Урок окружающего мира "Россия – наша Родина"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Класс: 3 "А".

Тип урока: формирование умений и навыков.

Цель урока: активизировать имеющийся опыт 3-классников и систематизировать знания по теме "Родина".

Задачи:

  • в области ценностей: актуализировать понятия: Родина, Россия, Отечество, государство, президент, столица, государственные символы и патриот; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
  • в области опыта: развивать навык работы с картой и иллюстративным материалом, навык работы в группе;
  • в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа России;
  • в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками - развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Виды деятельности:

  • беседа;
  • путешествие в слово "Родина";
  • групповая работа;
  • работа со словарем;
  • работа с картой и иллюстративным материалом;
  • исполнение и прослушивание песен, Гимна страны;
  • составление интеллект - карты, синквейна;
  • творческие проекты

Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах, презентация со вставкой позывных, мелодии гимна Российской Федерации и слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям в программе фотостори, оценочный лист.

Технологическая карта урока

I. Организационный момент

- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

Урок окружающего мира проходит под девизом:

Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.

II. Введение в тему урока

1. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя.

На экране высвечивается карта России. Слайд 2.

- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника - первая вещь - это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.

2. Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Слайд 3.

Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург

Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы

Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.

Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.

Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.

Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? - Родина.

III. Определение темы и цели урока

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.

- Как вы ее понимаете? Для вас важна данная тема урока? Почему?

IV. Актуализация знаний по теме урока

Сейчас вы можете произвольно организоваться по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.

1. Составление интеллект-карты и синквейна:

  • 1 гр.- "Родина";
  • 2 гр. - "Россия";
  • 3 гр. - "Отечество".

- В чем сходство данных понятий? (Синонимы). Подбор однокоренных слов.

2. Экспресс-опрос. Слайды 5-10.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто является главой нашего государства?

- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.

- Назовите столицу.

- Назовите символы государства.

- Что обозначают цвета флага России?

Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.

- Чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?

3. Просмотр видеопрезентации. Слайды 12-41.

  • Это все - Россия!
  • Природа нашей страны.
  • Государственные праздники.
  • Национальные костюмы, головные уборы, обувь.
  • Музыкальные инструменты.
  • Художественные промыслы ( резьба по дереву, гжель, дымковская игрушка, хохлома, жостовская роспись, вологодское кружево и др.).
  • Национальная кухня, кухонная утварь.
  • Быт народов России.
  • Рукоделие.

4. Защита эмблемы.

Вывод: Огромную территорию занимает Россия. Множество красивейших мест на нашей Земле. Главное богатство - это народ. Наша страна - многонациональная. Слайды 42-43.

- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).

В нашем классе проходил конкурс эмблем "Дружба народов России". Слово победителю (защита эмблемы в стихотворной форме).

V. Физминутка.

VI. Знакомство с новыми понятиями

1.Закончи фразу. Тест. Слайд 44.

- Духовный мир - это: (знания, информация, отношения между людьми)

- Мы называем свою Родину Отечеством, потому что: ( прадеды защищали нашу землю от врагов, отцы и деды здесь работали и учились, мы соблюдаем традиции народа)

- Что должен делать каждый человек, чтобы его внутренний мир был светлым и радостным? (Помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну).

Участие в муниципальной акции "Добрые дела".

2. Работа со словарем.

- Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот).

А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).

Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят - догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.

  • 1 группа - военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов и космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
  • 2 группа - композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.
  • 3 группа - писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

VII. Презентация работы групп. Взаимопроверка. Слайды 45-50.

VIII. Работа над понятием малая Родина. Прослушивание песни "С чего начинается Родина".

- У каждого из нас одна большая Родина - Россия. И у каждого - одна малая Родина - его город, село, деревня. Назовите свою малую Родину (ответы детей).

- Но в данный момент мы живем в прекрасном городе Верхняя Пышма.

а) рассказ о Верхней Пышме. Слайды 51-53

б) проект "История Лобвы" Вагиной Дианы

в) сочинение "Малая Родина", написанное моей дочерью и опубликованное на обложке дневника школьника.

г) выставка знаков по охране города

- Как вы думаете, нужно ли беречь и защищать свою Родину?

- Как мы можем позаботиться о своей Родине? (демонстрация работ учащихся). Слайд 54.

IX. Домашнее задание Слайд 55

1. Проведи интервью с родителями по вопросам:

  1. Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
  2. Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  3. Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
  4. Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

X. Итог урока. Рефлексия (заполнение оценочных листов). Слайд

XI. Вопрос-мостик к следующему уроку: "Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?" Слайд 56

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

XII. Продукт урока (оформление журнала "Россия - наша Родина").

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия Родина, Россия и Отечество;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.