Класс: 3 "А".
Тип урока: формирование умений и навыков.
Цель урока: активизировать имеющийся опыт 3-классников и систематизировать знания по теме "Родина".
Задачи:
в области ценностей: актуализировать
понятия: Родина, Россия, Отечество, государство,
президент, столица, государственные символы и
патриот; воспитывать доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость,
толерантность и уважение к людям;
Виды деятельности:
- беседа;
- путешествие в слово "Родина";
- групповая работа;
- работа со словарем;
- работа с картой и иллюстративным материалом;
- исполнение и прослушивание песен, Гимна страны;
- составление интеллект - карты, синквейна;
- творческие проекты
Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах, презентация со вставкой позывных, мелодии гимна Российской Федерации и слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям в программе фотостори, оценочный лист.
Технологическая карта урока
I. Организационный момент
- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Урок окружающего мира проходит под девизом:
Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.
II. Введение в тему урока
1. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя.
На экране высвечивается карта России. Слайд 2.
- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника - первая вещь - это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.
2. Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Слайд 3.
Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург
Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.
Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.
Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.
Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? - Родина.
III. Определение темы и цели урока
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.
- Как вы ее понимаете? Для вас важна данная тема урока? Почему?
IV. Актуализация знаний по теме урока
Сейчас вы можете произвольно организоваться по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.
1. Составление интеллект-карты и синквейна:
- 1 гр.- "Родина";
- 2 гр. - "Россия";
- 3 гр. - "Отечество".
- В чем сходство данных понятий? (Синонимы). Подбор однокоренных слов.
2. Экспресс-опрос. Слайды 5-10.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Кто является главой нашего государства?
- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.
- Назовите столицу.
- Назовите символы государства.
- Что обозначают цвета флага России?
Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.
- Чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?
3. Просмотр видеопрезентации. Слайды 12-41.
- Это все - Россия!
- Природа нашей страны.
- Государственные праздники.
- Национальные костюмы, головные уборы, обувь.
- Музыкальные инструменты.
- Художественные промыслы ( резьба по дереву, гжель, дымковская игрушка, хохлома, жостовская роспись, вологодское кружево и др.).
- Национальная кухня, кухонная утварь.
- Быт народов России.
- Рукоделие.
4. Защита эмблемы.
Вывод: Огромную территорию занимает Россия. Множество красивейших мест на нашей Земле. Главное богатство - это народ. Наша страна - многонациональная. Слайды 42-43.
- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).
В нашем классе проходил конкурс эмблем "Дружба народов России". Слово победителю (защита эмблемы в стихотворной форме).
V. Физминутка.
VI. Знакомство с новыми понятиями
1.Закончи фразу. Тест. Слайд 44.
- Духовный мир - это: (знания, информация, отношения между людьми)
- Мы называем свою Родину Отечеством, потому что: ( прадеды защищали нашу землю от врагов, отцы и деды здесь работали и учились, мы соблюдаем традиции народа)
- Что должен делать каждый человек, чтобы его внутренний мир был светлым и радостным? (Помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну).
Участие в муниципальной акции "Добрые дела".
2. Работа со словарем.
- Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот).
А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.
Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят - догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.
- 1 группа - военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов и космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
- 2 группа - композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.
- 3 группа - писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.
VII. Презентация работы групп. Взаимопроверка. Слайды 45-50.
VIII. Работа над понятием малая Родина. Прослушивание песни "С чего начинается Родина".
- У каждого из нас одна большая Родина - Россия. И у каждого - одна малая Родина - его город, село, деревня. Назовите свою малую Родину (ответы детей).
- Но в данный момент мы живем в прекрасном городе Верхняя Пышма.
а) рассказ о Верхней Пышме. Слайды 51-53
б) проект "История Лобвы" Вагиной Дианы
в) сочинение "Малая Родина", написанное моей дочерью и опубликованное на обложке дневника школьника.
г) выставка знаков по охране города
- Как вы думаете, нужно ли беречь и защищать свою Родину?
- Как мы можем позаботиться о своей Родине? (демонстрация работ учащихся). Слайд 54.
IX. Домашнее задание Слайд 55
1. Проведи интервью с родителями по вопросам:
- Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
- Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
X. Итог урока. Рефлексия (заполнение оценочных листов). Слайд
XI. Вопрос-мостик к следующему уроку: "Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?" Слайд 56
Об этом мы поговорим на следующем уроке.
XII. Продукт урока (оформление журнала "Россия - наша Родина").
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия Родина, Россия и Отечество;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.