Цели:
- дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;
- формировать умение жить в нем;
- раскрыть содержание понятий "коллектив" и "школьные товарищи".
Оборудование: презентация.
Ход классного часа
1. Организация.
2. (Слайд №1) Прочитайте тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей)
3. (Слайд №2) Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, - товарищи.
Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.
4. Осмысление отношений в классе (беседа-диалог).
(Слайд №3) Дружен ли наш класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?
Вопросы для беседы на тему "Взаимопомощь в учебе".
1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры)
2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?
3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания детей)
Вопросы для беседы "Взаимопомощь в самовоспитании".
1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся)
2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы учащихся)
3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы учащихся)
4) Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время? Чем занимаетесь? (ответы учащихся)
5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (ответы учащихся)
5. Физминутка "Давайте все делать, как я".
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!)
Все делают дружно у нас! (Ура!)
6. (Слайд №4) Игра "Закончи фразу".
Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? (ответы учащихся)
- Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.
- Что такое "взаимопонимание"? (Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись).
7. Практическая часть.
1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в шахматы, а другому - в шашки. Как вы договоритесь? (у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться).
2) Составление памятки "Правила жизни в коллективе". (высказывания учащихся)
(Слайд №5). - Посмотрите, какие правила жизни в коллективе вы не назвали.
3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.
Подведение итогов работы в группах (Слайды 6-11 "Законы нашей жизни": закон уважения, закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).
- Что означают для вас эти законы? (ответы учащихся)
8. Подведение итогов.
- Что такое классный коллектив?
- Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?
- Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями. (Слайды 14-18 "Фотографии класса")
Звучит песня "Настоящий друг". Слова: М.Пляцковского, музыка: Б.Савельева.