьевой воды в ПУ-34 была создана творческая группа учащихся. Наша группа занялась осуществлением проекта "Роль питьевой воды в жизни человека".
Основная цель нашего экологического проекта - исследовать состояние питьевой воды в ПУ-34, а также воды, очищенной фильтром "Аквафор".
Практическая часть проекта включала:
1. Изучение физических свойств водопроводной воды (определение цветности, запаха, вкуса, мутности, пенности, жесткости);
2. Определение антропологического загрязнения воды;
3. Изучение использования водопроводной воды в здании ПУ-34;
4.Изучение экологического состояния водопроводной воды, а также воды, очищенной фильтром "Аквафор" (определение содержания ионов железа, наличие сульфат-ионов, ионов хлора, определение общей окисляемости воды);
5. Подготовка выводов о качестве водопроводной воды в ПУ-34, а также воды, очищенной фильтром "Аквафор", составление рекомендаций по очищению водопроводной воды.
Были проведены опыты и составлены протоколы (протоколы №№ 1 - 6).
Выводы.
Таким образом, мы закончили наше исследование. Готовя этот проект, мы много узнали об уникальных свойствах воды, о различных способах загрязнения. Также узнали о важной роли воды в нашей жизни. Оказывается, жесткость воды влияет на здоровье. С жесткостью воды связаны различные желудочно-кишечные заболевания. Низкое содержание фтора в воде является причиной возникновения кариеса и т.д. Исследуя водопроводную воду ПУ-34, мы установили, что физические свойства воды соответствуют норме, однако она обладает жесткостью и железа в ней в 2 раза больше нормы. Поэтому мы рекомендуем приобрести фильтр для очищения воды хотя бы для кухни.
В настоящее время в ПУ-34 в столовой нашего училища установлены фильтры, и мы пьем чистую воду. Сточные воды серьезно загрязняют природную среду, в результате в водоемах нарушается система окислительно-восстановительных процессов, накапливаются соединения сероводорода, аммиака и др. Происходит перестройка биоценозов, наступает "цветение" воды, берег зарастает, вода приобретает плохой запах, цвет, содержание кислорода уменьшается, исчезает рыба.
На разных предприятиях даже при одинаковом технологическом процессе состав производственно сточных вод различен. Основными загрязнителями производственных сточных вод, при условии превышения их концентрации ПДК (предельно допустимой концентрации), являются СПАВ, нефтепродукты, медь, железо.
Мы решили продолжить тему о воде и взяли для исследования сточные воды города Электрогорска.
Цели нашей работы - изучить состав сточных вод промышленных предприятий города Электрогорска, а также освоить методы исследования загрязняющих веществ сточных вод.
Мы определяем СПАВ в сточной воде. Метод основан на образовании определенного соединения при взаимодействии аниона активных веществ с метиленовой синей, экстрагируемого хлороформа. Для анализа мы взяли сточную воду Электрогорского мебельного комбината и сточную воду Электрогорского коллектора.
В 50 мл. колбу мы поместили 50 мл. исследуемой пробы. В начале для холостого опыта мы взяли дистиллированную воду. №9 - сточная вода мебельного комбината. №10 - сточная вода коллектора Электрогорска.
Итак, в результате исследований мы выяснили, что сточные воды Электрогорского мебельного комбината содержат больше нормы железа и меди. А сточные воды Электрогорского коллектора содержат больше ПДК железа, меди и СПАВ.
Результаты исследований были доведены до администрации этих предприятий.
В России начало изучению минеральных вод положено Петром I, не раз выезжавшим лечиться на курорты Западной Европы. По его указу в 1717 году было предписано: ":искать в нашем отечестве ключевых вод, которые можно использовать от разных болезней на приклад, какими в здешних краях пользуются, как Пирмонтскими, Шпавасскими и другими".
В 53 км от Петрозаводска, по приказу Петра I был организован первый в России курорт "Марциальные воды". Там излечивали от сердечнососудистых заболеваний, болезней почек и желудка, различного рода неврозов. Каждой болезни своя вода.
При ожирении надо пить минеральные воды с низким уровнем РН и содержанием натрия менее 20 мг/л. Избегать сильно минерализованных вод.
Болезни печени. Вода с большим содержанием сульфатов помогает восстанавливать клетки печени.
Гастрит с повышенной кислотностью лечит бикарбонатно-щелочная вода. Эта вода рекомендуется при мочекаменной болезни. Она оказывает противовоспалительное действие, а вода с повышенным содержанием солей оказывает мочегонное действие и помогает очистить почки и мочевые пути.
При гипертонии пьют воду с повышенным содержанием натрия.
При повышенном уровне холестерина пьют воду с высоким содержанием сульфатов и бикарбонатно-кальциевых солей.
Воды, богатые натрием, хлоридами, кальцием, магнием рекомендуют при заболевании желудочно-кишечного тракта.
Ценность минеральной воды обусловлена тем, что в ней сконцентрировано такое множество разнообразных полезных веществ, которое не содержит ни один продукт питания, включая овощи и фрукты.
Натуральная минеральная вода, как правило, в пластиковые бутылки не разливается. В редких случаях с этой целью применяют экологически чистый пластик, чаще голубоватого цвета. Но все же лучше стекла еще никто ничего не придумал. В настоящее время в торговых точках нашего города можно встретить по достаточно скромным ценам уникальную по своим качествам воду из Кисловодска, Ессентуков, Пятигорска.
Покупайте! Пейте! И будьте здоровы!
Использованная литература
1. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк. - М.: Вече, 2006.
2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1997.
3. Ильинская И.С. О богатстве русского языка. М., 1963.
4. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи (беседы о русском языке и культуре речи). М., 1972.
5. Научно-методический журнал. Литература в школе. № 9/ 2009.
6. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: Педагогика, 1982.